Есть один способ отучить чиновников воровать - советник днепропетровского губернатора
Категория
Украина
Дата публикации

Есть один способ отучить чиновников воровать - советник днепропетровского губернатора

Есть один способ отучить чиновников воровать - советник днепропетровского губернатора
Источник:  online.ua

Юрий Голик - профессиональный менеджер. 38 лет. В медиабизнесе - с 1998 года. Десять лет проработал в структуре «Украинского Медиахолдинга», а затем стал одним из основателей издательского дома «Бесплатка».


Журналист ONLINE.UA многие годы знал Юрия как руководителя медиапроектов, поэтому был удивлен, заметив на его странице в Facebook стабильные релизы о нововведениях в работе Днепропетровской облгосадминистрации. Его образ никак не ассоциировался с госслужбой. 


С марта 2015 года Юрий Голик стал советником главы Днепропетровской ОГА Валентина Резниченко. И, поскольку в прошлом году Днепропетровская область стала лидером в рейтинге экономического развития, о новой работе медиаменеджера стоило поговорить. 


Этим материалом ONLINE.UA начинает серию публикаций о том, могут ли в Украине с ее коррумпированностью и бюрократией проводиться качественные изменения на государственном уровне.

В первой части интервью ONLINE.UA Юрий Голик рассказал о том, как новые власти области приняли военное наследие команды Игоря Коломойского, как регион первым в стране перевел админуслуги в электронный вид, и о нестандартных видах борьбы с бюрократией и воровством чиновников. 


- В Днепропетровскую ОГА меня пригласил Валентин Резниченко, мы знакомы и работаем вместе с 1999 года.


У Резниченко не было опыта государственной службы, но был огромный опыт - управленческий и менеджерский. А с точки зрения менеджмента нет разницы, чем руководить: предприятием, медиакомпанией или областной администрацией. Да, есть нюансы и специфика, но не более того.




Юрий Голик


В Днепропетровске наша деятельность сразу же приобрела совершенно сумасшедший темп. Я в первое время сидел в кабинете, который остался от Геннадия Корбана, стены были завешаны военными картами, здесь же лежали берцы, бронежилеты.


Нужно было быстро вникнуть во все процессы, перенять все то хорошее, что было сделано предыдущей командой в ОГА, понять их логику и параллельно заниматься экономикой, ведь команда Коломойского почти все время отводила военным вопросам: именно с Днепропетровской администрации началось украинское сопротивление.


Но сначала мы приняли «военную эстафету». Днепропетровская область – рекордсмен по числу людей, ушедших на фронт. Всего двадцать пять тысяч человек. Десять тысяч уже вернулось, пять придет с ближайшими волнами демобилизации. Это люди, прошедшие войну, мы обязаны им помогать.


Мы сохранили систему, которая была до нас – вывоз раненых с фронта, помощь раненым, работа с волонтерами, помощь больницам и так далее. И одновременно запустили свои программы. В мае 2015 года при областной администрации основали Центр помощи воинам АТО и членам их семей. Создали базу данных и каждому помогаем адресно. То есть – солдат еще служит или воюет, а мы знаем, когда он вернется, и оформляем ему все положенные льготы.


Читайте также: Хвастались чемоданами денег от Путина: кто и как начал войну на Донбассе


Создали «единое окно» по выделению земли прошедшим АТО – то, что гарантировано им по закону. Сделали «горячую линию» психологической поддержки, круглосуточную, здесь работают четыре психолога.


Активных волонтеров постарались вписать в мирную жизнь (из двенадцати советников губернатора девять - именно волонтеры) и начали помогать демобилизованным.


Организовали курсы компьютерной грамотности, PHP-программирования, английского языка, курсы повышения квалификации для водителей – чтобы они могли получить категорию «Д» и идти работать на пригородном и городском транспорте, где мы для них специально держим рабочие места.


На внебюджетные средства построили новый современный Центр реабилитации, сейчас строим второй, послали большое количество раненых на лечение в другие страны, постоянно отправляем демобилизованных в санатории по всей Украине.


Причем мы это делали «с колес», времени на раскачку не было. И, замечу, указ президента о создании подобных центров появился лишь в конце 2015 года. А мы его в мае сделали. И к нам приезжают из других областей, перенимают опыт. А параллельно мы определись с экономикой. Решали для себя: можно ли что-то делать вообще в этой системе?


- Я почти год следил за твоей страницей в Facebook. Инновации, которые вы вводили, появлялись с какой-то совершенно «не нашей» скоростью. Собственно, эта активность и стала причиной интервью. Расскажи о главных результатах. 


- Самое важное, что мы сделали, - активно стали использовать систему госзакупок ProZorro, также стали переводить административные услуги в электронный вид с помощью портала государственных услуг iGov.


Днепропетровская облгосадминистрация третья по количеству лотов, зарегистрированных в ProZorro. В чем важность: эта система полностью исключает возможность коррупционной договоренности между конкретным бизнесменом и чиновником. До 1 апреля этого года ProZorro был пилотным проектом, закона, который бы обязывал использовать эту систему, не существовало, но если есть такой полезный инструмент, мы его применяем.


Из того периода запомнился такой момент. Зал в администрации на тысячу мест. Зал – полный, мы первый раз собрали такое количество предпринимателей на семинар по внедрению ProZorro. Так вот, в этом зале ранее был склад помощи АТО и гуманитарки. Символично - помощь АТО, а потом первое мероприятие - семинар по ProZorro.


И существует волонтерский проект Дмитрия Дубилета, портал iGov – мы с его помощью перевели админуслуги в электронный вид. Наибольшим количеством админсервисов могут воспользоваться жители Днепропетровской области — 147. Далее следуют Киевская — только 63, Львовская – 61. И это не потому, что Дубилет живет в Днепропетровске. Мы с ним встречаемся, может быть, раз в месяц, зато каждый день общаемся в скайпе или по телефону. Это можно делать из любой области – но ведь не делают!


У нас всем территориальным органам было объявлено – вы переводите админуслуги в электронный вид, мы вам помогаем, но вы делаете это быстро! Опять же – нигде в законе не прописано, что документы обязательно должны быть в электронном виде. Ну и что? В этом есть несомненная польза, и мы это сделали. Находили под каждую услугу юридическое обоснование, разжевывали все каждому территориальному органу и всячески их убеждали. Им просто деваться было некуда.


Второе. Мы выбросили из бюджета маразматические траты. Например, в бюджете было предусмотрено десять миллионов гривен на «Створення позитивного іміджу Дніпропетровської області в країнах Євросоюзу». Кто этим будет заниматься? Кто эти люди? Чиновники, которые поедут за госсчет в ЕС в командировки? Цель какая? Что это даст? Никто нам ответить так и не смог.


Десять миллионов – это небольшой детский садик где-нибудь в селе. Вот для сравнения: мы строим сейчас огромный современный детсад за 36 млн грн. Так зачем же десять миллионов выбрасывать на какой-то непонятный процесс?


Была еще всегда такая статья «Висвітлення діяльності ОДА в ЗМІ». Еще 10-15 млн грн в год. За что? Позиция Резниченко очень простая: мы должны работать настолько качественно и событийно, чтобы СМИ сами рассказывали о нашей работе. Какой смысл тратить деньги на скучные релизы и новости ни о чем?


И вот так – там десять миллионов, там двадцать, в результате, когда принимали бюджет, направили в Фонд развития области полтора миллиарда. А до нас было 800 млн грн. Это все за счет экономии на таких «мелких» тратах – экономика ведь не выросла. А по итогам года дотянем до двух миллиардов. Много это или мало? Гораздо больше, чем было ранее, но меньше, чем нужно.


И вот еще достижение, для тех, кто разбирается. Когда разрешили утверждать местные бюджеты, не ожидая принятия государственного, Днепропетровская область приняла бюджет на 2016 год первой в стране – 4 декабря, за месяц до Нового года. И с 1 января мы живем согласно бюджету.


Читайте также: Пропаганда России начинает крошиться — писатель о хитром способе борьбы с врагами Украины


Причем бюджет мы утверждали старым составом областного совета. Прошли выборы, новый состав не мог создать демократическую коалицию, как у нас это обычно происходит. Нам удалось убедить новых депутатов, чтобы они не возражали, если за бюджет проголосует прежний состав облсовета.


В первый день все возмущались, потом мы им показали, что именно мы принимаем, логику, заложенную в этот бюджет, и ни один депутат не выступил против. И никаких митингов по этому поводу не было, не было сожжено ни одной шины.


- Фраза «губернатор занимается экономикой области» встречается довольно часто. Мне всегда хотелось узнать подробно – как губернатор может заниматься экономикой? Кроме того, что «не мешать»?


- «Не мешать» - это в первую очередь. И не иметь своих интересов. В этом преимущество теперешнего губернатора Днепропетровщины. Он сам – местный, но последние 10 лет жил и работал в Киеве. У него нет тут предприятий, ему не нужна коммунальная собственность, которую наши чиновники любят отводить себе на 99 лет. Он – менеджер в чистом виде, делает то, что считает нужным, и что приводит к измеримому результату. Поэтому мы в рейтинге Кабмина – вторые после Киева и первые среди областей.


А экономике области можно помогать, сокращая расходы государства и направляя эти средства на полезные дела: ремонт дорог, например.


Мы пришли, стали изучать кадровый состав администрации. Обнаружили, что в департаменте сельского хозяйства работает 92 человека. Но, позвольте, у Днепропетровской обладминистрации нет своих колхозов и совхозов, по сути, этот департамент занимается сбором статистических данных. Но ведь для того, чтобы собрать данные о работе сельхозпроизводителей, не нужно 92 человека, правда? Кроме того, есть и территориальный орган государственной службы статистики. И он тоже занимается сбором статистических данных.


В департаменте был отдел проведения ярмарок. Сколько они этих ярмарок за год провели? Две-три? И такого идиотизма было очень много.


В итоге мы из 92-х человек оставили 12, а планируем оставить двух. Так мы сократили около 600 человек и продолжаем эту цифру увеличивать.


- А что тогда происходит с кадрами? Зарплаты чиновников ниже реального прожиточного минимума.


- Да. Самая большая проблема в государственном управлении – здесь нет нормальных рыночных зарплат. Поэтому первый закон, который следовало принять после революции – платить высокие зарплаты государственным руководителям. Посмотрите, сколько платят в бизнес-секторе – и платите столько же. Возьмем успешное крупное предприятие, не важно, металлургический или горно-обогатительный комбинат. Такое предприятие сопоставимо по сложности управления с облгосадминистрацией. Какая зарплата у руководителя подобного предприятия, наемного менеджера? Сумма с шестью нулями в иностранной валюте. И какая зарплата у губернатора? 8000 гривен.


- Волонтерская работа…


- Да, это либо волонтерская работа, либо место отдается на откуп, то есть чиновники будет воровать. Мы - волонтеры в чистом виде. Валентин Резниченко – не бедный человек, посмотрите его декларацию, он пришел на госслужбу из успешного бизнеса, построенного с нуля, его деньги сами по себе не интересуют. Его интересует сложность решаемых задач. А вот представим чиновника, который десятки лет «дорастал» до высокой должности - и вот он видит миллиарды, которые вокруг него летают…


Дайте государственному менеджеру высокую зарплату - и все вопросы отпадут.


И второе – нужно «проредить» множество функций, связанных с простым перекладыванием бумаг. «Отчитайтесь о том, как вы отчитывались на прошлой неделе, когда вас попросили отчитаться за отчет в прошлом месяце!» Ну, это бред. С этим и помогает бороться электронный оборот документов, которого в стране нет нигде. Тупо - нет. Вот мы только начали вытаскивать на свет божий интересные документы. Есть такое понятие - «Річний план закупівлі», ряд предприятий, которые нам подчиняются, что-то покупают на несколько миллиардов в год. А мы даже не знаем, что они закупают, эти документы отсутствуют в электронном виде. Как проверить такие мелочи – на десять миллионов закупил или на двадцать? Есть какая-то комнатка, в ней хранится бумага, ты пишешь запрос, тебе через месяц приходит ответ. Это – маразм, Советский союз, 1956 год.


Мы эти «закупивли» перевели в электронный вид и поставили на сайт zakupivli.gov.ua, любой житель мира может посмотреть, какая покупка планируется. А потом через ProZorro отследить, насколько цена за услуги или товары соответствует реальности.



- То есть, грубо говоря, чтобы молоко, покупаемое для школ, не стоило в два раза дороже?


- Абсолютно точно. И когда мы это все выводим «на свет», мы понимаем – коррупционные схемы боятся света. Злоупотребления отпадают сами собой.


Мы честно сказали – нам ничего не нужно: у нас нет здесь своих строительных компаний, которые будут что-то возводить, нет своих перевозчиков, которых нужно протолкнуть на лучшие маршруты. У нас два требования: чтобы по возможности с нами работали днепропетровские компании, которые платят налоги в бюджет области. И чтобы было все чисто – высокое качество по минимальной цене. Раньше как было – ты цену поставил, 50% заработал и со всеми поделился. У нас были примеры – цены завышены от 50 до 80%. Нет – так больше не будет! Наша экономика еле дышит, и государство является самым крупным заказчиком. Это – неправильно, нехорошо, крупнейшим заказчиком должен быть сам бизнес, сама экономика. Но пока дела обстоят так, научитесь работать с минимальной маржой, зарабатывать на обороте. А делиться ни с кем не надо.


- Я перед интервью перечитал все, что написано о Резниченко. Он не дал за полтора года ни одного интервью. Политологи о нем не сказали ни одного плохого слова. Днепропетровщина лидирует по многим показателям. Звонил друзьям в Днепр – говорят в области все мирно-спокойно. Все это вызывает настороженность – но компромата действительно нет.


- Ты хочешь, чтобы я тебе подкинул компромата? Прямо не знаю, что делать. О недовольных могу только такое вспомнить. Когда наша команда пришла в Днепропетровск, Борис Филатов (сейчас - мэр Днепропетровска, представитель команды Коломойского - ONLINE.UA) в Facebook нас критиковал, а больше троллил. Мы не отвечали, молча делали свою работу. Спустя какое-то время Борис Альбертович уже написал, что с уважением относится к тому, что мы делаем. Он изначально был настроен непозитивно - по эмоциональным причинам. Затем увидел, что и как мы делаем, и свое мнение поменял. Это наглядно показывает, как к нам относились изначально, и как относятся сейчас.


- Государственная администрация – это такое обычно скучное, холодное здание. Что-то изменилась с вашим приходом?


- Глава юридического департамента повесил у себя в кабинете боксерскую грушу. У меня в кабинете две гитары. Играю иногда.


И в настольный теннис играю - установили теннисный стол прямо в коридоре на этаже. Вот один нардеп недавно удивлялся: «Никогда бы не подумал, что буду в ОГА играть в настольный теннис!»



Рядом с нами есть парк, и для и замов и советников летом поздно вечером пойти в парк просто погулять, походить - нормальное явление. Нет забронзовевших, все живые. Обычные люди. Была история, это прошлое лето или начало осени, стратегическая сессия с Валерием Пекарем, наибольшее количество участников в рамках всей страны. Уже полночь, возле гостиницы стоим втроем: Иванов Сергей, он к нам приехал на сессию, замгубернатора и я – советник губернатора. В джинсах, футболках, кроссовках. Подъезжает таксист - мы у него просим зажигалку или спички, он у нас спрашивает, как к дому такому-то проехать, и мы ему на пальцах объясняем. Иванов на это все смотрит и говорит: «Я так и представляю себе полночь, Киев, пару замов мэра, объясняющих таксисту как ему проехать и стреляющие у него спички, чтобы подкурить, у вас тут реально все очень просто!»


Продолжение следует...


Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?