Умер ли президент Узбекистана, и что дальше: громкие выводы частной разведки США
Категория
Мир
Дата публикации

Умер ли президент Узбекистана, и что дальше: громкие выводы частной разведки США

Умер ли президент Узбекистана, и что дальше: громкие выводы частной разведки США
Источник:  Stratfor

По сообщениям СМИ, которые, правда, опровергаются официально, президент Узбекистана Ислам Каримов умер. Теперь стране необходимо будет сделать то, чего она, в нынешнем виде, еще никогда не делала - выбрать нового лидера.

Исходя из информации о том, что президент Узбекистана все же мертв, американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала отчет с анализом того, кто же может занять место главы государства, и на что стоит обратить внимание в ближайшие дни, чтобы получить подсказки для ответа на этот вопрос. Кроме того, в отчете частной разведки США, который есть в распоряжении ONLINE.UA, констатируется факт его смерти, вопреки всем официальным заявлениям.

Каримов правил Узбекистаном, когда Россия еще была Советским Союзом, и, как и большинство других среднеазиатских правителей, делал он это железной рукой, маскируя диктатуру за демократией. Стабильность страны в настоящее время опирается на стабильность процесса преемственности, но сам он основывается на требованиях клановой политики, а не электоральной, что чуждо большинству западных стран.

Узбекское общество, как и общества большинства стран Центральной Азии, жестко разделено на кланы. Наиболее известные узбекские кланы (географически) - Ташкент, Самарканд и Фергана, хотя четыре мелких клана - Джизак, Кашкадаря, Хорезм и Каракалпак – также имеют заметное влияние в стране. В последние годы члены ферганского клана систематически убирались от власти, в результате чего представители Ташкента и Самарканда конкурировали за власть лишь между собой.

Каримов был членом самаркандского клана поэтому, само собой разумеется, что его представители будут продвигать кого-то из своих кандидатов ему на замену. Из всех кандидатов фаворитом можно считать премьер-министра Шавката Мирзияева. Узбекский народ знает его, и он является лидером правительства. В прошлые годы, однако, в оппозиции к нему был Рустам Иноятов, мощный член конкурирующего ташкентского клана, который заведует службой безопасности страны.

Кланы - не единственное, чем отличаются эти двое претендентов на власть. Мирзияев более открыт к переменам и укреплению внешних связей, в то время как Иноятов более деспотичен, поглощен внутренней стабильностью и предрасположен к сохранению нейтралитета страны.

Конечно, никто не думал, что Каримов будет жить вечно, поэтому дебаты по поводу его преемника шли на протяжении более десяти лет. На самом деле, возможно решение уже принято, и оно удовлетворяет оба клана.

Перед тем, как он умер, Каримов передал многие свои обязанности Мирзияеву и Иноятову. Согласно одному из возможных вариантов, Мирзияев займет пост главы государства, а Иноятов будет руководить всем за кулисами.

Либо же эта пара может согласиться на президента с третьей стороны, в том числе вице-премьера Рустама Азимова, который также считается реформатором с острым финансовым умом, но недостаточно политически пригодным для укрепления власти.

Примечательно, что из возможных договоренностей исключены члены ферганского клана, которые раньше были одними из самых влиятельных людей в стране. Их лидеры в настоящее время удалены из правительства и находятся не в том положении, чтобы добиваться права преемственности, хотя некоторые более молодые лидеры могут попытаться. Но проблема в том, что такие действия, могут посеять нестабильность среди населения Узбекистана. Любой захват власти вне согласованного перехода может быть достаточным, чтобы потрясти всю страну. Клановые войны в прошлом уже приводили к дестабилизации не только правительства Узбекистана, но и региона в целом.

В ближайшие дни станет понятно, как будет развиваться борьба за власть. 1 сентября страна будет отмечать День независимости (по последней информации, торжества в честь этой даты уже отменили, - ред.), и тот, кто заменит Каримова в роли ведущего церемонии, может быть ключевым игроком в схеме преемственности, если не самим преемником.

Но важно также отслеживать признаки нестабильности. Если будут развернуты силы безопасности в любой из основных горячих точек, в том числе в Ташкенте, Самарканде и Фергане, или если в ближайшем будущем начнутся широкомасштабные аресты, переход власти может быть не таким уж гладким, как хотел бы покойный президент, сделали вывод в Stratfor.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?