В этом месяце исполняется сто лет со дня соглашения Сайкса-Пико о разделении Ближнего Востока на французские и британские зоны влияния после Первой мировой войны. Менее известным, однако, является Константинопольский договор, заключенный за год до соглашения Сайкса-Пико. В соответствии с ним, Великобритания и Франция согласились дать России контроль над турецкими проливами, а также Константинополь, тогда столицу Османской империи, в случае победы Антанты в Первой мировой войне.
В своей колонке для Al Jazeera English, перевод которой сделал ONLINE.UA, Люк Коффи, американский ученый, специализирующийся на трансатлантической и евразийской безопасности, рассказал как Владимир Путин обошел Запад в вопросе Средиземноморского присутствия.
Беспрепятственный доступ к Средиземному морю имеет решающее значение для России. В 1914 году, в первый год Великой войны, 50% всего российского экспорта и 90% его сельскохозяйственного экспорта проходили через турецкие проливы.
В связи с революцией 1917 года Россия вышла из войны, а это означало, что Константинопольский договор не был реализован.
Беспрепятственный доступ
Даже сегодня россияне знают, что доступ к Средиземному морю означает доступ к миру.
Во время холодной войны 5-я оперативная эскадра кораблей ВМФ Советского Союза патрулировала Средиземное море, чтобы следить за тем, что делали Соединенные Штаты и НАТО в регионе. После падения Берлинской стены этот флот был расформирован и, до недавнего времени, морское присутствие России в Средиземном море оставалось ограниченным.
Президент Российской Федерации Владимир Путин стремится вернуть свою страну на имперский путь, поэтому он сделал Средиземное море приоритетом для ВМФ России.
Ранее в этом году во время визита в оккупированный Россией Крым министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что "Средиземноморский регион был основой всех существенных угроз национальным интересам России". Он также сообщил, что новая российская военно-морская целевая группа для Средиземноморья будет создана, вероятно, на основе 5-й оперативной эскадрильи, которая действовала во время холодной войны.
Набирающее обороты военно-морское присутствие России в Средиземноморье стало возможным благодаря выходу США из региона после так называемой "переориентации" или восстановление баланса в Азии.
Путин, который всегда готов продвигать свою стратегию "Великой России, увидел в этом возможность для своего флота попытаться заполнить пустоту, оставленную ВМС США.
От Леванта до Гибралтара
Для того, чтобы работать в Средиземном море, Москва обеспечила доступ к сети портов для дозаправки и пополнения запасов ВМФ России от Леванта до Гибралтарского пролива - портов, многие из которых (поразительно!) расположены в странах НАТО и ЕС. Это вызывает особую озабоченность, поскольку НАТО разорвала отношения с Россией и Европейский Союз наложил на Москву экономические санкции.
Россия удерживает важную военно-морскую базу в контролируемой алавитами области Тартус в Сирии, при этом Путин желает сохранить эту базу любой ценой. Вот почему он так хочет, чтобы президент Сирии Башар Асад остался у власти. Асад в Дамаске гарантирует присутствие российских кораблей в Тартусе и военно-морское присутствие в Средиземном море.
Дело не только в Сирии.
С тех пор как Россия захватила Крым, российский военный корабль «Вице-адмирал Кулаков» посетил Мальту в июле 2014 года, а «Ярослав Мудрый» в феврале 2015 года. Хотя Мальта не является членом НАТО, она является членом ЕС.
В июне 2015 года десантное судно российского флота «Королев 130» посетило Грецию – страну-член НАТО и ЕС.
Ходят слухи, что Москва хочет разрешения базирования на Кипре – еще одном государстве-члене ЕС.
Испанское гостеприимство
Из всех членов НАТО и ЕС, ктоторые принимают ВМФ России, Испания является худшим вариантом. В 2011 году Москва начала регулярно использовать портовые сооружения в Сеуте - испанском анклаве в Северной Африке. Сеута является юридически частью Испании и одним из двух городов ЕС - другим является испанский анклав Мелилья - расположенных в континентальной части Африки. Он также является частью Шенгенского соглашения и Еврозоне.
Начиная с 2011 года, минимум 58 российских кораблей ВМФ появлялись в испанском порту, в том числе эсминцы, фрегаты, десантные корабли и даже торпедная подводная лодка.
В общей сложности, по крайней мере, 21 российское военно-морское судно посетило Испанию для дозаправки и пополнения запасов с тех пор, как Россия вторглась и аннексировала Крым в марте 2014 года и ЕС ввела экономические санкции против Москвы.
Разделенные по вопросу Украины
Это безответственно со стороны европейских стран - позволять российским военным кораблям, особенно некоторым из самых современных подводных лодок России, использовать свои порты, особенно порты, расположенные на небольшом расстоянии от важных военно-морских баз НАТО.
Также недопустимо, чтобы члены НАТО и ЕС предлагали поддержку ВМФ России в то время, когда Москва активно пытается расчленить Украину и действуют экономические санкции.
Получая доступ к военно-морским базам в странах ЕС и НАТО, Путин одним выстрелом может убить двух зайцев. С одной стороны, доступ к этим портам позволяет ВМФ России легче действовать в Средиземном море в ущерб НАТО. С другой стороны, Путин показывает, насколько Европа действительно разделена в своей политике по отношению к России. И опять Путин оказывается на голову выше Запада.