Украина и китайский Шелковый путь: каковы реальные перспективы
Категория
Экономика
Дата публикации

Украина и китайский Шелковый путь: каковы реальные перспективы

Украина и китайский Шелковый путь: каковы реальные перспективы
Источник:  The Diplomat

Китай - глобальный игрок, который устанавливает свои приоритеты в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Стратегическое видение страны находит свое отражение в инициативе «Один пояс, один путь» (OBOR), объявленной в 2013 году президентом Китая Си Цзиньпином. В прессе OBOR часто называют "Шёлковый путь".

О том, в чем состоит стратегическая важность Украины для Китая, рассказала доцент политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Елена Мила в своей статье для международного интернет-журнала по актуальной проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона The Diplomat. Перевод статьи сделал ONLINE.UA.

Правительство Китая уже сделало огромные выделения на OBOR через механизмы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций ($100 млрд) и  Фонд Шёлкового пути  ($40 млрд). Если добавить частные инвестиции, общий объем может легко достичь $ 1 трлн. Эта инициатива все еще находится в разработке, но уже очевидно, что многие азиатские и европейские страны стремятся быть включенными в Шелковый путь. Для Китая, как мировой державы, присутствие в максимально большом количестве стран является инструментом, с помощью которого он может оказывать незаметное влияние (делая страны зависящими от торговых путей и экономики Китая).

Некоторые страны представляют особый интерес для Китая. И среди них Украина, которая привлекает Китай несколькими факторами - это географическое расположение Украины и ее потенциал, чтобы стать  главным транзитным узлом в пределах OBOR, в дополнение к соглашению об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, а также сельскохозяйственная промышленность Украины.

Важный вопрос географии

Даже если просто смотреть на карту, становится понятно, что Украина является стратегически расположенной вдоль сухопутного пути из Китая в Евросоюз, что априори делает территорию Украины привлекательной для крупного транзитного узла. Хотя украинская инфраструктура не так развита, как у Польши или Турции, это легко исправить в среднесрочной перспективе. Именно из-за этой точки зрения в декабре 2013 года во время визита бывшего президента Украины Виктора Януковича в Китай был подписан ряд соглашений, в том числе меморандум о строительстве нового глубоководного терминала в Крыму и реконструкции Севастопольского морского рыбного порта. Крым должен был стать крупным транзитным узлом, и Китай готов был инвестировать в него $13 млрд. Российская аннексия полуострова поставил крест на этих планах, но они могут возродиться на юге Украины, в частности, в Одесской и Николаевской областях, где есть доступ к Черному морю.

Китай второй после США самый важный торговый партнер Евросоюза, объем торговли с ним составляет 14% от общего объема дополнительной торговли ЕС в 2014 году. Импорт товаров из Китая в страны ЕС значительно вырос за последний десяток лет – с 129,2 млрд евро в 2004 до 302,5 млрд евро в 2014. Объем экспорта увеличился в более чем в три раза за тот же период, и достиг 164,7 млрд евро в 2014 году. Эта тенденция будет продолжаться, так как Евросоюз и Китай стремятся углубить торговые отношения. В этом контексте, даже если только некоторые товары, проделывающие путь между Китаем и ЕС, будут проходить через территорию Украины, она сможет использовать свое уникальное географическое положение и стать новым важным транзитным звеном в Шелковом пути.

Зона свободной торговли с ЕС

С 1 января этого года Украина и ЕС подписали Соглашение о глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли (ГВЗСТ). Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Украины: за первые 9 месяцев 2015 года 32,9% всего украинского экспорта товаров пошло в ЕС, который в свою очередь составил 39,1% импорта Украины. Украина в ЕС в основном поставляет черные металлы, железную руду, электрические машины и крупы, а импортирует оттуда машины, транспортное оборудование, химикаты, текстиль и одежду, а также сельскохозяйственную продукцию. В то время как объем торговли между Украиной и ЕС составил 20,4 млрд евро за первые девять месяцев 2015 года, есть значительные возможности для его увеличения в рамках ГВЗСТ.

Для Китая здесь есть два элемента, имеющие важное значение – географическая близость к ЕС и потенциал для инвестиций. Украина ориентирует свою внешнюю и внутреннюю политику в сторону Европы. Проводя реформы, Украина предложит улучшенную прозрачность, демократическую ответственность и верховенство права. Играя по правилам, Украина будет привлекать китайский бизнес в надежде инвестировать в производство для экспорта в ЕС.

Близость Украины к рынку ЕС уже оказалась достаточной для некоторых китайских компаний, чтобы сделать решительный шаг и начать делать бизнес в Украине, не обращая внимания на неблагоприятный инвестиционный климат в настоящее время. Посольство Украины в Пекине считает, что по состоянию на 1 октября 2015 года объем китайских инвестиций в украинскую экономику составил $22,6 млн – 31% в промышленности, 23% в сельском хозяйстве, 15% в области транспорта, а также 14% в розничной и оптовой торговле. По словам генерального директора Китайской торговой ассоциации Руслана Осипенко, «нынешний уровень сотрудничества между Украиной и Китаем осуществляется на основе подписанной в 2011 году Декларации о стратегическом партнерстве между двумя странами. Китай наблюдает определенный успех реформ, которые выполняются украинским правительством. Именно поэтому китайские компании не покидают Украину, а совсем наоборот - объединились и создали Ассоциацию коммерции Китая, которая является платформой и мостом для деловых кругов обеих стран».

В обход России

Интерес Китая в Украине представляет её потенциал быть транзитным узлом. В частности, это имеет стратегическое значение для будущих грузовых поездов из Европы в Китай и обратно.

В конце января 2016 года Китай официально поддержал  запуск грузового поезда из Украины в Казахстан и Китай, в обход России. Поезд отправляется из Ильичевска и держит курс на Грузию, Азербайджан, Казахстан и, в конце концов, Китай. Он включает в себя  паромы по Черному морю и Каспийскому морю (Ильичевск - Батуми и Алят - порт Актау)  и является частью Транскаспийского международного транспортного маршрута. Весь маршрут в Китай составляет 5,475 км. Первый поезд в рамках пробного пробега покинул Украину 15 января этого года и в течение 15 дней он достиг казахстанско-китайской границы. Специалисты говорят, что будет возможно сократить время доставки до 9-10 дней.

С марта грузовые поезда начнут движение по маршруту. Для того, чтобы убедиться, что поезд является конкурентоспособным по сравнению с другими маршрутами (в частности, через Россию), все государства-участники (Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан) подписали протокол о льготных тарифах. Как сказал министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский, поезд будет идти в Китай без осмотров и на основе единой ставки.

Лю Цинь из посольства Китая в Украине отметил, что Китай поддерживает эту инициативу. «Если есть рыночная потребность. Если есть спрос на рынке, и это экономически целесообразно, поставщики из Китая и других стран должны быть заинтересованы. Они могут выбрать этот маршрут. Китайские экспортеры больше озабочены транспортными расходами и время доставки. Это особенно важно при сравнении его с морским торговым маршрутом. Китайские экспортеры должны быть заинтересованы в этом проекте, но до сих пор их точка зрения не известна... Когда грузовые сборы и сроки поставки станут конкурентоспособными, мы можем ожидать, китайские компании реагировать».

В прошлом месяце Пекин не только одобрили запуск поезда в обход России, но и совместно с украинским правительством была создана комиссия по жизнедеятельности «Шелкового пути», чтобы договориться о пакете проектов транспортной инфраструктуры для увеличения транзитного потенциала Украины.

Осипенко признает, что «согласно информации, полученной от Министерства инфраструктуры Украины, европейские компании, в частности, австрийские, выразили свою заинтересованность в торговом пути из Европы в Китай и обратно через Украину». Это особенно перспективно, поскольку после завершения реконструкция тоннеля Бескид (которая финансируется Европейским инвестиционным банком) и улучшениями транспортной инфраструктуры между ним и морским портом в Ильичевске под Одессой, у грузов будет прямой маршрут из Вены через Братиславу до границы с Украиной.

«Туннель Бескид является стратегическим объектом инфраструктуры, потому что это часть пятого панъевропейского транспортного коридора, который проходит через территорию Италии, Словении, Венгрии, Словакии и Украины», - сказал доцент Института машиностроения и транспорта Николай Осташик.

В то время как туннель рассматривается как важнейшее звено соединения Азии с Западной Европой, есть также огромный нереализованный потенциал для расширения Шелкового пути на север. У Ильичевского порта, который обслуживает железнодорожную линию, проходящую между Украиной и Китаем, также есть прямые соединения для грузовых поездов со странами Северной Европы. Например, Литва уже подписала предварительный меморандум о сотрудничестве с грузовым поездом в Китай из Украины.

У поезда есть высокий шанс на успех, учитывая, что он может достичь своего назначения в течение десяти дней, что является весьма привлекательным для компаний; выгодным является прозрачный, оптимизированный и единый тариф для всех стран-участниц; он привлекает к себе интерес поставщиков в Европе и Азии.

Поставщик сельскохозяйственной продукции

Еще одной привлекательной особенностью для Китая является сельскохозяйственный сектор Украины. В 2015 году Украина обогнала США, став номер один поставщиком кукурузы для Китая. Традиционно в значительной степени зависимый от сельскохозяйственной продукции США, Китай снижает эту зависимость с помощью украинской продукции. В 2012 году Украина и Китай подписали контракт на $28 млрд, по которому Украина будет поставлять сельскохозяйственную продукцию в Китай в обмен на покупку китайских удобрений и сельскохозяйственной техники. В 2015 году Китай стал крупнейшим импортером украинской сельхозпродукции - за девять месяцев украинский экспорт зерна в Китай увеличился в 6,6 раз, по информации посольства Украины в Китае. В том же году доступ к китайскому рынку получили 18 украинских производителей молочной продукции.

У китайской компании Noble Agri, которая полностью принадлежит COFCO (Китайская национальная корпорация зерновых, масел и пищевых продуктов), есть два актива в Украине. Первый расположен в Мариуполе. Это комплекс по переработке семян подсолнечника с ежедневным объемом переработки 1500 тонн и емкостью 180 тыс метрических тонн. Второй объект - это недавно построенный терминал Николаевского зернового порта, который может похвастаться перегрузочной мощностью 2,5 млн тонн в год и пропускной способностью склада в 125 тыс тонн. Украина является единственной европейской страной, где присутствует Noble Agri, конкурирующая с такими крупными американскими компаниями, как Cargill, Monsanto и Bunge. Кроме того, Noble Agri приобретает массовые товары из регионов с низкими производственными затратами и поставляет их на рынки спроса с высокими темпами роста, особенно в Азии и на Ближнем Востоке; например, он является ведущим поставщиком кукурузы и соевой муки в Саудовской Аравии. Таким образом, в дополнение к обеспечению поставки сельскохозяйственной продукции в Китай, Noble Agri также конкурирует на мировом рынке с другими, в основном американскими компаниями.

Очевидно, что у Китая есть стратегические интересы в Украине. Этот интерес основан на долгосрочной перспективе, которая видит Украину как ключевое звено в Европу. Поскольку Китай преследует свою генеральную стратегию для Евразии, Украина готова стать основным бенефициарием.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?