Россия начинает опасную войну с Западом, богатства Путина под угрозой - The Guardian
Категория
Мир
Дата публикации

Россия начинает опасную войну с Западом, богатства Путина под угрозой - The Guardian

Россия начинает опасную войну с Западом, богатства Путина под угрозой - The Guardian
Источник:  The Guardian

Генерал сэр Ричард Ширрефф хорошо помнит тот момент, когда он понял, что НАТО столкнулось с новой и более опасной Россией. Это было 19 марта 2014 года, на следующий день после того, как РФ аннексировала Крым.

Журналисты Патрик Винтур, Люк Хардинг и Джулиан Боргер в своей статье для The Guardian, перевод которой сделал ONLINE.UA, рассказали о новой холодной войне между Россией и Западом, том, почему в этот раз она опаснее, чем предыдущая, и как Запад может ответить РФ, в частности, ударив по богатствам Владимира Путина.

Ширрефф, тогда заместитель верховного главнокомандующего ОВС Европы, был в военном штабе НАТО в Монсе, Бельгия, когда американский генерал-лейтенант принес стенограмму речи Путина, в которой он оправдывал аннексию Крыма. "Он провел публичное выступление и сказал: "Я думаю, что это обращение может быть сдвигом парадигмы", и я думаю, что он был прав", - вспоминает Ширрефф.

Свое обращение российский президент начал с длинного списка жалоб на попытки Запада сдержать Россию с 18-ого по 20-ый века.

Путин сказал: "Нас раз за разом обманывали, принимали решения за нашей спиной, ставили перед свершившимся фактом. Так было и с расширением НАТО на восток, с размещением военной инфраструктуры у наших границ".

Он предупредил, что Россия больше не будет терпеть такое давление: "Если до упора сжимать пружину, она когда-нибудь с силой разожмётся".

Предупреждение о возврате к политике холодной войны было главной темой европейских дебатов в течение трех лет, но в последние недели многие западные дипломаты, политики и аналитики пришли к выводу, что пружина действительно разжалась. Западные столицы в настоящее время заново оценивают Россию – сейчас говорят больше не о переходе к либеральной демократии, а о регрессии.

Читайте также: Переговоры по Донбассу: Порошенко и Путин сыграли вничью, но есть важная дата

Эпоха, наступившая после окончания холодной войны, закончилась, и началась новая эра. Холодная война 2.0, иная по характеру, но потенциально не менее угрожающая, и основана она не только на конкурирующих интересах, а и на конкурирующих ценностях.

Министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро сказал: "Реальность такова, что за внешним видом консенсуса правит мировой беспорядок. Сейчас мы расплачиваемся за ошибочную оценку, которая давала Западу ощущение комфорта в течение двух десятилетий".

Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон в своем обращении на партийном собрании сказал, что Запад ошибся в своем убеждении, что "падение Берлинской стены означало достижение идеологического урегулирования в мире после семи замороженных и иногда страшных десятилетий коммунистического тоталитарного режима".

Бывший глава МИ-6, сэр Джон Сойерсом предупредил: "Мы движемся в эпоху, которая является такой же, если не более, опасной, чем холодная война, потому что мы не сосредоточены на стратегических отношениях между Москвой и Вашингтоном". Но, в отличие от холодной войны, сейчас "нет четких правил игры" между двумя странами.

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, сторонник переговоров, сделал такое же заключение: "Было бы заблуждением думать, что это похоже на холодную войну. Нынешняя ситуация совсем иная и более опасная".

Несложно найти причины всего этого беспокойства. Накопление российских провокаций в последнее время пугает. Гибридная замороженная война в Украине и бомбардировки Алеппо в Сирии, которые показывают решительное желание удержать Башара Асада у власти, возглавляют этот список.

К этому также можно добавить внезапный отказ Путина от 20-летнего российско-американского соглашения по переработке избытков плутония для предотвращения его использования в производстве ядерного оружия. Кроме того, он развернул "Искандер-М" - ракеты малой дальности, способные нести ядерные боеголовки - в Калининграде, российском анклаве в Восточной Европе, что нервирует страны-члены НАТО Польшу и Литву (которые граничат с анклавом – ред.). Он переместил передовые ракеты класса "земля-воздух" С-300 и С-400 и радиолокатор в Сирию в знак того, что теперь он рассматривает страну, как свою вотчину, и может устранить любой план турецкой или американской бесполетной зоны. Демонстрируя свою военную зону доступа, он  направил крейсер-авианосец "Адмирал Кузнецов"  и его рабочую группу, в прибрежные воды Сирии, чтобы его самолеты Су-30 и МиГ-29 могли сбросить еще больше бомб на Сирию.

Он даже вызвал призрак кубинского ракетного кризиса, заявив, что рассматривает вопрос о возобновлении работы военных баз на Кубе и во Вьетнаме, рассчитывая, что это вызовет беспокойство в США. В то же время, Путин пытается бросить вызов западным дипломатическим альянсам - в частности Турции, Египту, Китаю и Ливии.

Все это время Путин экспериментирует с новыми методами - беспрецедентным использованием методов кибервойны, в том числе взломами электронной почты политиков Демократической партии, и более широким использованием информационной войны для дестабилизации стран Балтии. Также РФ взяла на себя финансирование крайне правых партий в Восточной Европе. Единственным общим фактором, помимо агрессии, является его непредсказуемость, что лишь поддерживает образ Путина как мастера политической интриги.

Путин надеется, что он наносит удар в момент своеобразной уязвимости, из-за чего Запад выглядит неподготовленным. Министр иностранных дел Великобритании при Дэвиде Кэмероне Хьюго Свайр, объяснил: "Истина в том, что в связи с тем, что Америка все больше поглощена иногда сюрреалистическими президентскими выборами, Франции и Германии предстоят свои собственные выборы в следующем году, (госсекретарь США Джон) Керри скоро покинет офис, а ООН ждет смена руководства, наши отношения с Россией, в определенной степени, парализованы".

Многие признают, что Запад должен принять свою долю вины за ослабевшие отношения. Ошибки реальны, в частности масштабы расширения НАТО на восток и в страны Балтии. Россия также глубоко переживает, что ее обманом притянули к принятию резолюции ООН, которая критиковала действия Муаммара Каддафи в Ливии в 2011 году, только чтобы потом узнать, что ее использовали в качестве прикрытия для смены режима. Хиллари Клинтон, которая тогда была Госсекретарем США, мало что сделала, чтобы улучшить ситуацию и с тех пор Россия не голосовала за гуманитарную деятельность ООН, отмечается в статье.

Великобритания признает ошибки в Украине и Сирии. Бывший постоянный заместитель министра иностранных дел Великобритании сэр Саймон Фрейзер недавно признал: "Оглядываясь назад, мы могли бы предвидеть в 2013 году, что сочетание формального подписания углубленного соглашения о свободной торговле (Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной – ред.), с внутренними беспорядками, которые встретили президента Путина с его возвращением на пост, и понимание того, что возникла большая скрытность в западной внешней политике, может привести к более агрессивной реакции России в Украине и Сирии".

Не отреагировав на использование Сирией химического оружия в 2013 году, утверждает Сойерс, Запад "открыл доступ к театру боевых действий, и туда пришли россияне. Это было, конечно, ошибкой. Химическое оружие было использовано против гражданских лиц в Дамаске их собственным режимом. Мы поддержали запрет на применение химического оружия, но мы не смогли его отстоять".

Проблема Европы и США - в том, чтобы понять, как реагировать на Путина. Некоторые полагают, что необходима более агрессивная внешняя политика в отношении России. Кремль, который столкнулся с ослаблением экономики и сокращением численности населения, нуждается во внешней угрозе войны и жестокости в СМИ, потому что Путин "не может предложить обществу гуманитарный проект", - сказал доктор Эндрю Монаган из Королевского института международных отношений. Вместо этого Путин предлагает стратегию мобилизации. В ответ он должен получить борьбу и решительный отпор, которые признают, что Путин видит предложения вести диалог как признак слабости.

Другие настаивают, что Запад должен продолжать нажимать кнопку "перезагрузки", поскольку сосуществование – это единственный вариант.

В США и Европе вопрос о том, что делать с Россией, далек от решения, и Путин, скорее всего, продолжит это эксплуатировать.

Европа разделена между санкциями и политикой разрядки

Министр иностранных дел Франции, вероятно, стоял во главе растущей волны европейского возмущения поведением Путина в восточной части Алеппо, описывая кризис, как худший для Европы со времен Второй мировой войны. Эро прямо обвинил Россию в военных преступлениях.

В недавнем докладе он сказал: "Это очевидно, что Россия ощутила падение Берлинской стены и распад Советского блока как понижение рейтинга... Новый баланс, основанный меньше на конфронтации и больше на сотрудничестве, к сожалению, не возник спонтанно из-под завалов холодной войны".

"Для тех, кто обращался к Парижу в течение последних нескольких месяцев, с просьбами просто поддержать Москву, чтобы решить сирийскую проблему, я говорю: вы ошиблись".

Но у Путина есть сторонники среди французских правых политиков. Некоторые из них, в том числе Национальный фронт Марин Ле Пен, ценят его авторитаризм и борьбу с исламским экстремизмом. Бывший президент Николя Саркози, который встречался с Путиным в июне, пообещал снять экономические санкции против Москвы. Он высмеял отказ Франсуа Олланда встретиться с Путиным в Париже на прошлой неделе, как безответственность. В противоположность этому, его соперник в борьбе за представительство от французских правых Ален Жюппе – фаворит на победу в выборах – отметил, что слабость США служит "источником беспокойства", и что он будет рад избранию Хиллари Клинтон.

В Германии противостояние между сторонниками России и сторонниками санкций было наиболее серьезным, и Путин может также использовать это разделение. Он видит, как Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), младший партнер в коалиции, пытается опять стать партией, которая придерживается политики разрядки, зная, что это будет популярно среди электората, особенно в старой Восточной Германии.

Но, столкнувшись с ситуацией в Алеппо, даже Рольф Мютцених, заместитель руководителя партии в Бундестаге и противник наращивания сил НАТО против Москвы, подверг резкой критике "романтизацию сближения" СДПГ в прошлом году и предостерег от "ошибочного мнения, что после аннексии Крыма еще возможен старый стиль восточной политики".

Спикер партии "Зеленые" по вопросам внешней политики Омид Нурипур был более агрессивен и призвал закрыть проект газопровода "Северный поток-2", который сделает Германию еще более зависимой от российских энегоресурсов. Он призвал к введению санкций против боссов "Роснефти" и "Газпрома" – двух фирм, которые выиграют от строительства трубопровода.

Манфред Вебер, глава фракции "Европейская Народная Партия и Европейские Демократы" в Европейском парламенте, заявил: "Политика умиротворения с Россией провалилась. Пока Путин обстреливает мирных жителей, он не может быть партнером". Но Христианско-демократический союз (ХДС) Ангелы Меркель не хочет вводить санкции из-за Сирии, утверждая, что они дают эффект только в долгосрочной перспективе, а по Алеппо необходимо немедленное решение.

Канцлера Германии, которая, вероятно, посвятила больше времени отношениям с Путиным, чем любой другой западный политик, все это раздражает. Она заключает сделки, но в 2014 году - после разговора с Путиным об аннексии части Украины - она сказала Обаме, что президент России "живет в другой реальности". Но вводить вторую порцию санкций в год выборов не очень выгодно для нее.

В Великобритании, которая превосходит остальные страны в антироссийской риторике, после неудачной попытки Кэмерона по разрядке в 2011 году, Джонсон предупредил Россию, что если она будет продолжать действовать как раньше, то может стать государством-изгоем.

Но есть и британские голоса, призывающие к спокойствию. Тони Брентон, посол Великобритании в Москве с 2004 по 2007 годы, требует реально взглянуть на ситуацию. Он утверждает, что послевоенная международная система - или "либеральная гегемония", как он выразился - больше не работает. "Мы потерпели неудачу с Россией, и то же самое, сейчас происходит с Китаем", - сказал он.

Брентон считает, что нужно принять, что у западного влияния 21-го века есть пределы. "Нам нужно усмирить наши собственные амбиции. Мы можем защитить себя. Мы можем защитить наши интересы. Но рассказывать другим плохим странам, как они должны вести себя, становится все менее и менее возможным", - сказал он.

В отношении Сирии и "всего беспорядка на Ближнем Востоке", Брентон сказал, что Запад мог сделать не так много. Он сказал, что цель Путина в том, чтобы получить четкую военную победу в Алеппо, чтобы он мог вести переговоры с США и их союзниками с позиции силы. В этом случае у Вашингтона остаются "непривлекательные варианты".

США: "Мы отвлеклись"

За время своего президентства, Обама видел Россию в основном сквозь призму ее больной экономики и на раннем этапе решил, что Москва - по существу, слабый противник, который пытается компенсировать свое бессилие показательной военной бравадой. Путин "ведет политику 19-го века с оружием 20-го века в 21-м веке", сказал президент, по крайней мере, одному иностранному гостю.

Во время своей избирательной кампании 2012 года, когда его соперник Митт Ромни предположил, что Россия может быть американским "геополитическим врагом номер один", президент США лишь пошутил: "Звонили 1980-е годы, просили вернуть их внешнюю политику, потому что холодная война закончилась 20 лет назад".

Совсем недавно, он скорректировал свою риторику, заявив, что Путин чрезмерно растягивает потенциал Москвы и в конечном итоге попадет в трясину в Сирии, как попали в трясину США в Ираке и Афганистане. Слово "трясина" стало появляться все чаще в тезисах высокопоставленных представителей администрации.

Президент Клинтон примет более воинственную позицию, и у нее будет поддержка в Сенате. Бен Кардин, высокопоставленный чиновник от демократов в комитете по внешним связям Сената США и специалист по России, заявил, что США необходимо пересмотреть весь свой подход к России. Он сказал: "Слова и поступки России Владимира Путина показывают, что она не является партнером для мира".

Эта точка зрения распространена среди американских военных. Глава американской армии, генерал Томми Фрэнкс сказал: "Я думаю, мы все были оптимистами. Возможно, неправильно поняли некоторые вещи; но и в последние 15 лет наше внимание было сосредоточено на Ираке и Афганистане. Мы сократили количество людей, которые могут говорить и читать по-русски. Мы были очень заняты, пытаясь обучить людей арабскому и пушту. Мы отвлеклись".

Что дальше? Как Запад может отреагировать на российские угрозы

В поисках ответной реакции ЕС вновь обращается к санкциям. По оценкам, они стоили российской экономике $280 млрд притока капитала и примерно 0,5% ВВП в год. В обществе, лишенном внутренних политических и институциональных ограничений в ответ на поведение элиты, расширенные санкции могут ослабить хватку Путина на власти.

Член-корреспондент Королевского института международных отношений Джон Лох сказал, что санкции в настоящее время необходимо расширить на лиц, ответственных за и внесших свой вклад в политику, направленную на дестабилизацию восточных соседей ЕС.

Читайте также: Константин Боровой: Путину ничего не поможет, всем понятно, что он - обычный бандит

"Они должны включать в себя всех высших гражданских и военных чиновников в оккупированном Крыму, руководителей российских государственных СМИ, а также редакторов, ведущих новостей и репортеров, которые занимаются государственной пропагандой, которая предназначена давать ложные доклады о западной политике в отношении России и соседних стран", - сказал он.

Бывший инвестиционный банкир Билл Браудер, чей адвокат Сергей Магнитский умер в заключении в России в 2009 году - еще один претендент на санкции. Магнитский был заключен в тюрьму после того, как разоблачил налоговое мошенничество в размере $230 млн, проведенное коррумпированными российскими чиновниками, включая налоги, выплачиваемые фирмой Браудера Hermitage Capital.

"Что нужно сделать, так это нацелить внимание на богатство Путина и богатство его страны, - сказал Браудер. - Путин был клептократом всю свою жизнь". Браудер предлагает значительно расширить санкционные списки США и ЕС, в которых уже находятся люди из ближайшего окружения Путина, но должен быть расширен до "10000 людей, которые крадут все деньги".

Следующим шагом, по словам Браудера, должно быть отключение России от международной банковской платежной системы Swift. Иранские банки были отключены в 2012 году - шаг, который заставил Тегеран вести переговоры по его ядерной программе. Многие российские государственные банки легко поддаются коллапсу.

Но, в конечном итоге, ключевые решения будут приняты в новой администрацией Белого дома. Стратегический аналитик Центра стратегических и международных исследований Энтони Кордесмен заявил, что новая администрация должна противостоять трем реальным проблемам. "Во-первых, Россия в настоящее время является широким стратегическим соперником, и, вероятно, останется таковым, по крайней мере, до тех пор, пока Путин находится у власти. Во-вторых, США не должны изменить баланс в сторону Азии от Европы или Ближнего Востока. И в-третьих, находясь на грани изгнания со сцены, Соединенные Штаты должны разыграть плохой расклад в Сирии так, чтобы ограничить и содержать влияние России".

"В отношении России нет простых ответов, - сказал европейский дипломат, который находится в Вашингтоне. - Они внедряют агрессивную риторику и политику. Во время холодной войны между сторонами была общепринятая терминология. Была игра, и она была принята сторонами. Сейчас опасность в том, что нет никакого порядка. Не существует общепринятой риторики. Мы не говорим на одном языке".

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?