Финское чудо: как помочь детям полюбить школу
Категория
Интересное
Дата публикации

Финское чудо: как помочь детям полюбить школу

Финское чудо: как помочь детям полюбить школу
Источник:  online.ua

Свобода и любопытство - главные составляющие учебного процесса

Максимальная свобода для детей и учителей, практическое использование школьных знаний, отсутствие каких-либо тестов и экзаменов - именно эти компоненты позволили создать школьную систему, которую считают лучшей в мире.

В 2010 году вышел фильм «В ожидании супермена» Дэвиса Гуггенгайма - анализ проблем школьного образования в США, где финские школы изображены в качестве положительного примера проводника между ребенком и знаниями. Еще в начале столетия исследователи утверждали, что финская молодежь читает больше, чем их молодые коллеги из других стран. А в 2010 году Финляндия заняла места в первой десятке по успеваемости преподавания математики и еще целого списка наук. Кажется, даже сами учителя не знали, насколько они крутые, пока не появились эти рейтинги: они просто выполняли свою работу.

Школа мечты

Peruskoulu - название финской школьной системы, которая предусматривает девятилетнее обучение.
Сначала дети идут в «низшую школу» - с 1 по 6 класс. За это время один учитель преподает ученикам математику, игру на музыкальных инструментах, родной и шведский языки с еще одним иностранным на выбор. С 7 по 9 класс - «высшая школа» с географией, историей и другими сопроводительными дисциплинами.

Финские школьники не составляют тестов, экзамен у них только один - в конце школы. Дети до третьего класса вообще не получают оценок. До 7 класса является лишь вербальные оценки - «удовлетворительно», «хорошо» или «плохо». Учителя не задают домашних заданий: родителям рекомендуют водить школьников в театры и музеи, детям - наслаждаться детством.

Все финские школы равны между собой. Любое учебное заведение финансируется одинаково, несмотря на количество детей и местоположение. Так же отличаются и программы обучения, а все, что касается школы, бесплатное: обучение, учебники и экскурсии. Родители не собирают средства на ремонт классов и в школьные фонды: это запрещено.

Нет никаких инспекторов и проверок для учителей и школ. Преподавателям предоставляют максимальную автономию, Министерство образования выпускает только рекомендации, каждый составляет учебный план по-своему. Учитель должен планировать, какие методы и учебные формы он будет использовать на уроках, может разрабатывать собственные упражнения для детей. Например, учитель математики просит детей найти 50 желудей и разложить их по десяткам - геймификация в действии.

В отличие от стандартизированных систем обучения, финская система опирается на индивидуальность ребенка: учитель создает план для каждого ученика. Благодаря этому в одном классе могут учиться дети с разными возможностями и уровнем знаний, каждый получит свое количество задач и срок работы над ними. Учитель на уроке - главный консультант, он подбадривает и дает советы.

В финских школах не сравнивают учеников между собой: фраза «Смотри, какой он умный, бери пример!» Может огорчить или обидеть школьника. Наоборот, учителя поощряют буквально каждого, обучение происходит без всякого принуждения, никто не будет давить на тебя, чтобы ты изучил формулу. Финны не волнуются, если ребенок остается на второй год. При этом они еще скажут что-то вроде: «К жизни не сразу подготовишься»

Единственный, но строгий контроль - ты должен присутствовать на всех уроках. Даже в случае болезни нужно будет догнать пропущенное: учителя расскажут, куда прийти и сделать. На самых уроках ученикам тоже дается полная свобода. Не хочешь сидеть за партой - валяйся на полу или сиди где угодно, главное чтобы в классе. Не хочешь смотреть документальный фильм - читай книгу, но не мешай другим. Финские школы приучают к самостоятельности: ты сам читаешь, обрабатывает новую тему в учебнике, затем обсуждаешь и учишь, как использовать эти знания в жизни. Учитель помогает с практическими задачами, но не во время пояснения: это ответственность ученика.

Все предметы преподаются с практическим применением. Финны с первых классов знают о своих правах и как пожаловаться социальному работнику. Дети в школах решают задачи по наследству, который оставила их мнимая бабушка, и считают налоги.

Так же ответственно финны относятся к выбору профессии. В школе есть специалист по профориентации, с которым можно постоянно советоваться, проходить определенные тесты. Есть и фельдшер с психологом - они общаются с детьми и помогают им. Все выводы экспертов, мнения учителей и оценки можно посмотреть в единой системе Wilma.

Родители тоже не сидят без дела. Каждую среду - собрание, на которое приглашают заблаговременно, поэтому взрослые могут корректировать время. На собрании не сравнивают учеников и не жалуются на неконтролируемых детей: там родители заполняют анкеты, чтобы учителя узнали, что нравится ребенку, что он рассказывает и какие отношения у школьника с одноклассниками.

Так как финны создали такую школьную систему?

История началась в 1963 году, когда финское правительство поставило себе цель сделать образование общедоступным для всех независимо от места проживания.

Все публичные школы объединились в единую систему. Школьные программы на ранних этапах создавали учителя со всей страны, а сами методики имели рекомендательный характер.

1979 реформа пошла дальше - теперь от преподавателей требовали магистерский диплом по педагогике и практику в одном из 8 государственных университетов. Престиж профессии резко вырос, поставив учителя в один ряд с врачами и юристами.

В 1980 году общий контроль передали местным советам, «слабые» и «сильные» дети теперь должны учиться в одном классе, а учитель должен помогать каждому в отдельности. 1990 отменили все инспекции и контроллеров, предоставив учителям полную автономию.

«Образование готовит нас к жизни. И только образованные страны будут успешными», - именно такая философия сделала финские школы самыми крутыми в мире. А желание увидеть в каждом ребенке именно ребенка, со страхами, чувствами и интересом, только помогло - в таких учебных заведениях взрослые получают удовольствие от своей работы, даря школьникам счастливое детство.

Автор Елена Граждан

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?