Хвастались чемоданами денег от Путина: кто и как начал войну на Донбассе
Категория
Украина
Дата публикации

Хвастались чемоданами денег от Путина: кто и как начал войну на Донбассе

Хвастались чемоданами денег от Путина: кто и как начал войну на Донбассе
Источник:  online.ua

Андрей Шаповалов – единственный из депутатов Луганского облсовета, кто два года назад, в марте 2014-го, проголосовал против решения регионалов признать украинскую власть нелегитимной. В резолюции были угрозы позвать на помощь «братский народ России». Как мы знаем теперь – регионалы не шутили. А Андрей убеждал с трибуны: «Я вас прошу – не допустите войны!»


Андрей Шаповалов сейчас возглавляет Луганскую областную телерадиокомпанию, много лет проработал луганским корреспондентом канала ICTV. Проявлял интерес к политике, что привело его к депутатству в Луганском областном совете. 


Луганский облсовет, как и все в этом городе, был создан по коммунистическим калькам, депутаты привыкли голосовать единогласно. Старались держаться с большинством даже представители оппозиционных партий. Выступить против Партии регионов в Луганске значило просто поставить крест на своем бизнесе, резко попасть в маргиналы.  Во время гражданского противостояния, когда наемникам раздали оружие – это еще и угроза жизни. Таков был вес этого единственного голоса «против», когда Луганщина уже погружалась в войну. 


Андрей Шаповалов рассказал журналисту ONLINE.UA о подробностях сепаратистского переворота в Луганске.


- Андрей, давай перед разговором о событиях того дня, о голосовании, вспомним атмосферу Луганска начала марта 2014-го. В центре митингуют люди с русскими флагами, проводят акции луганские евромайдановцы. Ефремов (глава фракции Партии регионов в Верховной Раде) выступает перед толпой с лозунгами: «Отстоим - не отдадим!» А что можно сказать о скрытых механизмах этого процесса? Ты знал что-то такое, чего не знали остальные?


- Я уже точно знал, что по Лутугинскому району (Луганской области, - ONLINE.UA) вербуют гопников в банды. У меня были знакомые, занимающиеся строительным бизнесом. Я у них что-то уточнял по стройке, для себя сделать нужно было. Знакомый прораб рассказал, что рабочие уже заняты: «Ребятам предложили по «сотке» в день, если просто пошариться, а 500 гривен – если с боевыми действиями!» Вот такой мне ценник озвучили. Это предложили людям, которые разнорабочими по 50 гривен в день получали! И они обрадовались «новым возможностям», тем более пообещали им выдать чуть ли не по «волыне»!


А еще к тому времени, мне источник сообщил, Арсен Клинчаев (депутат Луганского облсовета, провокатор, участвовал в драке в Верховной Раде, неоднократно задерживался за хулиганство милицией, водрузил российский флаг над зданием Луганской ОГА - ONLINE.UA) собрал в гостинице «Славянская» свою братву и похвастался, что привез из администрации президента России чемоданы с «лаве». Призвал к действиям: поднимайте актив, настраивайтесь, теперь будем рвать «бандерлогов»! Источник – человек неглупый, пообещал и видеозапись с мобильного, но потом «стух» - побоялся, что вычислят.


Читайте также: После пыток спина у меня была цвета флага ДНР — волонтер о захвате Донбасса


Уже заработали провокации, 22 февраля братья Серпокрыловы (луганские активисты, замеченные в организации заказных политических акций — ONLINE.UA) имитировали для ТВ взятие «правосеками» облгосадминистрации, то есть первые драки были. Масштаб будущей войны я, конечно, не представлял тогда, но вот то, что произошло в день рождения Тараса Шевченко, 9 марта, когда гопники напали на евромайдановцев, этого хотелось избежать.


Я опасался, что Арсен Клинчаев со своей братвой реально устроит побоище. Евромайдановцы, при всем уважении, - не кулачные бойцы. Тем более, против орков с дрынами – их бы всех перемололи. И вот я думал, что это противостояние можно решить в плоскости переговорной. Для этого и выступил на сессии 2 марта.




Андрей Шаповалов


- Расскажи об этих днях! Перед сессией же был пророссийский митинг, на котором выдвинули требования к Луганскому облсовету?


- Да, за день до сессии, 1 марта, на Советской был митинг «Русская весна», мы там снимали для ICTV. Там была озвучена резолюция, которую собирались утвердить 2 марта – на внеочередной сессии. Выступали депутаты облсовета (Мирошник и другие), бойцы «Беркута», приехавшие из Киева. Депутаты облсовета, регионалы пообещали принять эту резолюцию на внеочередной сессии облсовета.


1 марта 2014 года. Митинг в Луганске



Понятное дело, что сами они эту резолюцию и сочинили, но был задействован такой обходной маневр: это не регионалы резолюцию придумали, а «Народный совет Луганщины».


- Что это за «совет»? Что ты знал о его «лицах»?


- Ты же лица этих «простых луганчан» видел на видео? А я их наблюдал постоянно, и понимал – это добром не кончится.


Во главе движения поставили Харитонова и Любу Корсакову (Александр Харитонов - «народный губернатор Луганщины», Любовь Корсакова – глава луганских «витренковцев» - ONLINE.UA). С Корсаковой я был знаком давно, а Харитонова не знал вообще. Что это за чучело! Боже, когда я на него глянул, ну куда такого «губернатора»! У него лицо тяжелого алкоголика, с психическими расстройствами, то ли родовые травмы у него… Короче – лицо дебила! Вот они на сессии в облсовет и ходили, боролись за «простых луганчан».



«Народный губернатор Луганщины» Александр Харитонов 


Потом, 1 марта вечером, из облсовета позвонили: «Андрей Анатольевич, приходите на сессию!» Я долго думал: идти ли вообще? 2 марта у меня был день рождения. И вот я до двух ночи шастал по дому, курил, перезванивался с друзьями, коллегами. И более опытные старшие товарищи говорили: «Мы не пойдем и тебе не советуем!» И скажу, ночью я так решение и не принял. А утром жена поздравила с днем рождения, погладила свитер, и я сказал: «Ну ладно, я съезжу по-быстрому, скажу, что думаю, и вернусь к гостям!»


На сессии большинство эти события всерьез не воспринимало. Все было легко, шутя, хиханьки-хаханьки. К выступлению я не готовился, заявился, и Валерий Голенко, глава облсовета, оттягивал мое выступление до последнего. Все уже отвыступались. Потом полезли выступать больные на голову депутаты-пенсионеры, ректор Аграрного университета Валентина Ткаченко. Уже середина дня, жена звонит – где ты? Думаю, быстрее бы проголосовать и свалить отсюда.


И резолюция эта голосовалась два раза. Первый раз из нее убрали острые моменты, митингующие не выпустили депутатов, сказали: «Не пойдет! Идите переголосовывать!» Во второй редакции уже были слова «оставляем за собой право обратиться за помощью к братскому народу Российской Федерации». Из-за чего Иванов (луганчанин Сергей Иванов, блогер – ONLINE.UA) подал жалобу в прокуратуру: решение незаконное, принято под давлением.


- То есть, ты проголосовал первый раз «против» и хотел уже уходить?


- Да. Я хотел вместе с журналистами выйти, я же еще с оператором ICTV был – но меня закинули назад. И мы тогда с Андреем Недовесом (луганский предприниматель, депутат облсовета - ONLINE.UA) сцепились на лестнице – мол, иди теперь объясняй, вы вчера народу лапши на уши навешали! Он: «Иди ты объясняй!» - «Мне, понятно, туда соваться нельзя, это же ваши кенты!» Такая перепалка была, запомнилась…


Читайте также: Ждал, когда этот Донбасс снесут c лица земли — рассказ луганчанина


А уже вечер, родные волнуются. Звоню начальнику луганской милиции Гуславскому: «Владимир Станиславович, мне как-то надо выйти! Я уже проголосовал, переголосовывать не хочу!» Он отвечает: «Мы никак не можем тебя вывести, тебе безопасней всего сидеть там!» В это время переписали резолюцию, ужесточили ее – и опять поставили на голосование.


Я в это время поругался на втором этаже с Корсаковой и Харитоновым, которые заперлись в зале. Я грубо очень разговаривал: вы здесь в качестве гостей, и ваш голос даже не совещательный. Крышу сорвало: мол, гопота всякая сюда лезет, кто вам вообще дал право представлять Луганщину?


Выступление Шаповалова:



ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ АНДРЕЯ ШАПОВАЛОВА: 


Я хочу начать свое выступление с предложения: почтить память погибших - и с одной, и с другой стороны. В любом случае, это были наши люди, наши соотечественники, и только история, время рассудит – кто был прав, кто виноват!


Крики из зала: Дальше!


Я вас прошу об одном… Я вас прошу как коллег, как старших – не допустите войны в Украине! Сегодня, кроме пафоса и избитой риторики, я не услышал никакого конструктива. 


Зачем вы это делаете? Средний возраст депутатов Луганского областного совета – 59 лет. Вы не пойдете воевать. Пойдут воевать ваши дети и ваши внуки. Остановитесь, прошу вас! С холодной головой нужно принимать эти решения. Не ко времени разжигание. 


Несколько месяцев назад мы обсуждали эти вопросы, говорили: «Майдан – это не вся Украина!» Так вот, сейчас, под стенами областной администрации – не вся Луганская область. Давайте услышим людей, давайте проведем референдум (всеукраинский - ONLINE.UA).


(Шум в зале).


Давайте услышим людей! Они (украинская власть - ONLINE.UA) – не услышали! Давайте не повторять эти ошибки, эти просчеты! Я вас прошу – не допустите войны!


- Во время выступления ты говорил о всеукраинском референдуме, что-то о «помощи братской страны». Это была попытка потянуть время? Как ты хотел спасти положение?


- Мое мнение за два года не изменилось. Следовало провести всеукраинский референдум, предложить какие угодно вопросы: «федерализация», язык, выборы, да хоть «помощь братской России». Это сейчас слово «референдум», после Крыма, ЛНР-ДНР приобрело нецензурное, матерное значение. А тогда… Ты же понимаешь, референдум о поправках в Конституцию мог быть только всеукраинским.


Следовало перед референдумом объявить Конституционные чтения и выиграть, таким образом, время, - для того, чтобы снять градус напряженности, сохранить неприкосновенность границ и легитимность власти.


Вот был у нас референдум в 2000 году, подавляющее большинство проголосовало «за» предложенные поправки. Ну и что? У нас так и осталось 450 нардепов, а не 300, нет и второй палаты в Верховной Раде. То есть, его результаты не имплементированы, такое себе совещательное мероприятие.


Я подробно изучил тему, по моей социологии представлял всю картину – вообще не страшно было проводить референдум. Две донбасские области против двадцати трех – остальной Украины. Ни федерализация не прошла бы, ни автономии, ни особый статус. То есть, все больные темы можно было нивелировать законодательным путем. И увести конфликт с «площадей».



Луганский Евромайдан. 8 марта 2014 года


- Луганчане выясняли отношения на «площадях». А о ментовской активности в те дни что можно рассказать? 


- С активностью милиции должна разбираться Служба безопасности Украины. Я тебе один пример расскажу. Уже было здание СБУ захвачено, я еду по городу, от цирка вниз, на повороте останавливают «гайцы» знакомые – Луганск маленький, все всех знают. «О! Андрей Анатольевич! Нарушаете?» Я говорю: «Что вы здесь стоите? Бойцы! Вот СБУ рядом, пойдите выгоните гопоту оттуда подс***чниками! Они стоят с русскими флагами: что это за б**ство? Мы же в Украине живем!» Здоровые кабаны стоят! Отвечают: «Та… А смысл? Ты знаешь – в России получка втрое больше! За что нам идти воевать?» Вот это тебе настроение луганской милиции.


- Теперь вопрос о депутатах, тогда голосовавших. Как у них сложились отношения с «властью ЛНР». Вот известно, что сепаратисты убили Николая Зеленца, помощника нардепа-сепаратиста Горохова. Депутат Недовес описывал в Facebook, как он расследовал убийство Зеленца. Что с остальными?


- Родион Мирошник, Олег Акимов успешно работают на процветание «республики». Валерий Голенко – в столице. Арсен Клинчаев, после того, как побывал в плену Олега Ляшко, спокойно бывает в Киеве, жарит шашлыки в Гидропарке.


Из тех, кого я хорошо знал – многих ограбили. Вот Голуб Александр Иванович, выехал с оккупированной территории. Он все потерял, и бизнес, и дом отжали у него в Первомайске. Павел Фурдей из Антрацита, один из владельцев Машзавода – все отобрали, все разграбили.



Арсен Клинчаев создал "Музей оранжевой революции" в Луганске


Короче, кто оставил без присмотра имущество и уехал – все поплатились. Тот же Александр Киселев (экс-народный депутат Украины от СДПУ(о), миллионер, совладелец Луганского кабельного телевидения - ONLINE.UA) не пришел на ту сессию. А мог же прийти, и должен был прийти, повлиять своим авторитетом на ситуацию. У него же сколько офисов, домов было в центре – все отобрали. У депутата Юрия Кравченко (исполнительный директор ООО «Авангард» - ONLINE.UA) в Алчевске во дворе военный склад устроили, держали гаубицу в гараже.


- Я помню, ты несколько лет назад дом строил…


- Дом я достроил. Его разграбили конкретно россияне. Никакой связи с моей политической деятельностью не было.


Мы, когда уезжали, оставили дом на сигнализации. И вот, когда свет летом 2014-го пропал, то и сигнализация отключилась. За домом тесть присматривал. Стали понемногу тянуть со двора, а однажды тесть пришел и застал «гостей». Он побежал на ближайший блокпост, мол, грабят! Боевики пришли, одного поймали. Начали расспрашивать: «Ты кто такой?» - «Та я с Ростова!» - «А чего приехал?» - «Та воевать!» - «А чего не воюешь?» - «Та страшно!» - «А что тут делаешь?» - «Трофеи собираю». Это то, что рассказывал мой тесть, он при допросе присутствовал.


И вот они и мой дом, и поселок грабили месяца два-три – кому там следить?


Глава Луганского облсовета Голенко читает резолюцию сессии



- Что ты думаешь вообще о луганских депутатах? Каков их уровень понимания ситуации? Они реально тупы и не понимали, что такое поведение приведет к войне?


- Тупы ли они? Нет – не тупы. Та часть, которая «раскачивала лодку», точно знала, что они делают. Это и коммунисты, и Родион Мирошник, Клинчаев. Я не был на заседании фракции Партии регионов, но мне рассказывали, что там перед сессией было горячее обсуждение. Однако все проголосовали, как сказано, согласно линии партии.


Один знакомый пересказывал слова Голенко: «Мы хотели просто «качнуть», чтобы перетянуть больше полномочий, а когда все понеслось – сами еле ноги унесли!» По словам знакомого, Голенко не предполагал, что «россияне так круто возьмут».


Это российский фактор. Но я думаю, что и россияне не думали о масштабе подобного военного конфликта. Все-таки до июля 2014-го хоть и виртуальная, граница была. Боевиков в Луганске было очень мало, почти без техники. И это наши долб***ы сделали все, чтобы осложнить ситуацию. Весь август мы сидели как на иголках, вот уже «Айдар» вошел в Луганск, отбил Вергунку – казалось, вот-вот, и все закончится. Сепары массово бежали. В городе остался только батальон (боевиков, - ONLINE.UA) «Заря» - и то, только в силу веса награбленного, и тупости своей природной, они не успели сбежать.


Все просили: «Дайте команду на зачистку!» Команды нет. И тогда, наверное, Плотницкий сумел убедить Суркова (помощника президента РФ Владимира Путина Владислава Суркова, - ONLINE.UA), или с кем он там общался: «Дай военную поддержку, мы удержим ситуацию!» За что Плотницкий и получил впоследствии такие преференции. В том числе на отстрел Бэтмена, Мозгового и других «атаманов».


- И что сейчас в настроениях луганчан? Об этом сейчас много пишут. Просто поделись каким-то последним впечатлением.


- Вчера я звонил своему товарищу в Луганск, поздравлял его с днем рождения. Он живет в районе аэропорта. Разговорились о новостях. Даже сейчас, прошло два года, он не может включить элементарный анализ. То ли память у людей короткая?


- Мозг какой-то другой может?


- Мозг какой-то другой… Говорит: «У меня мина во дворе взорвалась, все посекло, но, слава Богу, мы живы!» Я спрашиваю: «Ну, ты понимаешь, что вы в заложниках у этих орков вооруженных? Которые, к тому же, отстреливают сейчас друг друга?» - «Ну что ты такое говоришь – это правители во всем виноваты с обеих сторон!» Я то же самое ему повторяю, он просит: «Давай о политике не будем! Правители уйдут, мы станем мирно жить!»


То есть, мне трудно это понять. У людей отобрали имущество, работу, перспективы, и они продолжают в этом «мирно сосуществовать».


Беседовал Ярослав Гребенюк


Фото: Facebook Андрея Шаповалова, Александра Волчанского, Юлии Красильниковой, Ярослава Гребенюка.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?