Шансы есть: Украине предложили сценарий вступления в Евросоюз
Категория
Мир
Дата публикации

Шансы есть: Украине предложили сценарий вступления в Евросоюз

Шансы есть: Украине предложили сценарий вступления в Евросоюз
Источник:  Atlantic Council

После того, как британские избиратели 23 июня на референдуме проголосовали за то, чтобы покинуть Евросоюз, вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе сказала: «Мы сожалеем о таком решении, но уважаем его. На мой взгляд, это ослабит ЕС, и ему придется сосредоточиться на собственных проблемах».

Старший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве, немецкий политолог Андреас Умланд в своей статье для сайта Atlantic Council высказал предположение о том, какое значение Brexit имеет для будущего Украины и для её пути к евроинтеграции, и назвал теоретический сценарий, по которому Украина все же может стать членом ЕС.

Испуг и беспокойство министра вполне понятны. Украинцам сложно понять решение британцев. Они боролись и продолжают бороться за свой «европейский выбор». Изначально в форме революции, затем в очень интенсивной гибридной войне, и в настоящее время - в низкой интенсивности боевых действиях, они защищают свое право свободной ассоциации и, в конечном счете, вступления в ЕС.

Слова Климпуш-Цинцадзе также указывают на основную проблему для Киева, которую влечет за собой Brexit. Европейские политики, дипломаты, журналисты и эксперты будут еще больше отвлекаться от внутренних событий в Украине и российско-украинского конфликта. Несколько других фундаментальных проблем в ЕС конкурируют за внимание Запада, в том числе отголоски большой рецессии, греческий финансовый кризис, волны беженцев, эскалация сирийской гражданской войны, нетерпимость к беженцам в Центральной Европе, проблемы переговоров по Трансатлантическому торговому партнерству, подъем консервативного популизма и напряженность в отношениях с Турцией.

Будто этого было недостаточно, Brexit создает дополнительную неопределенность на континенте. Ставки для Грузии, Молдовы и Украины высоки, так как они надеются вступить в ЕС, пусть и ни у одной из стран нет явной перспективы членства. Будет ли постоянно отвлекающийся и охваченный кризисом Евросоюз все еще в состоянии начать с ними переговоры о присоединении, когда они реализуют свои соглашения об ассоциации?

В то время, как эти опасения понятны, непосредственные последствия референдума для таких стран, как Украина, могут оставаться ограниченными. Во-первых, неясно покинет ли Великобритания ЕС. Видимые экономические, политические и социальные последействие Brexit для Великобритании могут быть катастрофическими. После того, как были объявлены результаты голосования, британская валюта и акции сильно упали. Бизнес, банки, ресурсы и инвесторы могут массово покинуть Великобританию.

Хуже того, Соединенное Королевство может распасться, так как большинство голосовавших в двух составных частях страны – Шотландии и Северной Ирландии – выступили за то, чтобы остаться в ЕС. И, наконец, референдум вывел на первый план разительный конфликт между старшим поколением, голосовавшим за выход из Евросоюза, и молодыми избирателями, желающими остаться в ЕС. Огромная напряженность, которую Brexit уже усугубил, хотя процесс диссоциации еще не начался, свидетельствует о том, что радикальная смена позиции все еще возможна.

Если же ничего не изменится, Украина будет затронута в течение нескольких последующих лет. Значительная часть внимания, энергии и ресурсов ЕС в будущем будет поглощаться переговорами и осуществлением Brexit а также установлением новых отношений Великобритании с ЕС. Отмена визового режима Брюсселем для украинцев может быть еще больше отсрочена. Относительно проукраинский и воинственно настроенный против России британский голос исчезнет из институтов ЕС. Общее политическое влияние ЕС будет снижаться. В худшем случае, другие страны Евросоюза также проведут референдумы и решат уйти.

Лучший вариант развития событий в период после Brexit-а может быть таким: британский референдум становится полезным шоком, который заставляет все правительства, общество и институты Евросоюза пересмотреть свое отношение к европейской идее. Одним из главных недостатков европейской интеграции всегда был ее бюрократический характер, концентрация на элитах и удаленность Брюсселя. После неожиданного голосования за Brexit, европейский проект вновь становится чрезвычайно важным политически и имеющим большое значение вопросом. Если ЕС, с Великобританией или без нее в качестве полноправного члена, переосмысливает и восстанавливает себя как более демократический союз – это будет выгодно Украине.

Можно было бы, например, представить себе, что преобразование приводит к официальному принятию идеи Жака Делора о Европе из концентрических кругов с различными стадиями интеграции, в рамках которой страны могут определить свое место. Разумеется, такая модель уже спонтанно возникала в течение последних двадцати лет, что было продемонстрировано различными наборами европейских стран, которые становились частью Еврозоны и зоны Шенгена. Тем не менее, можно было бы представить себе возобновление всего европейского проекта в рамках курса по идее Делора. Такая модель пойдет на пользу Украине, если она четко прописывает, как страна может перейти от периферии ЕС к его центру.

Перспектива членства для Украины может не обсуждаться в течение нескольких лет, так как у ЕС слишком много других забот. В любом случае, Украина должна много сделать до этого, и начать именно с внедрения Соглашения об ассоциации. Киев должен использовать следующие несколько лет, чтобы подготовить себя к будущей удачной возможности, которая откроет путь Украине в ЕС.

Даже если Великобритания выходит из Евросоюза, она будет продолжать играть активную роль в мире. Да, британский проукраинский голос в ЕС будет болезненной потерей. И все же после Brexit Великобритания, скорее всего, приблизится к неофициальному неевропейскому англоязычному альянсу проукраинских стран, который состоит из Соединенных Штатов, Канады и Австралии. В качестве альтернативы, Великобритания может координировать свой режим санкций против России с этими тремя государствами.

Наконец, следует иметь в виду, что продолжение санкций Евросоюза в отношении России – самый насущный интерес Украины в отношении ЕС – имеет двойное значение. Неразбериха в Европе после британского референдума делает смягчение санкций против России более вероятным. Тем не менее, с меньшим количеством санкций (предполагая, что ЕС не возобновит их в январе 2017 года), руководство России будет иметь меньше внешних объяснений продолжающегося экономического спада в стране.

У европейской интеграции есть свои проблемы, но она обеспечивает устойчивую модель, которая будет продолжать развиваться с Великобританией или без нее. Евразийская интеграция России может показаться альтернативой; тем не менее, она предлагает неустойчивую модель, которая, в конце концов, рухнет. Эти два основных факта не изменятся из-за Brexit-а, и они предопределяют будущее внешних отношений Украины, а также ее геополитической ориентации. Результаты британского референдума - большое разочарование. Тем не менее, оно, в конечном итоге, будет немного больше, чем неприятность на пути европейских стран, включая Украину, к объединенной Европе.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?