С Украиной Путину не поможет даже "друг" Трамп, а большие войны Кремль не любит - западные СМИ
Категория
Мир
Дата публикации

С Украиной Путину не поможет даже "друг" Трамп, а большие войны Кремль не любит - западные СМИ

С Украиной Путину не поможет даже "друг" Трамп, а большие войны Кремль не любит - западные СМИ
Источник:  Slate

ФБР уже согласилось с выводами ЦРУ о том, что Россия вмешалась в выборы президента США, чтобы помочь Дональду Трампу победить. На данный момент непонятно, что в связи с этим сделает администрация Барака Обамы; сам президент не сказал ничего существенного во время пресс-конференции в пятницу. Но, несмотря на важность проблемы, необходимо помнить об еще одном вопросе: "Какой, на самом деле, будет стратегия президента Трампа в отношении России, и что она будет значить для США, РФ и ее соседей?". 

Об этом, а также о том, почему Путин не сможет добиться большего, чем сейчас, в Украине, и побоится начинать большую войну по захвату Прибалтики, пишет издание Slate в статье "Нужна ли Путину помощь Трампа?", перевод которой сделал ONLINE.UA.

Как уже было неоднократно сказано, у избранного президента взгляды на Россию очень отличаются от взглядов нынешней администрации США и наиболее видных республиканцев. Трамп не раз заявлял о своем личном восхищении Путиным, его штаб "разгромил" часть республиканцев, которые осуждали действия России в Украине, он предложил открыто работать с российскими военными силами и их союзником Башаром Асадом в Сирии и выдвинул кандидатуру госсекретаря (Рекса Тиллерсона, - ред.) с глубокими финансовыми и личными связями в РФ. И все же, хотя Путин и получил желаемый результат от выборов, он может оказаться не настолько влиятельным для его страны. Начать стоит хотя бы с такого факта: сложно представить себе, что сможет сделать Путин при президенте Трампе, чего он не делает сейчас.

Читайте также: Тиллерсон однажды уже уступил Путину: раскрыта правда об отношениях человека Трампа с Кремлем

Взять хотя бы Сирию: теперь, когда Алеппо почти полностью находится под контролем поддерживаемого Россией правительства, у повстанческих групп, поддерживаемых США и их союзниками, нет практически никаких шансов свергнуть Асада, считает автор статьи. Это может привести к ужасным длительным последствиям для Сирии, но главный источник конфликта между США и РФ вполне может утратить свою актуальность еще до того, как Трамп вступит в должность. Ограниченные переговоры, которые уже ведутся, чтобы убедится, что планы США и России по Сирии не вызовут конфликта, могут перерасти в откровенное сотрудничество по операциям в борьбе с ИГИЛ, и Путин может убедить Трампа активно поддержать режим Асада; но это лишь изменение градуса отношений, а не направления.

Другим важным аспектом конфликта между Россией и США была Украина – администрация Обамы ввела санкции против ряда российских политиков, бизнесменов и компаний в связи с российской аннексией Крыма в 2014 году и поддержкой сепаратистских группировок на востоке Украины (а также с прямым вторжением войск РФ на Донбасс, - ред.).

"Кремль, как лазер, нацелен на то, чтобы добиться снятия санкций в течение следующих 6 месяцев, – считает Майкл Макфол, который был американским послом в России с 2012 по 2014 годы, а в настоящее время является директором Института международных исследований в Стэнфорде. – У них есть стратегия, как этого добиться в Европе, и теперь появилась новая возможность в США. Это, несомненно, то, с чего они начнут".

Но международная решимость относительно санкций, в любом случае, уже ослабевает. Следующие президентские выборы во Франции, скорее всего, выиграет либо пророссийский Франсуа Фийон, либо еще более пророссийская Марин Ле Пен. Но, в любом случае, хотя Россия, несомненно, хотела бы снятия санкций, они не так уж мешали ее действиям за границей.

Более экстремальным, чем снятие санкций, решением было бы признание Соединенными Штатами Крыма территорией России. Если бы Трамп это сделал, он фактически одобрил бы первый в Европе насильственный захват территории страны другим государством со времен Второй мировой войны (по крайней мере, настолько прямой, с изменением границ на европейском пространстве, - ред.). И, да, это было бы большим сдвигом. Привело ли бы это к попытке России аннексировать еще большую часть территории Украины или, по крайней мере, увеличить помощь сепаратистам? Возможность такого развития событий беспокоит Киев со дня выборов. "Украинцы страшно напуганы, и не зря. Они ждут, чтобы увидеть, насколько все будет плохо", – говорит Андерс Ослунд, научный сотрудник Атлантического совета и эксперт по Украине.

Но Россия, вероятно, уже добилась большинства поставленных целей в Украине. Она может поддерживать отколовшиеся регионы и создавать проблемы прозападным властям в Киеве, но страна в целом вряд ли попадет обратно в сферу влияния России, что является большей целью Путина.

Читайте также: Путин не может закончить войну, потому что ему уже прищемило хвост - российский политолог Орешкин

"Вся украинская элита очень антироссийская, и продолжит такой быть. Удерживание Украины в рамках интеграционного проекта под руководством России ничего не даст. Это бомба замедленного действия", – полагает Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги.

Будет ли Россия пытаться получить какую-нибудь другую территорию? Один сценарий, который нависал над президентской кампанией в США, касается возможности России оказывать большее давление, или даже напасть, на страны Балтии. Как и Украина, Латвия, Литва и Эстония – это бывшие советские государства, которые многие российские националисты считают "исторически русскими". Но, в отличие от Украины, они являются членами НАТО, и, таким образом, имеют право на защиту со стороны других государств-членов в случае нападения.

Пол Миллер недавно набросал кошмарный сценарий в Foreign Policy. Он предсказывают, что Россия нападет на Прибалтику. Это поставило бы США перед пугающим выбором: либо идти на войну с ядерной сверхдержавой, чтобы поддержать НАТО, или фактически отказаться от гарантий безопасности Альянсу, что, возможно, стало бы предзнаменованием возвращения территориальных войн, которые разрывали Европу на протяжении всего двадцатого века.

Это слишком страшный сценарий, чтобы не воспринимать его всерьез, но он не выглядит вероятным в данный момент. В то время как Путин, безусловно, стремится установить российское влияние в регионе, который он считает своей сферой влияния, Ослунд говорит, что Кремль предпочитает "маленькие победоносные войны", в которых он может выиграть с относительно небольшим риском. Вторжение в Грузию в 2008 году было такой войной, как и аннексия Крыма, и – с точки зрения России – интервенция в Сирии. Но НАТО наращивает войска в Польше и странах Балтии, чтобы остановить сценарий, обрисованный Миллером. Это уже не будет маленькой, легкой войной, которые любит Россия.

Конечно, вполне возможно, что Трамп может развалить НАТО до того как у Путина появится возможность протестировать Альянс. Трамп поставил под сомнение приверженность Америки защищать союзников по НАТО, заявив, что эти страны должны рассчитывать на поддержку США, только если они "выполнили свои обязательства перед нами". Но Макфол предполагает, что союзники по НАТО, скорее всего, сделают символический жест, увеличив расходы на оборону и вклад в НАТО, позволив Трампу объявить о своей победе.

Кроме того, некоторые из его кандидатов во власть – например, вероятный министр обороны Джеймс Маттис - вряд ли одобрят отказ от Альянса.

Это не значит, что Макфол настроен оптимистично. Глядя на усиление влияния евроскептических политических движений на всем континенте, он говорит, что российская "долгосрочная перспектива ослабления НАТО и ЕС является проектом, который сейчас живет своей собственной жизнью. Не нужно делать что-либо заранее, чтобы он разворачивался дальше".

И, наконец, стоит задаться вопросом: "На самом ли деле Трампа хорошо поладит с Путиным?" Он - не первый президент, который обещает начать новые отношения с Кремлем. Джордж Буш отлично поладил с Путиным во время их первой встречи после того, как он "посмотрел ему в глаза" и "узнал его душу". Обама и Хиллари Клинтон пообещали "перезагрузку" с Россией в 2009 году. Оба закончили свои сроки при власти враждебностью по отношению к Москве.

Изменения от Трампа будут более драматичными, но несложно представить, как ныне приятельские отношения быстро испортятся, и мы уже знаем несколько проблем, которые могут к этому привести.

"В определенный момент, объявленные ими приоритеты во внешней политике войдут в конфликт друг с другом, – говорит Макфол. – Трамп говорит, что мы собираемся разорвать сделку с Ираном, а Владимир Путин является одним из самых больших противников такого шага".

Тренин из Московского центра Карнеги также не ожидает слишком дружеских отношений. Победа Трампа, возможно, была встречена аплодисментами среди некоторых депутатов законодательного органа России, но Тренин говорит, что у высокопоставленных российских лидеров, вероятно, более умеренные ожидания.

"Я не верю, что кто-то действительно думает то, о чем сегодня пишут американские СМИ – что ваш президент или государственный секретарь пророссийские. Это считается нонсенсом в Москве, – говорит он. – Я не жду очень теплых отношений между Россией и Соединенными Штатами. Я надеюсь, что мы сможем преобразовать нынешнее опасное противостояние в своего рода конкуренцию, которая не будет смертельной".

Но даже так, Путин получит желаемое. "Трамп всегда говорит, что было бы неплохо, если бы мы могли поладить с Россией, как будто это - цель его внешней политики, – говорит Макфол. – Путин тоже заинтересован в этой цели, и у него есть очень четкая стратегия ее достижения. Это поддержка его действий в Сирии, отмена санкций, признание Крыма частью России. Если вы сделаете это, он предоставит вам хорошие отношения с Россией. Он устроит вам грандиозную вечеринку в Кремле и назовет вас своим лучшим другом. Это не должно быть целью внешней политики. Цель должна быть направлена на национальные интересы Америки".

Взгляды Трампа на Россию могут быть ошибочными и даже оказаться опасными. Например, Китай, – который уже демонстрирует признаки того, что он примет более конфронтационный подход к Вашингтону под администрацией Трампа, – может вполне увидеть сближение США и России как угрозу.

Читайте также: В Кремле готовятся уползти с Донбасса в обмен на Крым - Андрей Пионтковский о Путине и дворцовом перевороте

Но России не нужна была дружественна администрация в США, чтобы добиваться своих целей во внешней политике в течение последних нескольких лет. И, вероятно, не стоит ожидать ничего принципиально нового, если она будет дружественной.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?