Укрощение строптивой

Фото с сайта finance.ua

Глобальная тенденция подорожания продуктов питания — угроза номер один для макроэкономической стабильности страны. За три месяца Украина достигла уровня инфляции, отведенного ей на целый год. Правительство реагирует на этот вызов весьма оригинально — одной рукой борется с инфляционной спиралью, а другой ее раскручивает. США, Индонезия, Египет, Камерун, Нигер, Кения, Буркина-Фасо — по миру прокатилась волна демонстраций из-за подорожания основных продуктов питания. В Украине массовых выступлений пока еще не было. Но это объясняется не меньшими масштабами инфляции. Она бушует у нас еще сильнее, чем за рубежом. Причина в том, что украинцы уже свыклись с постоянным ростом цен. Инфляция то выше, то ниже, но товары и услуги продолжают целенаправленно дорожать. Отличие нынешнего года лишь в том, что на этот раз годовой "резерв" роста цен был исчерпан уже за первые три месяца.

За январь-март индекс потребительских цен составил 9,7%, оставив бюджетную планку позади на уровне 9,6%. По самым мрачным прогнозам, с такими темпами Украина может встретить 2009-й год с инфляцией в районе 40%. В отечественной инфляции монетарная часть (обусловленная спросом и предложением гривни на рынке) является лишь малой составляющей. Возьмите инфляцию спроса, добавьте к ней инфляцию предложения, а также интенсивные инфляционные ожидания, раздуваемые политиками оппозиции и коалиции, и выйдет гремучая смесь, которую и являет собой украинский рост цен.

Кто виноват?

Инфляция сегодняшних масштабов вызвана прежде всего тем, что в распоряжении украинцев с каждым месяцем оказывается все больше и больше денег, а производители за темпами роста внутреннего спроса не поспевают. В результате часть пробела между спросом и предложением заполняется импортными товарами, также зачастую недешевыми. Остальная часть пробела остается непокрытым дефицитом. В результате производители повышают цены на дефицитную продукцию. По мнению министра экономики Богдана Данилишина, одна из основных причин нынешней инфляции — значительное превышение роста потребления населения над ростом ВВП. Ведь в январе-феврале доходы населения возросли на 22,1% по сравнению с декабрем прошлого года, в то время как ВВП вырос лишь на 5,8%. Источник растущих доходов — повышение пенсий, зарплат бюджетникам, минимальной заработной платы, социальных выплат из бюджета и выплата компенсаций по сгоревшим вкладам Сбербанка СССР. Нельзя сбрасывать со счетов и объемы потребительского кредитования физлиц. За первые два месяца года этот показатель подскочил на 14,4%, что также подстегнуло спрос украинцев и, соответственно, цены на дефицитные товары.

Значительная ответственность за рост цен лежит и на производителях. Однако их можно понять: они подстегивают цены на свою продукцию не только в погоне за наживой, но и попросту оттого, что сами страдают от повышения цен на сырье, транспорт, оплату труда и т.д. Более того, страдают намного сильнее, чем "простые смертные". За первый квартал рост цен производителей промышленной продукции составил 12,4% к декабрю. Здесь отечественные рынки идут в ногу с мировыми, и многие факторы, обуславливающие рост цен производителей, имеют иностранное происхождение.

Откуда ветер дует?

"Козлом отпущения" для правительства, когда речь заходит об инфляции, становятся цены на мировых рынках. Действительно, инфляция накрыла с головой не только Украину, но и практически весь мир. Оттуда наша страна часть ценовых тенденций и импортирует.

По прогнозам Международной палаты торговли, наиболее высокая инфляция по итогам 2008 года будет наблюдаться в Венесуэле (24,5%), Иране (20%), Аргентине (19,6%), Узбекистане (18%) и Украине (14,8%). В ЕС целевой ориентир также будет преодолен: прогноз по зоне евро поднят до 2,5%, в то время как исходный ориентир — "немного ниже 2%". В Азии инфляция потребительских цен будет почти в полтора раза ниже, чем в Европе — около 2,9%. Что касается Северной Америки, то в США инфляция ожидается очень умеренная (2,9%) и практически не будет отличаться от той, которая наблюдалась в 2007 году. А в Канаде уровень цен даже несколько снизится.

Ситуация на мировых рынках отчасти напоминает украинскую. Здесь смешались инфляция спроса и инфляция предложения. Корень мировой инфляции, так же, как и отечественной, — в росте стоимости продуктов питания и энергоносителей, в особенности нефти. Прошлый год был отмечен плохим урожаем сельхозкультур из-за неблагоприятных погодных условий. От климатических катаклизмов пострадали США и Австралия, наиболее крупные производители зерна. При этом дополнительный удар по предложению продуктов питания нанесли дорожающие энергоносители и удобрения. Так, за последние пять лет удобрения выросли в цене на 150%. Скорость, с которой взлетают цены на нефть и газ, толкают вверх спрос на биотопливо, производимое из культур, которые конкурируют с "пищевыми" зерновыми за посевные площади. Например, в 2007 году четверть урожая кукурузы в США (11% мирового урожая) была направлена на выпуск биотоплива. В результате, по оценкам МВФ, увеличение производства биотоплива в ЕС и США отвечает почти за половину роста потребления зерновых в 2007 году. В то же время страны, которые традиционно снабжают другие государства зерном и сельхозпродуктами, под давлением инфляции стали ограничивать этот экспорт. С начала марта квоты на вывоз пищевой продукции установили Камбоджа, Индонезия, Казахстан, Россия, Аргентина, Таиланд, Египет, а также Украина. И хотя такой шаг помогает немного обуздать инфляцию в странах-экспортерах, в целом это лишь подливает масла в инфляционный огонь. Например, в Азии ограничения на экспорт риса подтолкнули его стоимость на мировых рынках на 75%. Наконец, в мире отсутствуют резервы зерна и других продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения существующего спроса. А он, тем временем, растет по мере того, как улучшается благополучие стран с формирующейся экономикой.

По прогнозам Мирового банка, большинство факторов, которые спровоцировали рост цен на продовольственные товары в 2007-2008 годах, сохранятся в среднесрочной перспективе, т. е. в течение ближайших двух-трех лет.

Что делать Кабмину?

Существует как минимум девять основных путей, по которым украинское правительство и Нацбанк могут двигаться, чтобы "укротить" инфляцию. Во-первых, Кабмин может упорядочить свою фискальную политику, перестав "разбазаривать" бюджетные средства и тем самым удержав дефицит бюджета не выше 2% от ВВП. К этому решению правительство уже пришло. План Кабмина еще более амбициозен: 1,2-1,5% от ВВП, по словам Богдана Данилишина. Министр финансов Виктор Пинзеник также заявил, что правительство воздержится от привлечения внешних заимствований, пока не будет стабилизирована инфляционная динамика. Опасность финансирования бюджетного дефицита за счет ввоза значительных денежных ресурсов и наращивания внешнего госдолга в данной ситуации заключается в том, что капитал, который "одалживается" Кабмином и ввозится в страну для проведения, к примеру, госзакупок, должен быть конвертирован в национальную валюту. Как правило, этим занимается центральный банк. НБУ эмитирует или изымает из собственных резервов эквивалентную сумму в гривнях и обменивает ее у Кабмина на иностранную валюту. В результате предложение денег в экономике увеличивается и, соответственно, покупательная способность гривни падает. Что, по сути, и есть инфляция, которой надо избежать. Дефицит может быть профинансирован за счет заимствований на внутреннем рынке или за счет сверхплановой приватизации, однако, по сути, оба способа будут лишь сильнее раскручивать инфляционную спираль. В Украине облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) не особенно популярны среди частных инвесторов. Поэтому основным покупателем долговых ценных бумаг, выпущенных сувереном, выступает НБУ. На данный момент задолженность правительства перед Нацбанком составляет 50% от общей суммы внутреннего госдолга. Фактически, покупка ОВГЗ Нацбанком является аналогом прямого кредитования правительства, что практиковалось в 90-х и было прекращено из-за стимулирования инфляции. Приватизация в такой ситуации — тоже неподходящий источник капитала, поскольку эти средства не подкреплены адекватным приростом производства товаров и услуг. В итоге они, так же, как и социальные выплаты из госбюджета и банковские потребительские кредиты, только ускорили бы рост цен. Подобной точки зрения придерживается и министр экономики. Он выступил за направление средств от приватизации, полученных сверх утвержденной госбюджетом нормы, на специальный счет в Госказначейства для финансирования инвестпроектов после 2008 года. Второй вариант, которым может воспользоваться Кабмин, — прекратить повышать пенсии, заработные платы бюджетникам, минимальную зарплату, а также отменить или урезать социальные выплаты и льготы. Такой шаг позволил бы сократить рост доходов населения, который не обеспечен соответствующим ростом производства в Украине. Вдобавок (как предусматривает третий подход), правительству следовало бы воздержаться от дальнейшего начисления компенсаций по сгоревшим вкладам Сбербанка СССР.

Однако очевидно, что ни второй, ни третий способы не приветствуются в Кабинете Юлии Тимошенко. Ведь, с одной стороны, премьер пытается выполнить предвыборные обещания, данные БЮТ на парламентских выборах осенью. А с другой стороны, грядет новый пик политического цикла — президентские выборы 2010 года, к которым Юлии Тимошенко, как будущему кандидату, следует подойти во всеоружии и располагать поддержкой электората. Хотя инфляция будет записана избирателями в ее "просчеты", повышение бюджетных выплат и гарантий будет, естественно, записано в список ее достижений.

При этом не факт, что одно лишь ужесточение фискальной политики поможет справиться с инфляцией. Потому что цены будут расти все равно. Независимо от того, ограничит премьер доходы населения или не ограничит. Неудивительно, что Кабмин выбрал более легкий и более популистский путь — оставить бюджетные расходы по социальным статьям в покое. Четвертый метод в распоряжении правительства — повлиять на экспортно-импортные пропорции. Украина уже ограничила объемы экспорта продуктов питания. Вдобавок можно снизить импортные пошлины, чтобы удешевить импортные товары для украинских потребителей. Однако это чревато для отечественных производителей: после такого удара они еще долго будут отходить.

Товарные интервенции, пятый путь, сильно отдают административным вмешательством в работу рынка, однако попали в список антиинфляционных мер, одобренных Кабмином. Правительство уже заявило о намерении "выбросить" на рынок запасы сахара из Аграрного фонда, а также ввезти 350 тыс. тонн мяса по нулевой таможенной ставке. Проблема в том, что этот метод, во-первых, лишь временно снизит цены. Во-вторых, он нанесет вред отечественным производителям, которые ввозят сырье, облагаемое не нулевой таможенной пошлиной, и, соответственно, теряют конкурентоспособность при появлении на рынке более дешевого сырья. Еще один вариант, который Кабмин не только увидел, но и попытался использовать: "ручное" регулирование цен. 28 марта правительство провело встречу с крупнейшими производителями и ритейлерами. Меморандум, принятый по итогам встречи, вступил в силу с 1 апреля и установил ритейлерам "потолок" по торговой надбавке на уровне 10% для социально значимых товаров. В эту категорию изначально попали 22 товарных наименования, но затем Кабмин расширил список с отдельных товаров на товарные группы. Другими словами, если сначала в перечне называлась картошка, то потом она была обобщена в группу "овощи". В целом, меморандум коснулся хлеба, круп, мяса, сахара и других дорожающих продуктов питания, которые составляют важную часть рациона среднего украинца. Со стороны ритейлеров он был подписан руководством крупных торговых сетей Украины: Fozzy Group (магазины "Сільпо", "Фора", "Буми-Маркет"), "Фуршета", "Великой Кишени", "Metro Cash & Carry Украина", "Еко-маркета", "О’кей" и "БИЛЛА". "Абсолютно добровольно", — подчеркнула премьер-министр.

Между тем доброй воли там и рядом не было. По крайней мере, у трех игроков, сконцентрировавших свыше 50% рынка — Fozzy Group, "Фуршета" и "Великой Кишени". Для общения с ними Кабмин использовал не только административное регулирование, но и методы, похожие на банальный шантаж. За два дня до встречи и подписания меморандума Антимонопольный комитет возбудил дело против этих трех компаний по подозрению в злоупотреблении монопольным положением на рынке розничной реализации продовольственных товаров в Киеве. Штраф, который грозит этим ритейлерам, может составлять до 10% годовой выручки сети.

Да и остальным ритейлерам, по словам участников рынка, премьер-министр на встрече пообещала, что Кабмин может хорошенько за них взяться — "и уплату налогов проверить, и за теневые зарплаты зацепиться, и другие поводы найти... Но не сделает этого, если владельцы супермаркетов пойдут навстречу властям и согласятся на ограничение торговой надбавки". Фактически выбор стоял между суммой потерь, которыми обернется снижение маржи, и суммой штрафов, которые торговцам неминуемо пришлось бы уплатить. И ритейлеры предпочли сократить маржу. Тем более что их это не особо заденет. Во-первых, под категорию социальных товаров подпадает около трети товаров в обороте. Еще две трети продуктов остаются в распоряжении ритейлеров, чтобы повысить по ним торговые наценки для компенсации потерь. Во-вторых, хотя наценки по отдельным товарам и достигали у отдельных компаний 80%, маржа, как правило, редко превышала 30%. А по отдельным товарам (например, на сахар) она была даже ниже 10%. Поэтому маржу придется не только опускать до 10%, но и поднимать, чтобы компенсировать убытки по другим сниженным наценкам. Наконец, прибыль розничных продавцов продуктов питания формируется не столько за счет маржи, сколько за счет оборота. А оборот, скорее всего, увеличится, когда покупатели заметят снижение цен по отдельным товарам.

В результате ограничение маржи для ритейлеров вряд ли станет эффективным методом борьбы с ростом цен. На деле получается, что таким образом Кабмин борется не с причинами болезни, а с ее симптомами. Ведь повышение расценок в супермаркетах в последние месяцы, по словам ритейлеров, происходило из-за того, что цену поднимали производители. А их-то меморандум как раз и не затронул. В итоге эффект от снижения маржи будет лишь краткосрочным. Затем цены снова устремятся вверх по мере того, как их будут повышать производители.

Что делать Нацбанку?

Часть антиинфляционных рычагов находится в руках Нацбанка. В том числе (и это седьмой вариант) — пойти на укрепление обменного курса гривни. В случае ревальвации нацвалюты импортные товары, как и при снижении импортных пошлин, станут для украинцев дешевле. И это не может не отразиться на инфляции, ведь, скажем, в марте наиболее быстрорастущими в цене товарами оказались фрукты, привозимые из теплых стран.

По мнению Андерса Аслунда, старшего научного сотрудника Peterson Institute for International Economics, Нацбанку просто необходимо укрепить гривню по отношению к доллару, потому что именно через доллар Украина импортирует львиную долю инфляции. Есть два возможных сценария укрепления национальных денег. Первый — расширение коридора для валютного курса, который сейчас составляет 4,95-5,25 грн. за доллар, с дальнейшим переходом от "привязки" к доллару к "свободному плаванию". Второй сценарий — "отвязать" гривню от доллара и затем последовать российскому примеру, привязав украинскую валюту к корзине валют из евро и доллара. Однако НБУ отказывается пойти на укрепление гривни и, соответственно, оба сценария пока не рассматривает.

Восьмой путь на развилке антиинфляционных мер — связывание денежной массы. Это наименее реалистичный вариант, так как он способен сократить инфляцию, но лишь за счет охлаждения экономического роста в целом. В результате снизится не только потребительский спрос, но и инвестиционный, чего власти хотели бы меньше всего. Наконец, Нацбанк может повлиять на объемы потребительского кредитования. Это девятый способ. Впрочем, НБУ и так уже находится "на низком старте" к ужесточению резервных требований по потребительскому кредитованию. Об этом недавно заявил глава совета Национального банка Петр Порошенко. "Это может быть и определенное нормативное ограничение выдачи кредитов, в том числе и потребительских, без первичного взноса. Выдача кредитов без этого первичного взноса будет иметь намного более жесткие требования по резервированию". Правда, все перечисленные меры абсолютно не самодостаточны, они должны применяться комплексно. А если учесть тот факт, что некоторые из них еще и "вредны" для экономики в целом, то к антиинфляционным шагам Кабмину придется разработать перечень мер еще и по устранению "побочных эффектов". В итоге список можно продлевать и продлевать.

Как заработать?

Несмотря на то, что инфляция — явление болезненное, находятся люди, которые могут на нем заработать. Это, в первую очередь, импортеры готовой продукции, цены на которую растут, а также поставщики дорожающего сырья. Они выигрывают благодаря тому, что за рубежом их товар растет в цене медленнее, чем в Украине, и медленнее там растут расходы на его производство (товара) или добычу (сырья). Пока это соотношение сохраняется, импортерам будет выгодно ввозить в Украину продукты питания и другие дефицитные товары.

Кроме того, возможности заработать на инфляции открываются для тех, кто найдет способ снизить себестоимость продукции, выпускаемой в Украине. Скажем, за счет более дешевого импортного сырья. Однако здесь следует быть настороже: может помешать Кабмин. Например, как это произошло с компаниями "Возрождение", "Глобекс", "Феникс" и Артемовским мясокомбинатом, которым государство перекрыло возможность ввоза в страну дешевого мяса по давальческим схемам. Несмотря на то, что это лишь спровоцировало новый виток роста цен, с которым правительство пытается бороться.

32,6% больше, чем в декабре, приходится платить любителям "колониальных" фруктов — бананов, киви, апельсинов. 4,5% прибавил счет за ремонт жилья по сравнению с тем, что собственники квартир ожидали в декабре 7,3% дороже стала вода в кране 8,8% больше приходится выложить за ужин в ресторане и ночь в гостинице 13,1% составляет рост платы за проезд в городских маршрутках по сравнению с декабрем Секретариат президента Украины Первый заместитель председателя Секретариата ПУ Александр Шлапак утверждает, что Кабинет Министров должен пересмотреть прогноз инфляции на текущий год и поднять его с 9,6% до, как минимум, 12%, которые изначально предсказывали в НБУ. Основная причина — мировой рост цен на энергоносители и продовольствие. Мировой банк Экономический советник представительства Мирового банка (МБ) в Украине Мартин Райзер седьмого апреля объявил о том, что Мировой банк ухудшил прогноз по инфляции с 13,8 до 17,2% в измерении декабрь к декабрю. Вина лежит на росте мировых цен на продукты потребления и на социальных издержках в бюджете Украины. МВФ

Постоянный представитель МВФ в Украине Балаж Хорват предполагает, что в апреле МВФ поднимет уровень инфляции, ожидаемый по итогам года, с 10,6 до 17% (декабрь к декабрю) и с 10,8 до 20-22% (среднегодовая).

Standard & Poor’s Директор S&P по направлению "суверенные рейтинги" Фрэнк Гилл ожидает, что к концу года инфляция приблизится к 20%. При этом специалист считает, что быстрый рост государственных расходов, особенно расходов на повышающиеся зарплаты и пенсии, будет и дальше закручивать спираль "зарплата — цены". Оппозиция, Партия регионов Экс-министр экономики Анатолий Кинах прогнозирует годовую инфляцию 20-22%. Это обусловлено значительными инфляционными предпосылками в промышленном секторе. Елена Снежко


Источник: finance.ua Теги:
Новости других СМИ
Загрузка...
Новости
Все новости