Танго на костях: до чего дотанцевались Польша и Украина
Категория
Украина
Дата публикации

Танго на костях: до чего дотанцевались Польша и Украина

Танго на костях: до чего дотанцевались Польша и Украина
Источник:  online.ua

Резолюция польского Сейма, признавшего Волынскую трагедию 1943 года «геноцидом украинских националистов против поляков», создает новые проблемы в польско-украинских отношениях. Остались ли в Киеве и Варшаве политики, способные переломить ситуацию? От ответа на этот вопрос во многом зависит безопасность региона Центральной и Восточной Европы.


На протяжении периода независимого развития Украины Польша предпочитала играть роль украинского адвоката, но после установления практически монопольного правления партии «Права и справедливость», обеспеченного путем победы на президентских и парламентских выборах, в Варшаве словно решили получить гонорар от подзащитного. Хотя во время своего декабрьского визита в Киев президент РП Анджей Дуда подчеркивал, что трагические события ХХ века не должны тормозить развитие двусторонних отношений, его однопартийцы из «Права и справедливости» и их союзники из «Кукиз15» в Сейме рассудили иначе.


Одно из отличий польской политики от украинской: тамошние партии стоят на определенных идеологических позициях, от которых предпочитают не отказываться. Тема Волынской трагедии для консервативного электората правящей польской партии остается болезненно чувствительной. К тому же апеллирование к трагическим событиям Второй мировой и исторической памяти позволяет переключить внимание с ситуации вокруг Конституционного трибунала, ставшей довольно скандальной, и обвинений «ПиС» в узурпации власти. В плане переключения внимания на другой объект польские политики очень похожи на своих украинских коллег.


Практически на протяжении целого года польско-украинские отношения постоянно ухудшаются. В апреле 2015-го после выступления тогдашнего президента Польши Бронислава Коморовского с трибуны Верховной Рады украинские парламентарии приняли декоммунизационный закон, в котором отдали должное воинам УПА. В Польше это совпадение во времени нашли оскорбительным, не исключено, что оно стало одним из факторов поражения Коморовского в президентской гонке. Получивший агреман на должность посла Польши в Украине Марчин Войцеховский так и не доехал до Киева в этом качестве, что вряд ли улучшило двусторонние отношения. Посла Генрика Литвина должен сменить в Киеве Ян Пекло, хорошо знающий ситуацию в Украине, но пока он не приступил к выполнению своих обязанностей.


Показательная ситуация, отражающая диалектический характер польско-украинского стратегического партнерства, сложилась во время саммита НАТО в Варшаве. Накануне мероприятия Киевсовет решил  переименовать Московский проспект в проспект Степана Бандеры, которого в польском обществе воспринимают не менее негативно, чем в украинском – идеологов пацификации и организаторов операции «Висла». Петр Порошенко в польской столице нашел время и возможность, чтобы преклонить колено перед памятником жертвам Волынской трагедии, а министры обороны Польши и Украины подписали протокол о военно-техническом сотрудничестве.


Резонансная резолюция польского Сейма, возможно, поможет сторонникам Ярослава Качиньского забыть, как тот выступал во время ЕвроМайдана рядом с Олегом Тягныбоком и кричал «Слава Украине! Героям Слава!». Но тогда нынешний неформальный правитель Польши находился в оппозиции, а сегодня располагает максимальной полнотой власти. Ведомая им партия «Право и справедливость» преуспела в вопросе ухудшения отношений не только с Украиной, но и с Германией, ее члены отрицают зверское убийство поляками евреев в городке Едвабне во время Второй мировой войны и «наводят порядок» в польских государственных медиа. Не лишним будет вспомнить, что во время правления симпатизировавшей Украине «Гражданской платформы» тему «Волынской резни» в Украине и Европе раскручивали «регионалы» Олег Царев и Вадим Колесниченко, а российские медиа с упоением подхватывают эту болезненную тему.


Похоже, Украине и Польше для спасения стратегического партнерства предстоит понять, что двусторонние отношения состоят не только из исторических проблем, которых в истории наших народов очень много. Формула «Прощаем и просим прощения», звучавшая в Киеве и Варшаве на самых разных уровнях, так и не стала основой для двусторонних отношений. Продолжение «танго на костях» вряд ли укрепит двусторонние отношения, страницы истории необходимо отдавать на суд специалистам, при возможности – с участием третейских судей. Для Украины и Польши куда важнее сегодня развивать военно-техническое сотрудничестве, формировать единую позицию по вопросу возможного строительства «Северного потока-2» и укреплять безопасность в Балтийско-Черноморском регионе.


Евгений МАГДА, политический эксперт специально для ONLINE.UA


Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?