О победе Джамалы и войне Украины с Россией
Категория
Украина
Дата публикации

О победе Джамалы и войне Украины с Россией

О победе Джамалы и войне Украины с Россией
Источник:  online.ua

О том, что значат для Украины памятные даты в контексте войны с Россией, политическом контексте победы Джамалы на Евровидении, кремлевском победобесии и главном отличии РФ от Европы в интервью ONLINE.UA рассказал украинский публицист и философ Сергей Дацюк.


- С чем связано небывалое внимание по всей Украине к Дню памяти жертв депортации крымских татар?


- Актуализация темы депортации крымских татар вызвана тем, что накануне этой даты Джамала выиграла Евровидение. Поэтому в этом смысле историческая память о депортации крымских татар была актуализирована. Для Украины это имеет и политический контекст.


- Как выглядит украинская политика в сфере исторической памяти?


- Украинская политика исторической памяти сегодня стала следствием украинско-российской войны. Например, годовщину депортации крымских татар на всеукраинском уровне так раньше не отмечали. Эта часть памяти была актуализирована под влиянием войны. В то же время она используется в дискурсе информационной войны и, в этом смысле, здесь тоже существует клеймо пропаганды. Мы, попрошу не забывать, страна, которая де-факто воюет с РФ. Историческая память о депортации в этом контексте - элемент войны.



Сергей Дацюк. Фото: Хвиля


- Как можно сравнить политику исторической памяти Евросоюза и РФ?


- Разница поразительная. Во-первых, Европа вспоминает все события, положительные и отрицательные, в контексте примирения. Негатив не забывают, но в контексте общего опыта потерь. Это то, что для европейской идентичности предложил Юрген Хабермас (немецкий философ и социолог, — ONLINE UA). Второе: в России выгодные вещи вспоминают, а невыгодные - нет. Например, моя жена Ольга Михайлова писала о том, что парады и демонстрации - это выделение и акцентуация на определенных вещах. Это признаки гиперидентичности. Нации, которые строят гиперидентичность, прибегают к парадам, чтобы подчеркнуть свое превосходство над другими. В этом случае политика исторической памяти искривляется, становится неадекватной.


- А в чем разница?


- Например,  9 мая. Сейчас в России его отмечают  уже даже не так, как в советское время. Тогда главными праздниками были революционные даты. 9 мая - продолжение майских выходных. Сейчас в российском варианте Дня победы акцент делается на нацию-победителя. Это не несет идею примирения в Европу. Россия пытается приватизировать победу в войне, отодвинуть даже страны, которые участвовали во Второй мировой. Это отличает РФ от ЕС.


- Иногда можно услышать сравнение демонтажа памятников Ленину в Украине с тем, что делает ИГИЛ в Сирии и Ираке, разрушая исторические памятники и произведения искусства. Насколько оправдано такое сравнение?


- Это несопоставимо. Памятники Ленину нельзя называть произведениями искусства. Из всех памятников Ленину на весь (бывший, - ONLINE.UA) СССР на произведение искусства могут претендовать считанные единицы. Это был пропагандистский символ, который нужно убрать. Ленин у нас находится в негативном контексте. Это не значит, что мы забываем о таком человеке. Нет. Просто мы знаем, что Ленин продолжил имперскую политику в отношении Украины. В этом смысле массовые памятники такому человеку неуместны на территории Украины. Не думаю, что стоит уничтожать абсолютно все памятники, но такое большое их количество, как осталось после СССР, нам не нужно.


- Какую модель общей идентичности строит Евросоюз? Можем мы в нее вписаться?


- Европейцы строят свою идентичность на исторической памяти, что важно и нужно, но им явно не хватает общего представления о будущем. Не хватает футурологической части идентичности. Это вызов и для нас.


Александр Куриленко

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?