Россия когда-то ее перехитрила: The Washington Post раскрыла реальные отношения Клинтон и главы Кремля
Категория
Мир
Дата публикации

Россия когда-то ее перехитрила: The Washington Post раскрыла реальные отношения Клинтон и главы Кремля

Россия когда-то ее перехитрила: The Washington Post раскрыла реальные отношения Клинтон и главы Кремля
Источник:  The Washington Post

Будучи госсекретарем США, Хиллари Клинтон наслаждалась дипломатической "Московской весной", воспользовавшись перерывом в президентстве Владимира Путина, помогла в подписании договора о контроле над ядерным вооружением и добилась молчаливого согласия России на военную интервенцию в Ливии под руководством НАТО. Когда Путин вернулся, все изменилось.

Издание The Washington Post опубликовало статью журналистов Брэдли Клаппера и Мэтью Ли, в которой они рассказали о сложных отношениях кандидата в президенты США Хиллари Клинтон с Россией и ее нынешним президентом Владимиром Путиным, которые начались в 2009 году, когда Клинтон стала госсекретарем Соединенных Штатов, а главой государства в РФ был Дмитрий Медведев.

Клинтон, ныне кандидат в президенты от Демократической партии, пообещала противостоять Путину в случае своего избрания. При этом она опирается на четыре года во время "перезагрузки" отношений с Россией во времена первого президентского срока Барака Обамы. В то время, как её республиканский оппонент Дональд Трамп вызвал тревогу в Вашингтоне и Европе своими одами в адрес авторитарного российского лидера.

Но споры Клинтон с Россией привели к неоднозначным результатам - удача резко отвернулась от нее после того, как Путин сменил Дмитрия Медведева на посту президента в мае 2012 года.

Всего через несколько недель Россия перехитрила ее в переговорах по Сирии по сложному плану мирного урегулирования, сделав их ее худшим дипломатическим поражением. В то время, как Клинтон назвала это триумфом, война только обострилась, и хотя ее помощники по-прежнему настаивают на том, что она вышла победителем, этот план эффективно дал промосковскому президенту Сирии Башару Асаду право вето в отношении любого переходного правительства, усложнив все последующие посреднические усилия.

"Нет сомнений в том, что, когда Путин вернулся и сказал, что собирается быть президентом, это изменило отношения, - сказала Клинтон в прошлом году во время внутрипартийных дебатов. - Мы должны противостоять его агрессии, в частности, это очень важно в Сирии".

История отношений Клинтон с Российской Федерацией имеет большое значение, учитывая удивительную роль, которую Россия сыграла в президентской кампании США.

Клинтон и ее сторонники говорят, что она будет вести гораздо более жесткую политику в отношении Москвы, чем Трамп, чьи необычные заявления по внешней политике включают размышления о значимости НАТО и предположения, что он мог бы принять российскую аннексию Крыма. Заявления о том, что Россия стояла за взломом серверов электронной почты Демократической партии, также привели к обвинениям, что спецслужбы Путина вмешиваются в выборы, и Трамп только поддержал эти опасения, публично поощряя Россию найти и опубликовать больше писем.

Первое знакомство Клинтон с российской дипломатией началась с гораздо более оптимистической ноты. Во время встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в 2009 году она инициировала усилия по налаживанию длительных отношений, подчеркиваемых российской войной с соседней Грузией годом ранее. Клинтон изложила широкий круг вопросов сотрудничества, предложив полную "перезагрузку отношений".

Новая политика дала свои результаты.

Пока Путин был сосредоточен на внутренних вопросах в течение четырех лет пребывания на посту премьер-министра, Медведев открыл новый коридор в Афганистан для военных сил и снаряжения США в рамках американского продвижения в войне. После уступок со стороны президента США Барака Обамы в области противоракетной обороны, обе страны одобрили свой самый многообещающий договор по контролю над вооружениями за последние поколения. Вашингтон и Москва объединились в вопросе новых санкций против Ирана, а годы переговоров завершились вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Но Ливия, возможно, была самым неудачным дипломатическим прорывом Клинтон, который начал нисходящую спираль в ее карьере. Еще до первых двух сроков Путина на посту президента, Россия всегда выступала против действий Совета Безопасности ООН, которые могут привести к смене руководства той или иной страны.

Пока европейские союзники Америки добивались военного вмешательства против ливийского диктатора Муаммара Каддафи, Клинтон была настроена скептически, отказываясь вмешиваться. Когда она наконец-то согласилась, оказалось критически важно убедить воздержаться от вмешательства Россию. Повстанцы свергли Каддафи спустя пять месяцев.

"Это был первый раз, когда Путин публично раскритиковал Медведева, - сказал Майкл Макфол, главный советник Обамы по вопросам России в то время, а затем - посол США в РФ. - Когда дела начали идти плохо и не по плану, как мы обещали, я думаю, что это стало началом конца для "перезагрузки".

Отношения еще ухудшились к концу года, когда Путин выиграл новый шестилетний президентский срок. Доказательства фальсификации выборов привели к крупнейшим в России протестам со времен распада Советского Союза. Клинтон сделала резко сформулированное заявление; Путин обвинил Клинтон в отправке "сигнала", чтобы скомпрометировать его страну.

Если события в Ливии разрушили доверие, то протесты стали "сокрушительным ударом" для "перезагрузки", говорит Макфол.

"Путин стал чрезмерно подозрителен", - сказал он, и "верил, что мы их организовали, на самом деле в это верил. После этого мы так и не смогли сдвинутся с мертвой точки".

Вернувшись на пост президента в 2012 году, Путин сразу же столкнулся с эскалацией - от протестов и "Арабской весны" до полномасштабной гражданской войны в Сирии, что было похоже на ситуацию в Ливии. Он повел себя совершенно иначе, чем Медведев, намекнув Обаме, что может прекратить поддерживать сирийского лидера Асада, одновременно прикрывая его от любого давления со стороны ООН или иностранных действий, которые могли бы лишить его власти.

"Путин заявил, что у него нет никакой особой любви к Асаду, - писала Клинтон в своих мемуарах "Трудный выбор", ссылаясь на встречу президентов США и Российской Федерации в июне 2012 года - Он также признал, что у него нет реальных рычагов давления на Дамаск".

В попытках добиться сотрудничества с Россией Обама и Клинтон избегали разговоров, которые могли бы угрожать российским силам в Сирии, включая большую военно-морскую базу. Их послание было ясным – США не будут пытаться забрать власть после Асада из зоны влияния Москвы.

Но это не имело никакого значения. Когда ООН предложила мирный план, который предполагал смену режима Асада и включал штрафы за несоблюдение условий, россияне воспротивились. Зайдя в тупик, США и Россия нашли формулу нового правительства, состоящего из людей, выбранных по "взаимному согласию" Асада и оппозиции.

Хотя Клинтон утверждала, что компромисс в Женеве 30 июня 2012 года - это её заслуга, кажется, что это все же была российская инициатива изначально.

"Не было никакой вероятности, что Асад пройдет такой тест, - подчеркивала Клинтон. - Оппозиция никогда не согласится на него (в роли президента – ред.)".

Россия никогда не рассматривала эту сделку подобным образом. Как и сам Асад. И он - все еще президент.

"Путин не делает одолжений, - сказал Стивен Сестанович, специалист по России в Совете по международным отношениям и высокопоставленный дипломат при президентах Рональде Рейгане и Билле Клинтоне. - Если бы у нас была устойчивая политика в Сирии, и мы бы сказали: "Вот, что мы собираемся сделать; а что вы собираетесь делать?" - это одно дело. Но мы этого не сделали. Мы обратились за помощью, и шансы их получить были равны нулю".

Женевские договоренности получили долгосрочные последствия. США и Россия говорят, что они должны быть основой любого урегулирования гражданской войны, которая длится уже пять лет, но их интерпретация по-прежнему различается, поддерживая застой, благодаря которому Асад все еще находится у власти.

На момент переговоров в Женеве около 8 тысяч человек были убиты в Сирии. С тех пор число погибших возросло до, возможно 500 тысяч, количество беженцев исчисляется миллионами, и террористическая группировка "Исламское государство" получила возможность развития.

"Я сомневаюсь, что они могли бы получить от России больше", - прокомментировал старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Роберт Форд, который был послом США в Сирии в то время.

Сделка Клинтон могла бы оказаться дееспособной, если бы была подкреплена американским военным давлением, - сказал он. Но у Обамы было иное мнение. "Тактика и стратегия не были синхронизированы", - сказал Форд.

Старший член делегации Клинтон в переговорах Фредерик Хоф назвал документ "дорожной картой к мирной смене режима", но остальные представители правительства США не хотели ничего делать для реализации плана, сказал он и добавил: "Вот почему Сирия продолжает кровоточить внутри и снаружи".

Клинтон, во всяком случае, ошиблась, если думала, что Обама был готов к военным действиям в Сирии.

Поскольку в противном случае её план был обречен на провал, позже в том же году она присоединилась к министру обороны Леону Панетту и директору ЦРУ Дэвиду Петреусу, призывая Обаму санкционировать военную поддержку прошедших проверку умеренных повстанцев и введение Америкой бесполетной зоны над удерживаемыми этими повстанцами районами страны.

Но Обама отказался.

По мере приближения окончания её срока в администрации, Клинтон признала свое разочарование в связи с увеличивающейся агрессией России по Сирии и другим вопросам.

В последние месяцы работы Клинтон на посту госсекретаря Россия приказала закрыть американское Агентство по международному развитию в стране. В РФ был одобрен новый закон, сдерживающий работу российских и зарубежных неправительственных организаций, а также был введен запрет на усыновление американцами российских детей.

В декабре 2012 года Клинтон обвинила Путина в попытке "повторно советизировать" своей регион. И перед тем как уйти с должности, она написала Обаме записку, призывая его окончательно приостановить "перезагрузку" отношений, которая закончилась раз и навсегда с военным вторжением России в Украину и аннексией Крыма в 2014 году - после того, как Клинтон покинула правительство.

"Сила и решительность были единственным языком, который понимал Путин", - написала Клинтон в своей книге, опубликованной вскоре после этого.

Это был урок, который она, можно сказать, получила из первых рук.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?