Наказать Путина и вернуть деньги Януковича: Украине дали несколько советов
Категория
Экономика
Дата публикации

Наказать Путина и вернуть деньги Януковича: Украине дали несколько советов

Наказать Путина и вернуть деньги Януковича: Украине дали несколько советов
Источник:  Atlantic Council

Украина пострадала от халатного и преступного управления и сейчас продолжает испытывать трудности, связанные с революцией, войной российским вторжением, аннексией Крыма и ситуацией, близкой к экономическому коллапсу. И хотя Украина не может силой привести в суд представителей режима Виктора Януковича или российских чиновников и заставить их заплатить за свои потери, существуют правовые процессы с реальными последствиями, которые стоит начать. Как минимум, давление может быть оказано через правовые механизмы для возвращения активов.

В своей статье, которая является частью более длинного доклада, опубликованной на сайте Атлантического совета, перевод которой сделал ONLINE.UA, внештатный старший научный сотрудник Global Energy Center Алан Райли рассказал, что Украине стоит сделать, чтобы получить возмещение активов, украденных предыдущей властью, и компенсацию от России за оккупацию.

Пока неясно, сколько высшие должностные лица украли в течение четырех лет, которые экс-президент Виктор Янукович находился на посту; тем не менее, цифры внушительные, считает автор и отмечает, что он «сосредотачивается на НДС и мошенничестве с государственными закупками, поскольку их обычно проще отследить с точки зрения того, как мошенничество было совершено, и можно легко определить сумму большей части потенциально награбленного». Он приводит в пример то, что годовой бюджет закупок был около $12 млрд. Даже по скромным оценкам лишь масштабов мошенничества с НДС и государственными закупками, окончательная сума составляет примерно $30 млрд. Конечно, существует много других форм мошенничества за счет государства.

На первый взгляд, кажется, что трудно что-то сделать для возвращения похищенных государственных активов и ресурсов. Бывшие должностные лица все вне досягаемости украинских судов, в основном на территории Российской Федерации, и лишь немногие из активов находятся в Украине.

Тем не менее, ситуация не столь мрачная, как кажется на первый взгляд. Поскольку чиновники прежнего режима мало доверяют российской правовой системе, большая часть их активов находится в западной юрисдикции или офшорных зонах. Нахождение этих активов потенциально обеспечивает значительные рычаги, с помощью которых можно добиться их возвращения.

Один из подходов, который заслуживает внимания, разворачивает процедуры договоров о признании вины, и у Грузии есть прецедент. В Грузии после Революции роз бывшие чиновники получили выбор между уголовным преследованием и возвращением похищенных активов. Около $1 млрд было возвращено.

Правовая система Украины значительно в большей степени скомпрометирована, чем была грузинская после революции. Сложно запустить эффективную украинскую процедуру, которая быстро позволила бы такие возмещения. Тем не менее, есть возможность начать процедуры с США (и, возможно, Великобританией) для оказания помощи Украине, поскольку многие из активов бывших чиновников режима находятся в западных странах. У западных государств, в первую очередь Соединенных Штатов, может быть юрисдикция там, где активы были похищены или получены иным незаконным образом.

В процедурах переговоров о признании вины, цель состоит в том, чтобы сначала создать реальную угрозу. Это предполагает открытие уголовных расследований в отношении бывших должностных лиц; объявление в международный розыск, что сделает невозможным для них покинуть Россию. Также необходимо проводить одновременно операции по возврату активов. Когда будет установлена реальная угроза, может быть сделано заслуживающее доверия предложение. Это предполагает отказ от обвинений и предоставление бывшим чиновникам права на визы в ЕС и США. В свою очередь, бывший чиновник должен будет сдать, по крайней мере, 80% незаконно полученных активов, которые находятся в его распоряжении. Для бывшего чиновника, проживающего в Москве, и задающегося вопросом, как долго продержится режим Путина, такая сделка может быть очень выгодной. И хотя неприятен тот факт, что бывшие должностные лица не будут привлечены к ответственности, для Украины может быть лучше, если активы в большей степени будут возвращены и могут быть использованы во благо украинского народа.

В то время, как процедуры заключения сделки о признании вины могут сработать, недостаточно опираться лишь на процедуры США. По меньшей мере, чиновникам США нужно будет украинское сотрудничество в предоставлении доказательств похищения активов. Еще одна проблема, готовы ли будут помочь западные государства, учитывая опасность, что возвращенные активы могут снова быть украдены. Основной проблемой является то, насколько украинский политический и бюрократический класс по-прежнему в значительной степени контролируется отдельными лицами, которые продолжают воровать. С этой украинской реалией нужно разобраться, чтобы западное сотрудничество расширялось, и было эффективным.

Что касается потерь из-за оккупации со стороны Российской Федерации, Украина должна сделать две вещи.  Во-первых, должным образом учитывать свои потери. В то время как Украина вряд ли сразу получит возмещение, стоит полностью сосчитать потери от вторжения и оккупации, потери жизней, имущества, уничтожение бизнеса и инфраструктуры, а также потери внутренне перемещенных лиц. Момент расчета придет. Устанавливая потери, которые понесла Украина, у Киева будет сумма, которую можно будет обсуждать в будущих соглашениях. Чтобы подкрепить доверие к процессу, Украина должна создать международную бухгалтерскую коллегию, которая будет проверять и удостоверять потери.

Во-вторых, Украина должна сосредоточиться на рассмотрении дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Европейская конвенция о защите прав человека дает Украине средства для учета её потерь перед международным трибуналом. Кроме того, есть актуальный и полезный правовой прецедент, в частности, случай оккупации Северного Кипра.

Украина уже открыла два дела в ЕСПЧ, но страна должна придерживаться более стратегического подхода. По мере того, как продвигается международный процесс учета потерь, она должна начать серию судебных дел, в том числе о внутренне перемещенных лицах на Донбассе и владельцах малого бизнеса в Крыму, и создать ряд открытых дел. Такой подход позволяет им быстрее продвигаться к ЕСПЧ, создает правовой прецедент и наращивает давление по поводу урегулирования.

Ни одно из этих решений не является быстрым, но они наращивают давление на бывших чиновников и Российскую Федерацию и продвигают Украину вперед к точке, которая делает восстановление активов возможным.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?