Деньги – корень зла, вечное яблоко раздора в семье и то, чего среднестатистическому землянину всегда не хватает. Мало денег – плохо, много денег – тоже плохо (когда не знаешь, как ими разумно распорядиться). И, тем не менее, без них как-то не прикольно!..
Вопросом экономии денег задаются все, кто хоть раз в жизни держал их в руках. Казалось бы, какие-то разноцветные бумажки – бери и сам печатай! Да только где же взять подходящий принтер?
Вот и получается: пока ищем ответ на вопрос о принтере, попутно стараемся хоть как-то подольше удержать в руках те деньги, что достаются в виде зарплаты, стипендии или подарка. Потому что, какой бы ни была эта сумма, она утечет, как сквозь пальцы вода, если вы не освоите искусство правильного и разумного распределения бюджета.
Дневник расходов
Идеальная финансовая ситуация – когда ваши доходы превышают расходы. Но не стоит сейчас с грустью вздыхать и говорить, что вот, мол, был бы у меня более высокий доход, так бы оно и было. Запросы растут вместе с заработной платой.
Поэтому первый шаг на пути экономии – планирование расходов. Заведите тетрадь или блокнот, куда каждый день методично вписывайте все свои расходы (каждую копеечку!). Быть может, скажете, что вам это не нужно и что полностью контролируете свои расходы, но попробуйте хотя бы неделю записывать все – поймете, на какую ерунду уходит довольно значительная часть ваших денег.
Это как в той шутке: копишь-копишь на квартиру и Ламборджини, а затем срываешься и покупаешь «Сникерс» и колу. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Это имеет определенный смысл, если подсчитать, сколько денег у вас уходит на колу и «Сникерс» в год, а затем умножить эту сумму на 10 лет. Может, и на машину хватило бы?..
Кстати, эту методику в своих работах приводит «Финансовый Моцарт» Бодо Шефер (между прочим, финансовый консультант №1 в Европе!). На досуге рекомендую почитать его книгу «Мани или азбука денег».
Правило четырех конвертов
Еще один интересный и простой способ экономии и планирования бюджета – правило четырех конвертов.
Подготовительный этап:
Берется месячный доход (индивидуальный или общий семейный); 10% откладывается на депозит – на будущие финансовые цели (только к выбору банка и условий депозита тоже подойдите со всей ответственностью); Отсчитывается сумма, необходимая на обязательные ежемесячные расходы: квартплата, интернет, мобильная связь, транспорт.
Суть метода:
После вычета по всем вышеупомянутым пунктам оставшаяся сумма делится на четыре и раскладывается по конвертам. Каждый конверт – бюджет на неделю. Желательно его не превышать!
И еще несколько полезных советов:
Перед каждым походом за покупками составляйте список необходимых вещей и строго следуйте ему. Если же во время шоппинга вам захотелось купить еще что-то – внесите это в список для следующего похода по магазинам. Если вам внезапно захотелось что-то купить, «переспите» с этой мыслью. Если и на утро вещь все еще необходима – идите и покупайте! Избегайте покупок в кредит (не загоняйте себя в долговую яму). Ничего не покупайте в день выплаты зарплаты! Уж такие мы, люди, что с получкой начинаем чувствовать себя сказочно богатыми и могущими позволить себе многое, если не все. НЕ ЭКОНОМЬТЕ на здоровье, саморазвитии и уходе за собой! Потому что за такую экономию в дальнейшем можно заплатить дороже.
Некоторые знатоки рекомендуют расплачиваться не карточкой, а реальными деньгами – с ними, якобы, расставаться сложнее. Ну, не знаю!.. Лично мне удобней экономить, когда деньги находятся на карточке, потому что карточкой не везде можно расплатиться. А наличка может оказаться под рукой в самый неподходящий момент (и возвращаемся к истории со «Сникерсом»!).
Главное в экономии денег – понять: это не попытка ограничить себя во всем, а способ оптимизировать расходы чтобы не испытывать постоянную нехватку денег.
Фото: kinopoisk.ru
Автор Аліна Стара