Антисоциальные сети

  |  Интернет и технологии

"Ты уже зарегистрировался на Одноклассниках?" — так сегодня начинается большая часть разговоров в русскоязычном Интернете. Не исключено, что скоро эта фраза изменится на "Ты уже удалил свой аккаунт из Одноклассников?"
Бум онлайновых социальных сетей докатился до наших краев и кружит головы начинающим пользователям, веб-предпринимателям и инвесторам. Не поддаваясь всеобщей эйфории, рассмотрим несколько проблем, с которыми владельцы и участники социальных сетей могут столкнуться в скором времени.

Перекличка

Несмотря на то, что объемы трафика в социальных сетях продолжают расти, качество этого трафика падает. Согласно недавнему исследованию компании comScore.com, количество уникальных посетителей крупнейшей социальной сети MySpace.com за последний год выросло почти на 12%, одновременно с чем среднее время, которое пользователи проводят на сайте, уменьшилось на 10%. Проект Facebook.com продемонстрировал заметный рост в количестве пользователей — 79%, при этом среднее время пребывания на сайте выросло всего на 1%. Исследователи comScore подметили еще один интересный момент — с августа 2007 года количество уникальных посетителей Facebook.com практически не менялось, а в декабре даже уменьшилось. Это может свидетельствовать, во-первых, о достижении насыщенности на рынке онлайновых социальных сетей, по крайней мере, среди англоязычных пользователей. В свое время это уже случилось с блогосферой — общее количество блоггеров в мире перестало увеличиваться в прошлом году. Во-вторых, это наглядный пример того, как чрезмерные объемы информации мешают эффективно ее модерировать, очищать сайты от мусорных регистраций и спама. Найти нужного человека в этих системах становится все сложнее — ставка на массовость извращает само понятие "социальной сети" как структуры, узлы которой связаны друг с другом. В этом смысле онлайновые социальные сети напоминают колосса на глиняных ногах, который может рухнуть под собственным весом.

У российских и украинских проектов все еще впереди. По данным исследовательской компании Alexa, Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru находятся на подъеме как по посещаемости, так и по среднему количеству просмотров страниц. Компания Gemius, обнародовавшая недавно топ-20 сайтов Рунета, поставила "Одноклассников" на 4-е, а "В Контакте" — на 7-е место. При этом у последнего фантастический показатель среднего времени, которое пользователь проводит на сайте в месяц, — целых 13 с половиной минут (для сравнения, на Яндексе пользователи, в среднем, проводят 4 минуты 17 секунд).

Из украинских социальных проектов, согласно Alexa.com, "взлетел" только Connect.com.ua — единственная социальная сеть украинского происхождения, которая с момента запуска демонстрирует стабильный рост. Однако по абсолютным показателям "Коннект" сильно уступает российским сервисам — на сайте зарегистрировано около 65 тысяч человек, в то время как на тех же "Одноклассниках" количество украинцев уже перевалило за полмиллиона.

Гони рубль, одноклассник!

Защитники социальных сетей верят в то, что за этими проектами — будущее интернет-рекламы. Еще бы, ведь пользователи сами указывают свой пол, возраст и сферу интересов, что, в теории, дает беспрецедентные возможности настроить рекламные сообщения под конкретного потребителя.

Однако на практике сбываются прогнозы скептиков, согласно которым пользователи социальных сетей настолько увлекаются общением, что попросту не обращают внимание на рекламу. Об этом свидетельствует опыт эксклюзивного рекламного партнерства Google и MySpace, длившегося 18 месяцев. Представители Google не скрывают того, что сотрудничество с социальной сетью не принесло компании ожидаемых прибылей, а процент переходов по рекламным блокам AdSense в последнее время резко упал — по опыту некоторых рекламодателей, с 1% до 0,1%.

"Мы пока не придумали, как монетизировать социальные сети. Большинство наших экспериментов закончились разочарованиями", — признался Сергей Брин. Из уст основателя Google — компании, которая собаку съела на контекстной рекламе в е-почте и поисковых результатах — это звучит как приговор.

Попытки скрестить социальные функции с коммерцией тоже не впечатляют — достаточно вспомнить неудачный эксперимент Facebook.com по внедрению функции "социального шопинга", которая, по сути, позволила одним пользователям следить за тем, что покупают в онлайне другие. После массовых протестов новый сервис пришлось прикрыть, а Марк Цукерберг, основатель Facebook, публично извинился.
В Рунете на социальном буме пока зарабатывают только "Одноклассники" — по оценке специалистов, рекламные доходы компании составляют около $500 тысяч в месяц. Недавно социальная сеть приступила к совместному имиджевому проекту с финансовой корпорацией "Уралсиб". В рамках проекта на страницах "Одноклассников" появились микро-фильмы, рассказывающие о том, что "друзей не продают", "у нашего прошлого такое большое будущее", "жизнь становится ярче, когда общение в радость" и т.д. Это первый в России случай использования социальной сети как площадки для продолжительной и масштабной информационной кампании. "Совместный проект с Уралсибом — своего рода социальная реклама", — объяснил Альберт Попков, основатель и совладелец сайта. В комментариях директора "Уралсиба" Кирилла Масленникова тоже чувствуются оправдательные нотки: "Размещать рекламу внутри ресурса — в личном пространстве пользователей — не хотелось, ведь никому не нравится, когда коммерция вторгается в личный мир". Так и родилась красивая идея под лозунгом "Деньги — не главное!", которая на деле вылилась в обычные флеш-баннеры, ведущие на сайт финансовой корпорации.

Вон из класса!
В последнее время на фоне массового притока пользователей в социальные сети наблюдается менее массовый, однако достаточно заметный отток. Опрометчиво зарегистрировавшись в одной или нескольких социальных сетях, пользователи задним числом задумываются о потерянной приватности... и обнаруживают, что вернуть ее не так-то просто.

Участники социальной сети Facebook столкнулись с невозможностью полностью удалить свои данные из этого сервиса. Даже если воспользоваться функцией деактивации аккаунта, Facebook сохраняет персональную информацию пользователя в течение неопределенного периода времени. Администрация объясняет это заботой об импульсивных пользователях, которые через некоторое время могут передумать и вернуться в объятия "друзей".

Причины ухода могут быть разными — кто-то стремится вернуть себе онлайновую анонимность, кто-то устает от постоянных email-сообщений, генерируемых социальными сервисами. Самым известным "дезертиром" Facebook стал Билл Гейтс, чья компания приобрела 1,6% этой социальной сети за $120 млн в октябре 2007 года. По информации газеты Sun, 52-летний миллиардер проводил на сайте минимум полчаса в день, однако, когда количество предложений подружиться превысило 8000 в день, Билл деактивировал свой аккаунт.

Украинские и российские пользователи традиционно менее озабочены вопросами приватности, однако и у нас появляются первые тревожные звоночки. Например, социальные сети помогают кредиторам находить должников — для этого на "Одноклассниках", "В Контакте" и MoiKrug.ru регистрируются "специально обученные девушки", которые находят заемщиков, знакомятся с ними и выведывают номер действующего мобильного телефона. Пригодятся социальные сети и правоохранительным органам, и представителям военкомата — список можно продолжать.

Учитывая, что массовый рост популярности социальных сетей во многом случился благодаря вирусному эффекту, передаваясь из уст в уста, вполне реально, что исход из социальных сервисов станет не менее модным явлением.


Источник: internetua.com
РЕКЛАМА
Статьи
Войти