Очень привлекательной является идея того, что крестоносный бывший президент Грузии может стать решением всех проблем Украины. Но есть факторы, которые нужно учитывать, пишет старший научный сотрудник Атлантического совета, основатель и содиректор фонда UJE (Ukrainian Jewish Encounter) Адриан Каратницкий в своей статье «Дело против Саакашвили» для Foreign Policy, передает ONLINE.UA.
Оставив свою родную Грузию после того, как избиратели отвергли его партию и его срок в качестве президента истек, Михеил Саакашвили возродил свою политическую фортуну в гораздо большем игровом поле - Украине. Бывший президент Грузии принял украинское гражданство и быстро стал одним из самых популярных политических деятелей страны. И недаром: он показательно храбр, имеет огромный кладезь энергии, и он заманивает украинцев простым решением проблемы бедности и коррупции, а именно - собой.
Украинская карьера Саакашвили началась в мае 2015 года, когда президент страны Петр Порошенко назначил его губернатором Одесской области, которая знаменита своей коррупцией и организованной преступностью. Будучи мастером в сфере общественных отношений, Саакашвили бросился с головой в исполнение этой роли, пообещав очистить Одессу и, в частности, её знаменитый коррупционный порт.
Начав с увольнения ряда чиновников высшего и среднего звена и заменив их получившими образование на Западе молодыми украинцами, неопытными, но телегеничными активистами и несколькими политическими сторонниками из Грузии, Саакашвили вскоре заявил, что его борьба с коррупцией зашла в тупик из-за украинского правительства. Он начал проводить меньше времени в своем регионе и больше в столице. Громогласно отрицая высокие политические амбиции, Саакашвили явно наметил своей основной целью премьер-министра Арсения Яценюка и выход, через него, на национальную политическую арену.
Саакашвили быстро стал объединяющим фактором для активистов по борьбе с коррупцией. 6 декабря он провел большой форум по борьбе с коррупцией в Одессе, где сделал масштабное заявление, обвинив в массовой коррупции высшие эшелоны украинской власти. Он заявил, что раскопал коррупционные схемы, которые стоили государству $5 млрд в год, и сказал, что коррупция в государственной компании Укрзализныця составила около 40% от этих $5 млрд.
Но заявление было сделано без аудита и детального анализа, и министр инфраструктуры Андрей Пивоварский вскоре отверг обвинения как "совершенно безосновательные". Пивоварский пришел к власти из мира инвестиционного банкинга и высоко ценится антикоррупционными кампаниями за его честность. Он отметил, что Укрзализныця - это "компания, которая прошла аудит, которая работает с Европейским банком реконструкции и развития, а также с Европейским инвестиционным банком". По утверждениям министра инфраструктуры, такие массивные должностные преступления не могли быть не замечены этими авторитетными организациями. Пивоварский также отметил ущерб репутации, который вызвали претензии Саакашвили, в то время как украинское правительство работает над обеспечением нескольких сотен миллионов долларов западных инвестиций для железной дороги.
В последующие недели, впрочем, Саакашвили потряс еще большими обвинениями в коррупции верхушку власти, не вдаваясь в детали и анализ. По мнению журналистов и активистов гражданского общества, Саакашвили заимствовал некоторые данные влиятельного российского бизнесмена Константина Григоришина, в связях с которым он подозревается, о предполагаемых коррупционных схемах, хотя и с небольшими изменениями, чтобы избежать нападения на непосредственных союзников президента Порошенко.
На заседании Нацсовета реформ 15 декабря Саакашвили продолжил свои обвинения, что переросло в конфликт между губернатором Одесской ОГА, министром внутренних дел Арсеном Аваковым и премьер-министром Арсением Яценюком. Ситуация была широко освещена украинскими и мировыми СМИ, что не улучшило имидж украинских политиков.
Атаки Саакашвили на правительство сначала выглядели частью усилий президента Порошенко обеспечить свою позицию, подрывая поддержку премьер-министра Яценюка, который одновременно и его главный партнер по коалиции, и политический соперник, но его действия все больше выглядят как результат его собственных амбиций.
К сожалению, аппетит Саакашвили к политическим зрелищам и, как многие считают, его грандиозные политические амбиции делают гораздо больше, чем дестабилизируют правительство Украины, заманивая важных и заслуживающих доверия лидеров гражданского общества Украины. Многие из этих активистов признают недостатки Саакашвили, но некоторые видят в нем харизматическую фигуру, которая является их лучшим способом надавить на правительство с его медленными темпами усилий по борьбе с коррупцией. Наиболее политически амбициозные надеются присоединиться к Саакашвили в его новом политическом движении.
Саакашвили заслуживает похвалы за его ранние, решительные шаги по уничтожению коррупции и преступных сетей в Грузии, проталкивание дерегулирования и реализации успешных рыночных реформ. Но достижения его ранних лет президентства связаны с признаками авторитарного подхода. Это опасно в Украине, которая уже давно колеблется между тиранией и демократией. После прихода Саакашвили к власти в Тбилиси благодаря конституционным реформам президент получил огромное влияние. И в то время как, по общему признанию, им была проведена внушительная антикоррупционная кампания, он также причинил значительный ущерб грузинской демократии путем упрощения соблюдения предусмотренных законом процедур, яростного подавления протестов оппозиции и оппозиционных СМИ.
Также тревожным звоночком является вопрос его международной репутации – в неофициальных разговорах высокопоставленные европейские лидеры описывают Михеила Саакашвили как неустойчивого, несбалансированного лидера, чья импульсивность привела его и его бывшую родину, Грузию к излишним рискам. В результате его растущая роль в украинской политике была скептически воспринята Брюсселем и другими европейскими столицами.
Наиболее тревожным фактором является стремление Саакашвили идти против его политических оппонентов, обвиняя их в преступной деятельности, а не ставя под сомнение их идеи с помощью обычной демократической политики. Общество Украины весьма подозрительно к бизнес-элите и политическому руководству страны и, во многих отношениях, это оправдано. Но противостоять коррупции нужно не обвинениями, а путем преднамеренного, хорошо документированного воздействия на конкретные проступки. По этой причине борцы с коррупцией в Украине должны держать политика на расстоянии вытянутой руки и продолжать идти по пути, который уже принес значительный прогресс - детальные исследования и публичное рассмотрение коррупционных схем и неустанное побуждение к действию государственных учреждений.
Но проблема в том, что просить о подобной осмотрительности граждан Украины после двух изнуряющих лет революции, экономического кризиса и войны может оказаться слишком большой задачей. Страна устала и терпение по отношению к очень медленным темпам борьбы с коррупцией быстро исчерпывается, поэтому существует искушение поддаться иллюзии быстрого и легкого решения. Это приведет к судорожному будущему Украины - среде, в которой Михеил Саакашвили процветает.