Как на Запорожском заводе машины делают

  |  Авто-мото
Как на Запорожском заводе машины делают
Фото с сайта www.autonews.ua
У Запорожского автомобильного завода очень богатая история. Сейчас в Запорожье выпускают девятнадцать моделей различных марок — от Mercedes’ов до "Славут". О том, как построено производство столь различных автомобилей на одном заводе, — наш репортаж. В 1959 году, когда великий Советский Союз полным ходом двигался по дороге к светлому коммунистическому будущему, завод осваивал производство малолитражных автомобилей ЗАЗ-965, которые впоследствии стали дразнить "горбатыми". Модель благополучно слизана с "шестисотого", правда, не с Mercedes, а FIAT. За 35 лет с конвейера сошло почти 3,5 миллиона "Запорожцев". В 1988 году началось серийное производство переднеприводных легковых автомобилей семейства "Таврия". В 2004 году начато полномасштабное производство автомобилей ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, Lanos (Т-150) и Opel Астра G. Сегодня площадь Запорожского автомобилестроительного завода охватывает немалую часть города. На его территории расположено большое количество производственных помещений, складов и стоянок, где производят и аккумулируют готовые автомобили. Работу ЗАО "ЗАЗ" обеспечивают 1033 поставщика материалов и комплектующих, из них 812 украинских. Большая часть работников завода — женщины. Председатель правления ЗАО "ЗАЗ" Николай Евдокименко говорит, что "женщины работают более качественно и аккуратно, чем мужчины". Однако, по всей видимости, в производстве много вредных для мужского здоровья процессов, под долговременным влиянием которых мужчина остается таковым лишь формально. Сегодня на базе Запорожского автозавода выпускается 19 моделей (более 100 модификаций) автомобилей классов B, C, D, E. Большая часть производства ориентирована на потребителей автомобилей класса С. Предприятие обладает полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску и сборку автомобиля. Однако полный цикл сборки проходят: Lanos Т-150 (Chevrolet Lanos), Lada "Самара", ВАЗ-2107 и, конечно же, малютка "Славута". На буржуйский Opel штампуются только боковые части, днище и кузов привозят поставщики. В многоярусных производственных помещениях работа кипит в три смены. В огромном прессовом цехе с помощью автоматических линий раскроя металла и многопозиционных пресс-автоматов штампуют панели для кузовов будущих авто. Технологическая оснастка цеха разношерстная — от стареньких югославских прессов Ravne до современных японских Hitachi и Zosen. В настоящее время на ЗАО "ЗАЗ" реализуется концепция развития прессового производства, предусматривающая замену и модернизацию имеющегося оборудования. Сейчас завершаются работы по созданию автоматизированной линии для штамповки деталей кузова автомобиля. Недавно начал работать новый головной пресс Fagor двойного действия и усилием 2000 тс, оборудованный макетной подушкой и выкатным столом, что позволяет производить качественные детали с глубокой вытяжкой для лицевых поверхностей кузова. Выкатной стол позволяет очень быстро менять оснастку. Передача деталей по линии осуществляется семью осевыми роботами, приобретенными у фирмы ABB. Сварка кузова осуществляется несколькими способами: вручную, с помощью полуавтоматических "клещей" и с помощью роботов Kuka (их на заводе полторы сотни). Все кузова седанов Opel Astra Classic варят только вручную, сварка вазовских "семерок" и "Славут" полностью автоматизирована. Кузова "Самар" и Lanos отдельно подсобирают в крупные узлы и уже потом окончательно сваривают на автоматических линиях. Стоит заметить, что у "Самар" доля ручной сварки все-таки выше. Где-то пути по конвейеру кузовов разных моделей расходятся, где-то — вновь пересекаются. На заводе это называют "гибким производством". Например, кузова ВАЗ-2107 и "Славут" перемещаются конвейером, а для "отверточных" моделей используются передвигаемые вручную стапели. Перед покраской все кузова тщательно шлифуют: свист, издаваемый ручными шлифмашинками, ужасно напоминает неприятный звук стоматологической бормашины. То тут, то там вылетают снопы искр... После этого молодые девушки-ударницы собственноручно натирают весь кузов автомобиля растворителем. После этого натертые, отшлифованные кузова фосфатируют погружением в ванны и наносят катафорезный грунт. Потом сушка и герметизация сварных швов мастикой. После чего кузов отправляется на грунтовку и покраску. Процесс покраски осуществляется на двух линиях: на одной — вручную, пистолетами-краскопультами, с помощью умелых нежных женских рук, на другой — роботами французской фирмы Sames (восемь покрасочных роботов были куплены пару лет назад за 2,5 миллиона евро). Труднодоступные полости, днище кузова и внутренности окрашиваются вручную, опять же женскими руками. Применение материалов фирмы BASF позволило достичь качества окраски в соответствии с требованиями GM Opel, причем ЗАЗ гарантирует 10-летнюю защиту от коррозии. На выходе с конвейера — дождевальная камера для контроля герметичности, беговые барабаны и обкатка на коротеньком треке с имитацией различных дорожных покрытий. Готовые автомобили отправляются на склады. Оттуда на длинных автовозах их развозят в автосалоны.
Источник: autonews
РЕКЛАМА
Статьи
Войти