Новая диктатура: на Западе жестко прошлись по Порошенко и лидерам Рады
Категория
Политика
Дата публикации

Новая диктатура: на Западе жестко прошлись по Порошенко и лидерам Рады

Новая диктатура: на Западе жестко прошлись по Порошенко и лидерам Рады
Источник:  Atlantic Council

16 февраля 2016 года, в тот же день, когда проходило голосование о выражении недоверия Кабинету министров Арсения Яценюка, Верховная Рада  с восемнадцатой попытки  успешно приняла законопроект №3700 (который уже назвали законом о "партийной диктатуре", - ред.). Хотя его затмили споры по поводу голосования по правительству, закон является эквивалентом "диктаторских" " законов 16 января" 2014 года  для украинских политиков.

Внештатный старший научный сотрудник центра Dinu Patriciu Eurasia Center Атлантического совета (Atlantic Council) Брайан Меффорд в своей статье, перевод которой сделал ONLINE.UA, анализирует, кому и по какой причине является выгодным закон о "партийной диктатуре", и рассказал что общего у них с диктаторскими законами 16 января.

Что такое законы 16 января? По мере того как  Евромайдан набирал обороты, 16 января  2014 года парламентом бывшего президента Виктора Януковича были приняты законы, которые строго ограничили свободу слова, собраний и другие права человека. Печально известные законы были в числе первых, которые отменили после свержения Януковича месяц спустя.

Новый закон ограничивает свободу слова и подрывает волю украинских избирателей, так как  позволяет исключение кандидатов в депутаты по партийным спискам, избранных по пропорциональной системе. Конечно, это касается только кандидатов в депутаты, а не всего населения, как было с диктаторскими законами 16 января, но его влияние - леденящее. Избиратели больше не решают, кто проходит по партийным спискам. Теперь политические верхушки, партийное руководство имеют одностороннюю и непроверенную власть исключать тех кандидатов, которые им не нравятся. Избиратели могут избрать кандидата на свободных и справедливых выборах, но если этот кандидат не подчиняется всем требованиям руководителей партии, он или она могут быть исключены и заменены на более податливого кандидата, находящегося ниже по списку.

Например, большинство избирателей могут отдать свой голос за Шевченко из "проходной" части списка (кандидаты из верхушки списка, с реалистическими шансами быть избранными), но партийное руководство предпочитает Иванова, который находится ниже по списку. Таким образом, после выборов, но до принятия присяги новым депутатом, руководители могут убрать Шевченко из их списка и поставить Иванова вместо него. У избирателей (и Шевченко) нет никакого выхода. Этот новый закон дает горстке партократов монополию на продажу места в списке партии за самую высокую цену. Таким образом, воля избирателей становится просто теорией, а не суверенным выбор электората.

25 февраля президент Петр Порошенко подписал этот законопроект. Этому есть причина. Когда депутат отказывается от своего мандата (чтобы занять пост в правительстве, например), то он или она заменяется следующим кандидатом в соответствующем партийном списке. С перестановками в Кабинете министров, которые готовятся в настоящее время, некоторые депутаты могут в конечном итоге оказаться в правительстве и откажутся от своих депутатских мандатов. Учитывая это, Блок Порошенко осознал, что следующий кандидат в их списке на место в парламент - Андрей Богдан, главный адвокат Геннадия Корбана, который является союзником олигарха Игоря Коломойского и выступает в качестве председателя партии УКРОП. Когда осенью 2014 года этот список согласовывался, Коломойский был губернатором Днепропетровской области, и его отношения с президентом были терпимыми. Однако после того, как Порошенко уволил Коломойского прошлой весной, он был против попадания в парламент любого его союзника. Особенно из списка его собственной партии.

Но можно ли аннулировать волю избирателей просто потому, что БПП плохо отбирает своих кандидатов? В Соединенных Штатах, когда выборное должностное лицо меняет партию, он или она остается в офисе на протяжении всего срока и имеет такую же возможность добиваться переизбрания в новой партии. Это потому, что воля избирателей является суверенной и превалирует над пожеланиями руководителей политических партий.

Подписав законопроект №3700, Порошенко потерял авторитет в вопросе реформ избирательной системы. Ведь это именно он добивался системы «открытых списков», которая якобы позволит устранить политические интриги и восстановить власть избирателей. Тем не менее, система открытых списков, которая была реализована, не является открытой, а скорее плохой имитацией подобного закона, который когда-то использовался в российском Санкт-Петербурге.

Порошенко не был единственным, кто поддержал этот законопроект. Его также поддержали Юлия Тимошенко из "Батькивщины", лидер фракции БПП Юрий Луценко, руководитель Радикальной партии Олег Ляшко, руководитель фракции "Самопомич" Олег Березюк и руководитель фракции "Народный фронт" Максим Бурбак, отмечает издание.

Неудивительно, что Тимошенко была одним из ключевых сторонников нового закона. Именно она, вместе с Януковичем, реализовала пресловутый "императивный мандат" в 2006 году, который ограничил мандаты членов парламента, которые покинули фракцию, и заменил их на твердо послушных кандидатов. Императивный мандат применяется строго голосованием согласно партийной линии, так как угроза изгнания из фракции с последующей потерей мандата нависала над каждым депутатом. В сущности, императивный мандат давал политической партии, а не избирателям, власть, чтобы решить, кто занимает какое место.

Закон №3700 является просто обновленной версией старого императивного мандата. Что касается "Блока Порошенко" и "Самопомочи", мотивацией их лидеров в поддержку этого закона является желание предотвратить выход каких-либо еще депутатов из этих фракции (пятнадцать человек покинули БПП, шесть вышли из "Самопомочи"). Но, независимо от мотивов, законопроект теперь является законом страны, если минимум сорок пять депутатов не оспорят его в Конституционном суде. В то же время, это шаг назад для демократического развития Украины и представляет собой деформированное возвращение к диктаторским законам 16 января.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?