О близкой войне говорят везде - американская журналистка о поездке в Россию и Европу
Категория
Мир
Дата публикации

О близкой войне говорят везде - американская журналистка о поездке в Россию и Европу

О близкой войне говорят везде - американская журналистка о поездке в Россию и Европу
Источник:  Wilson Center

Американская журналистка Джилл Догерти, корреспондент канала CNN, в своей статье для сайта аналитического центра Wilson Center, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказывает, что как в России, так и в странах Европы люди очень много говорят о подготовке к войне, но она также отмечает, что страхи есть у обеих сторон и на них стоит обратить внимание.

"Недавно я ехала на такси в Москве, и когда водитель спросил меня, откуда я – я ответила, что из Соединенных Штатов. "Я был там когда-то, - ответил он, – в Чикаго. Мне там понравилось".

"Но скажите мне кое-что, - добавил он. – А когда начнется война?"

Этот вопрос, заданный так резко, так честно, потряс меня. "Ну, я надеюсь, что никогда, - ответила я. - Никто не хочет войны".

В офисе я спрашиваю российского работника о настроениях в районе, где живет рабочий класс Москвы. Старые люди покупают соль, спички и гречку, говорит он мне – привычный резерв для россиян, которые запасаются предметами первой необходимости в случае войны.

За последние два месяца я побывала в Прибалтике, Грузии и России. И везде говорят о войне.

В Эстонии, на конференции Леннарта Мери по безопасности, мы садимся в автобус и едем два с половиной часа к востоку от Таллинна, в Нарву, город на границе с Россией, для обсуждения темы: "Чего боится Нарва?" – вариант геополитической дискуссии на тему: "Является ли Нарва следующей?"

Вопрос, как понятно любому, кто следит за событиями связанными с Россией, подразумевает под собой следующее: вторгнется ли Россия на территорию этого члена НАТО, отправив свои танки и войска через мост, который разделяет Нарву и российский город Ивангород, или же она воспользуется тактикой гибридный войны, которую она использовала в Украине?

Эстонские чиновники, с которыми я говорила, сомневаются, что Россия спровоцирует НАТО откровенным вторжением. Но что-то менее ясное, менее определенное, на что НАТО будет труднее отреагировать? Возможно…

1800 миль (около 2900 км) к юго-востоку, в Грузии, еще одной стране, которая разделяет границу с Россией, я наблюдаю, как грузинские военные вертолеты, с развивающимися грузинскими флагами, летают низко над площадью Свободы, празднуя 25-ую годовщину независимости бывшей советской республики.

Эта бывшая советская республика стремится вступить в НАТО, и уже вносит свой вклад в совместную операцию в Афганистане, отправляя своих военных. Некоторые из этих военных погибли в бою. Но поскольку два региона страны находятся под контролем России, Грузия вряд ли будет одобрена для членства в обозримом будущем.

Празднование Дня независимости, однако, совершенно не создает такого впечатления. Под жарким солнцем на площади Свободы строем идут грузинские, американские и британские солдаты, которые только что вернулись после совместных учений. Когда торжества закончились, родители и дети с любопытством осматривают американский танк M1A2 Abrams и БМП Bradley, только что прибывшая с учений НАТО "Noble Partner", где репетировали быстрое перемещение солдат и оборудования для противостояния "любой потенциальной операции в будущем". Слово "Россия" остается недосказанным.

В Москве же "военная лихорадка" находится на апогее. Здесь не стесняются в выражениях; НАТО и США – враги и Россия должна быть готова к атаке.

Правительственный сайт Sputnik News выдал статью с заголовком: "Новый российский бомбардировщик получит возможность совершать ядерные атаки из космоса", - история, которая позже оказались ложной.

Англоязычный сайт телеканала RT затаив дыхание сообщил, что "Радиоволны-убийцы: Россия начинает испытание электромагнитного боевого комплекса", который будет "гарантировать полную нейтрализацию всей вражеской электроники".

Но пламя раздувают не только сенсационные СМИ.

Бывший президент СССР  Михаил Горбачев жалуется, что риторика НАТО на саммите в Варшаве "просто вопиет о стремлении чуть ли не объявить войну России".

НАТО, сообщил он агентству Интерфакс, "говорит об обороне, но на самом деле готовится к наступательным действиям".

Представитель России в НАТО Александр Грушко говорит, что "агрессивная политика" НАТО строится на "мифической угрозе" со стороны России. Заявление Альянса, что он расположит четыре новых батальона на постоянной ротации в Эстонии, Латвии, Литве и Польше, является доказательством того, как он говорит, что эти страны "превращаются в плацдарм для военного/политического давления на Россию".

Россия, сказал он, должна реагировать на "новую ситуацию безопасности". "Это не наш выбор абсолютно, но, разумеется, с нашей стороны ... чтобы надежно обеспечить обороноспособность страны...".

"Не наш выбор" - это теперь лозунг на бампере внешней политики России, современный взгляд на "мир и дружбу" СССР и утверждение, что она никогда не хочет войны.

Теперь, как и во времена холодной войны – это все вина Запада.

На одном из своих брифингов в по средам официальный представитель МИД России Мария Захарова раскритиковала "демонизацию" России. Она заявила, что НАТО существует в своего рода "военном и политическом Зазеркалье", реагируя на "несуществующую «угрозу с Востока»".

"Есть ли конкретные примеры того, как Россия подрывает мир и безопасность в Европе? – спрашивает она. – Что конкретно стоит за этими словами? Швеция говорит, что мы ей угрожаем. Великобритания говорит, что мы являемся угрозой, Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг утверждает, что мы подрываем мир и безопасность. Где конкретные примеры? Предъявите конкретные примеры – мы будем по ним работать".

В одном из интервью, которое широко цитируется в российских СМИ, эксперт по иностранным делам и член и совета обороны Министерства внешней политики РФ Сергей Караганов рассказал немецкому журналу Der Spiegel, что западная пропаганда против России "напоминает период, предшествующий новое войне".

"Помощь, предложенная НАТО – это не символическая помощь странам Балтии, – сказал он. – Это провокация. Если НАТО инициирует агрессию - против такого ядерного государства, как наше - он будет наказан".

Сам президент Владимир Путин настраивает две стороны друг против друга для получения выгоды, предупреждая Запад, что Россия будет вынуждена "укрепить потенциал своих стратегических ядерных сил", чтобы противостоять американским ПРО, в то же время, настаивая на том, что это Запад, не Россия, нарушает баланс, который удержал мир от ядерного конфликта во время холодной войны.

На Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне он сказал руководителям международных информационных агентств о том, что США лжет, когда утверждает, что ее система ПРО не будет угрожать России:

"Мы знаем, что будет происходить. И они знают, что мы знаем, сказал он. - Это вам только вешают лапшу на уши, как у нас говорят, а вы в свою очередь вешаете своему населению. Люди не чувствуют опасности, вот что меня беспокоит. Как мы не можем понять: мы тащим мир в совершенно новое измерение, вот в чем проблема. Они делают вид, что как будто ничего не происходит. Но я не знаю даже, как достучаться!"

Двойственный подход президента Путина, его непредсказуемость – это полезный инструмент, чтобы держать внутренних и международных оппонентов президента в догадках насчет его следующего шага, сказал мне один российский аналитик. Повторит ли он историю с "маленькими зелеными человечками" в другой постсоветской стране? Или же он будет играть роль миротворца, призывая мир объединиться в борьбе с терроризмом? Тем не менее, именно эта непредсказуемость заставляет Запад нервничать.

В Таллине же консенсус среди экспертов по России на конференции Леннарта Мери по безопасности выражает Фиона Хилл, директор Центра по США и Европе Брукингского института: "Мы сейчас очень много говорим о нашем чувстве незащищённости в отношении России, но я думаю, что это довольно очевидно, что Кремль тоже боится, и нам действительно стоит попытаться понять почему".

Кремль переживает насчет своего контроля над политической ситуацией внутри государства и геополитической ситуацией за рубежом. Россия пытается сдержать Запад в очень агрессивной форме, потому что понимает, что сама слабее – как в экономическом и военном плане, так и с точки зрения мягкой силы.

Прямо сейчас мир – очень нестабильное место для всех, в том числе и для Владимира Путина.

Когда я просматривала товар в сувенирном магазине в Москве, мое внимание привлекла футболка: мускулистый Владимир Путин, одетый в черную водолазку и узкие черные брюки, со словами "SAVE THE WORLD" ("спасите мир") написанными белыми буквами на его изображении.

Как? На майке ответа нет, а в реальном мире нет никакого магического рецепта.

Но все разговоры о войне не настолько безумны, как кажется, говорят мне некоторые россияне. "Они могут нас не любить, - говорят они, - но они боятся нас".

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?