Foreign Policy объяснил, зачем Путин стянул войска к границам Украины
Категория
Политика
Дата публикации

Foreign Policy объяснил, зачем Путин стянул войска к границам Украины

Foreign Policy объяснил, зачем Путин стянул войска к границам Украины
Источник:  Foreign Policy

Как можно объяснить противоречивую картину сегодняшней Украины - страны, правительство которой громко объявило о программе реформ, но  реформаторы которой в настоящее время покидают это же правительство ?

Немецкий политолог Андреас Умланд в своей статье для Foreign Policy, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказал о том, как Россия своими действиями делает все, что в её силах, чтобы революция в Украине не имела успеха, и правительство провалило внедрение реформ, которых от него  требуют народ и з ападные партнеры, а также зачем Владимир Путин стянул свои войска к границам Украины.

Киев может похвастаться своими первыми успехами в реализации широкомасштабной программы реформ, которая была принята в июле 2014 года. Был принят ряд последовательных законов: о люстрации, борьбе с коррупцией, закупочной деятельности, реструктуризации государственных служб, модернизации высшего образования, создании новой полиции, введении государственного телевещания и так далее. Создаются четыре новых антикоррупционных ведомства.

Кроме того, проводятся реформы на местном уровне. Многие регионы, города и даже села меняют свои государственные административные органы к лучшему, как в кооперации с киевской (центральной, - ред.) властью, так и по собственной инициативе. В ряде региональных администраций, таких, как Одесса, происходят изменения, опережающие реформы в столице.

И все же, несмотря на признаки прогресса, Украина находится в центре политического кризиса. Существует явное свидетельство углубляющегося раскола внутри правящей элиты. После возрастающей критики затягивания страны с реформами со стороны международных и внутренних наблюдателей в предыдущие месяцы,  министр экономики (экономического развития и торговли, - ред.) Украины Айварас Абромавичус подал в отставку 3 февраля, вызвав потрясение в политических кругах. Абромавичус откровенно заявил, что его отставка - это протест против давления на его министерство со стороны коррупционеров, и его действия вывели на свет возрастающее разочарование в реформаторах страны.

Дело не только в том, что обещания быстрых и всеобъемлющих реформ, сделанные после Евромайдана, до сих пор не выполнены. Как ясно дал понять Абромавичус, старая система и сети государственного предпринимательства восстанавливают себя под новыми ипостасями. По иронии судьбы, именно антиолигархическое негодование преобладало на Евромайдане и было заложено в реформаторской повестке нового правительства. При всей своей энергии и активности, мобилизованный сектор гражданского общества и ангажированные западные диаспоры не смогли предотвратить сопротивления старой гвардии.

Стандартное объяснение этому кажущемуся противоречию, в то время как оно в большей степени правдиво, является неполным: постсоветские коррупционные сети Украины сопротивляются, старые привычки и структуры сохранились, и новое политическое руководство в Киеве явно не как трансформировано, как думали революционеры в 2014 году.

Но почему же реформаторы Евромайдана не в состоянии преодолеть старую олигархическую систему? Можно выделить три основные причины этой неудачи – и у каждой из них можно проследить связь с Кремлем.

Первая – это факт безжалостной российской военной агрессии. Наступление Москвы на юге и востоке страны не только нанесло ущерб территориальной целостности Украины, но и глубоко затронуло многие другие аспекты жизни общества, в том числе его способность к радикальным изменениям. Тысячи украинцев, среди которых много самоотверженных патриотов, были убиты, искалечены, ранены или травмированы в результате боевых действий. Страна потеряла две экономически важные территории - Крымский полуостров и большую часть Донбасса. Украине пришлось переориентировать большую часть своих и без того скудных финансовых, материальных и человеческих ресурсов из гражданских на военные сектора, а также на послевоенное восстановление.

Эта война и связанные с ней вызовы привели к серьезным последствиям для украинского гражданского общества и диаспоры на Западе. Десятки тысяч активистов, мобилизованных революцией, не могут больше концентрировать усилия на реформировании страны. Вместо этого они фокусируются на её выживании. Вместо того чтобы искоренять олигархию в правительстве или разрушать старый государственный аппарат, главным приоритетом стало убедиться, что все, независимо от того, как это может быть неприятно, будут выступать против России. К примеру, летом 2014 года один из самых известных промышленных магнатов Украины Игорь Коломойский сыграл решающую роль в сохранении от распространения в стратегически важной Днепропетровской области вдохновленного Кремлем пророссийского сепаратизма. Неудивительно, что сегодня он остается одним из самых важных "серых кардиналов" страны.

Даже когда боевые действия пошли на убыль, дополнительно огромные проблемы, как для правительства Украины, так и для ее гражданского общества, вышли на первый план. Страна должна сосредоточиться на облегчении физических и психологических страданий тысяч солдат и гражданских лиц, непосредственно пострадавших в результате боевых действий, а также выяснить, как заботиться о сотнях тысяч вынужденных переселенцев с пострадавших территорий.

За прошедшие два года гражданское общество Украины должно было сосредоточиться на таких задачах как совершенствование законодательных проектов, продвижение международных экономических связей, выявление коррупционных сетей, разработка образовательных программ, выявления расточительных расходов, или прийти к соглашению по сложным историческим вопросам. Вместо этого, большинство активистов, которые были мобилизованы зимой 2013-2014, с тех пор заняты работой, привязанной к войне, и ее различными последствиями для общества.

Вторым большим препятствием для реформ стал  экономический кризис в стране. В основном, но не исключительно, в результате войны ВВП Украины рухнул в 2014-2015 годах, потянув за собой и национальную валюту. Реальная заработная плата также резко упала, более чем на 13% в 2014 году и еще на 10% в 2015-м.

Украинцы также столкнулись с  резким ростом цен на энергоносители  - это условие, наложенное Международным валютным фондом, прежде чем он согласился выплатить несколько миллиардов вспомогательных кредитов. Бесспорно, эти болезненные условия весьма запоздалые. Но эта резкая макроэкономическая корректировка в военное время еще более усугубила от шок уже серьезных финансовых и социальных проблем страны.

Вытекающее из этого резкое повышение стоимости коммунальных услуг и цен на потребительские товары не только сократило частное потребление, инвестиции и комфорт. Оно снизило уровень жизни гражданских активистов, уменьшило уровень народной поддержки правительственной политики вестернизации и способствовало возникновению безответственного политического популизма. В то время как обедневшие борцы с коррупцией начали больше беспокоиться обеспечением ежедневного выживания их семей, относительная свобода действий их сверхбогатых противников в промышленности, средствах массовой информации, парламенте и правительстве соответственно увеличилась.

Наконец, способность Украины к реформам была серьезно повреждена общей кампанией подрывной деятельности России. Более традиционные аспекты вторжения РФ в Украину стали сопровождаться  нетрадиционными элементами российской "гибридной войны", в том числе невоенными экономическими, социальными, психологическими, политическими и другими мерами, которые лишь частично видны западным политикам и общественности. К ним относятся торговые санкции, тайные разведывательные операции, международные пропагандистские кампании, кибератаки, дипломатические перепалки, группирование войск на российско-украинской границе, и так далее.

Цель последнего компонента – проведение масштабных армейских учений и передвижений сухопутных войск – это не только обучить и подготовить российских солдат для возможного будущего нападения на Украину. Большим беспокойством является тревога, которую маневры вызывают в Украине и среди её партнеров. Как и огромное количество тяжелого вооружения, которым Москва вооружает свои марионеточные режимы на Донбассе, армейские учения вблизи границы предназначены для того, чтобы заставить всех гадать: могут ли мобилизованные российские войска напасть на Украину сейчас? Или Кремль готовит наступательную операцию в будущем? Или Москва просто играет с нервами Киева и пытается спровоцировать радикальные украинские силы? Полномасштабная война между Россией и Украиной произойдет в ближайшее время, или позже, или никогда?

Вполне возможно, самым серьезным аспектом нелинейной войны Кремля выступает не её прямое влияние на украинское общество. Быть может, более значительным является эффект психологический. Украинцы устали от этого подвешенного состояния ожидания, особенно в тех частях страны, где преобладают русскоговорящие. Подрывные действия Москвы направлены на то, чтобы препятствовать предпринимателям, выпускникам высших учебных заведений, расстроить активистов гражданского общества, вызвать обеспокоенность среди международных партнеров и отпугнуть иностранных инвесторов.

Очевидно, что российская агрессия не должна быть оправданием медленного внедрения реформ для украинского правительства. Украинские союзники должны продолжать настоятельно требовать от Киева чистого правительства и глубоких экономических реформ. Но Запад должен понять, что изнуренное общество страны и его находящееся в осаде правительство действуют в условиях чрезвычайного стресса и несметного числа отвлекающих факторов. Поэтому западные лидеры и политические деятели должны продолжать давить на Москву, чтобы она прекратила свою безрассудную гибридную войну.

Если бы Россия уважала суверенитет, целостность и европейский выбор своей "братской нации", сегодня мы бы имели совсем другую Украину.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?