Украина испытывает проблемы с ЕС: Bloomberg дал совет Порошенко
Категория
Экономика
Дата публикации

Украина испытывает проблемы с ЕС: Bloomberg дал совет Порошенко

Украина испытывает проблемы с ЕС: Bloomberg дал совет Порошенко
Источник:  Bloomberg

Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговле между Украиной и Европейским союзом вызвало настолько острую дискуссию, что привело к разрыву отношений между Киевом и Москвой, которая была против более тесных связей Украины с Европой. Спустя несколько месяцев создается впечатление, что сделка для ЕС более выгодна, чем для Украины.

Журналист Леонид Бершидский в своей колонке "Соглашение о свободной торговле для Украины было только началом" (Ukraine's Free Trade Deal Was Just a Start) для Bloomberg рассказал о том, что стоит сделать Украине и ее президенту Петру Порошенко, чтобы заключенный с ЕС договор принес реальную пользу стране и был выгоден не только Европе.

Но это не значит, что соглашение не стоило заключать. Впрочем, если Киев хочет получить долгосрочную выгоду от свободной торговли, ему придётся вводить некоторые изменения у себя дома.

Европа и Украина начали переговоры по Соглашению об ассоциации в 2008 году, и оно обрело более или менее окончательную форму к 2012-му. Спустя год президент Украины Виктор Янукович под давлением со стороны Москвы отказался подписать Соглашение; президент России Владимир Путин хотел, чтобы Украина присоединилась к созданному им проекту, который сейчас называется Евразийский экономический союз. Решение Януковича стало толчком для начала массовых протестов в Киеве, а спустя три месяца он был вынужден бежать из страны.

Новое проевропейское правительство ускорило подписание Соглашения, которое обязывает Украину доводить свое законы и правила до уровня Евросоюза, что снижает или устраняет большинство торговых тарифов между двумя сторонами.

Торговая часть сделки вступила в силу с января 2016 года, и первые данные о её реализации не стали обнадеживающими для Украины. По данным украинского правительственного статистического ведомства, в течение первых двух месяцев 2016 года объем торговли товарами с ЕС незначительно снизился, при этом экспорт упал больше, чем импорт. Сравнив объемы этих данных, я обнаружил, что средний прирост в годовом исчислении в экспорте в страны ЕС достиг 2,1% в январе и феврале; но средний прирост импорта составил 10,4%.

Другими словами, помимо того, что оно разозлило Россию, которая подняла торговые барьеры с Украиной в ответ на сделку с ЕС, что привело к резкому падению экспорта и импорта, соглашение вносит отрицательный чистый вклад в торговый баланс Украины - не очень приятная новость для страны, у которой международные резервы в размере $13,2 млрд покрывают менее трех месяцев импорта.

Соглашение между Украиной и ЕС пока привело к перекосу в пользу европейских компаний. Евросоюз ввел годовые квоты на некоторые украинские продукты, и уже до 1 апреля определенные квоты на 2016 год – на мед, сахар, кукурузу, виноградный и яблочный соки, а также некоторые злаковые, – были исчерпаны. Квота для этанола также почти выполнена. К 1 мая квота на овес также выполнена, а экспорт пшеницы и ячменя приближается к предельной границе, установленной на год.

Помимо сельскохозяйственной продукции, Украина экспортирует металлы. Соглашение не изменило правил этой торговли, которая была свободной с тех пор, как Украина вступила во Всемирную торговую организацию в 2008 году. Цены на сталь резко выросли в начале года, в результате чего украинская гривна неожиданно укрепилась по отношению к доллару; в апреле небольшое увеличение должно было улучшить торговый баланс страны, но данных пока еще нет. Но с конца апреля цены на сталь снизились до уровня конца марта. Статистика для второй половины года, скорее всего, покажет увеличение дефицита торгового баланса Украины с Европой, потому что сельскохозяйственных квот уже не будет, и не будет ничего, что сбалансировало бы снижение экспорта этих товаров.

Условия торговых сделок ЕС с менее развитыми странами часто более выгодны для Европы. Таможенный союз с Турцией, созданный в 1995 году, к примеру, не дает турецким фирмам равного доступа к некоторым рынкам, с которыми ЕС заключил соглашения о свободной торговле, и не предоставляет Анкаре никакого контроля над этими соглашениями. Через двадцать лет после того, как сделка была заключена, у Турции большое отрицательное сальдо торгового баланса с Европой. Этот эффект, однако, сглаживается за счет огромного потока европейских инвестиций в Турцию. В 2014 году, например, они составили 64,9 млрд евро ($74 млрд), в то время как турецкие инвестиции в ЕС достигают лишь 8,3 млрд евро. Эта асимметрия помогла Турции создать новые рабочие места и развивать крайне важный экспертный потенциал в экспортных секторах, что ей очень пригодилось на рынках за пределами Европы.

Европейские бюрократы сказали украинцам не ожидать мгновенных выгод от сделки по ассоциации. Наиболее пессимистичные, такие как руководитель секции торговли представительства Европейского Союза в Украине Николас Бердж, говорят об улучшениях через 5-10 лет. Наиболее оптимистично настроенные, например, глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский, говорят о сроке от 2 до 4 лет. В любом случае, необходимо время, чтобы европейские компании открыли для себя Украину, - на данный момент, в основном как источник дешевой, но относительно хорошо обученной рабочей силы - и начали строить там производственную деятельность.

Украина, однако, отнюдь не готова их принять. Помимо дестабилизирующего присутствия поддерживаемых Россией боевиков на востоке страны (что не закончится, даже если прекратятся боевые действия и в оккупированных регионах пройдут выборы), самыми большими препятствиями являются массовая коррупция и бизнес-климат, в котором сложно получить прибыль, следуя всем правилам.

Президент Украины Петро Порошенко отменил запланированный визит на антикоррупционный форум в Лондоне, организованный премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, под предлогом проблем с проведением ключевых назначений и некоторых законов в парламенте (речь фактически идет о назначении генпрокурором Юрия Луценко, - ред.). Тем не менее, в Киеве также говорят, что ему стыдно ехать из-за недавнего разоблачения его офшорной деятельности, основанной на так называемых Панамских документах.

Хотя нет никаких доказательств того, что Порошенко сделал что-то противозаконное, Панамские документы действительно обнажили сеть ближайшего круга людей, управляющих страной. Но решение элит Украины «парковать» деньги, и вести бизнес за пределами страны говорит о более серьезных проблемах: высокие налоги, необоснованные правила и небезопасные права собственности. Не удивительно, что Кипр – традиционная офшорная зона – несет ответственность за 27% процентов прямых иностранных инвестиций в Украину. Или то, что Британские Виргинские острова (где Порошенко создал структуру, чтобы помочь ему продать кондитерский бизнес) "инвестировали" почти столько в экономику Украины, сколько в Великобританию, и даже больше, чем во Францию. Эти инвестиции, на самом деле, не внешние - они в основном от местных олигархов, в том числе Порошенко.

Украина может только выиграть от сделки с ЕС, если притормозит, и обеспечит соблюдение прозрачных и разумных правил для европейских инвесторов. В противном случае сделка будет лишь в тягость торговому балансу, мешая ведению бизнеса с Россией и помогая европейским экспортерам больше, чем украинским.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?