Как подготовить ребенка к школе: советы известного психолога
Категория
Советы родителям
Дата публикации

Как подготовить ребенка к школе: советы известного психолога

Как подготовить ребенка к школе: советы известного психолога

Еще три недели — и школа. А дети еще не наигрались, не набегались и т. д. О том, как подготовить детей, рассказала известный психолог Светлана Ройз.


Lady.ONLINE.UA делится с вами советами, опубликованными на Facebook психолога.


Первое, на что рекомендует обратить внимание Ройз, - это режим дня: «Сейчас - за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в "школьный" режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму - и для детей, и для взрослых - стресс. можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше».



Второе — это напомнить ребенку все, что он учил. Пролистайте тетради, учебники. Уже сейчас начните занятия в секциях и кружках, не оставляйте все на сентябрь.


«Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) - это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) - это всегда стресс.


Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации.


Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите - кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки - использовать их», - напоминает психолог.




Особое внимание Светлана Ройз советует уделить возвращению в коллектив: «Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно - возвращение в коллектив - это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет ребенкам проявить те грани, которые им сложно проявить в школе».


По словам психолога, вам с ребенком лучше еще до сентября прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.


«Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию - он как будто бы ставит отпечаток "я тут есть". Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая "газета" - с фотографиями всех учеников», - отмечает Ройз.


«Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого "ничего хорошего нет и не будет", кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей - сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в "журнале воспоминаний", благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)», - добавляет психолог.


Еще один важный момент — возвращение из лагеря.


«Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он "не вернулся".

Иногда и нам, взрослым, важно осознанно "ставить точку" в разных процессах. так легче совершать "переход" в другие действия и психологически "акклиматизироваться".


Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия - сюрпризом - шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом», - говорится в советах.



Особенное внимание уделите вашим взаимоотношениям с ребенком: «Ребенок вернулся из лагеря и изменился. нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и "системами".


Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой - тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и "силой" не возвращать свою власть и авторитетность».


Еще один момент — влюбленность: « Влюбленность ребенка- это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка.


Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают. А) Часто "чувствующий", переживающий влюбленность ребенок перестает быть "думающим". Б) Не все взрослые умеют справляться с "нагрузкой чувств". В) нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает».


Психолог также советует родителям позволить ребенку самому выбирать вещи в школу: « А) У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности - важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.


Б) Важно помнить - что в магазине выбор из многих товаров - ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят). В) Ребенок находится в двойственном состоянии .


С одной стороны новый класс школы - это повышение статуса. С другой - может проявиться страх этого нового, страх взросления. здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения "детское".


Также обратите внимание на школьную форму. «Школьная форма - как психологический элемент - для многих детей важна. Она -при не сформированном внутреннем стержне - дает опору на внешний. (Внешний "костыль" - правила - кодекс, режим дня, расписание звонков, форма..,) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к МЫ - класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной».




Отдельные советы для родителей. Важно:


«1. Чтобы Родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.


2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка " энергию жертвенности" - мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены.


Там, где есть жертвенность - меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем - тем он и наполняется. И иногда "не переваривает".



3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли "зеркалить" ребенок у нас, то, что мы от него требуем? - обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас - учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои "домашние задания", конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать...


4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать "образ" школьной жизни - сам этот образ - наши ожидания - могут стать "самореализующимся пророчеством" - программой для ребенка.


5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга.

Иногда ребенку важна не оценка и "мотивирование", а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология - с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.


6. Мы же помним - что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка?


7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и "прокачивание" IQ. - упрощенно - словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта.


"Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).


Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.


Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.


Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.


Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.


Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.


Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей."


8. В наших силах стать "агентами изменения" в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.


10. Школа - это только часть жизни. Важная. Но "за" ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.


Наши дети больше и мудрее любых систем. система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий», - подытожила психолог.


Удачной вам подготовки! Советуем также посмотреть  фото креативных обедов в школу.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?