Украинцы экономят на одежде и предпочитают водку

  |  Экономика и бизнес

Из-за кризиса мы не стали пить меньше, просто перешли на более крепкий алкоголь. Об этом гласит статистика. В 1-м квартале в Украине сварили на 14 процентов меньше пива, чем в первые три месяца прошлого года. Причина — повышение себестоимости продукта и, как следствие, повышение отпускных цен. Зато производство водки в сравнении с прошлогодними показателями увеличилось аж на четверть. В марте по сравнению с февралем ее выпустили на 19 процентов больше.

Подтверждают вышесказанное и в магазинах. "Раньше к нам приходила компания, и каждый брал по несколько бутылок пива. А нынче предпочитают покупать бутылку водки с пакетом недорогого сока, — отмечает продавец столичного магазина Валентина Афанасьевна. — Как они сами признаются, выходит дешевле, а эффект ощутимее."

Год назад полки супермаркетов ломились от деликатесов. Красная и белая рыба, икра, всевозможные балыки, дорогие сыры и прочие атрибуты богатой жизни лежали в тележках покупателей. Сегодня они практически исчезли из ассортимента, поскольку люди предпочитают дешевые отечественные аналоги.

"Мы были вынуждены резко уменьшить количество дорогих импортных сыров, мясной продукции, морских деликатесов, — объяснили в крупной сети супермаркетов. — Из-за снижения покупательской способности клиенты начали отказываться в первую очередь от этих продуктов. Их потребление упало в 5-10 раз. Некоторые избирают украинские аналоги, но можно сказать точно: то, что выше средней стоимости, покупают гораздо хуже. Зато в низком ценовом сегменте обороты увеличились в полтора-два раза".

В определенном выигрыше от происходящего оказались отечественные фермеры. Часть их товара наконец-то сделалась конкурентоспособной.

"Кризис совершил то, чего долгие годы безуспешно пытались добиться правительство и таможня: граждане взялись покупать отечественное мясо, — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — После того как взлетел курс доллара, этого продукта ввозят к нам значительно меньше".

Еще одной характерной особенностью нынешних времен является то, что люди за один поход в магазин приобретают меньше, но бывают там чаще. В супермаркетах полагают, что клиенты четко планируют свой бюджет и берут с собой определенную сумму, опасаясь истратить лишнее.

И другой заметной тенденцией можно назвать то, что народ все чаще отправляется за яйцами, зеленью, овощами и фруктами на рынок. Хотя раньше брали их в супермаркетах, где они несколько дороже.

Казалось, спад промышленности и стремительный взлет курса доллара должны были сыграть на руку отечественным производителям, так как вместо подорожавших иностранных аналогов люди обратили внимание на украинскую продукцию. Однако наши бизнесмены оказались не готовы к такому подарку судьбы.

"Импортные товары растут в цене, их потребление падает, — рассуждает исполнительный директор центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Николай Боярчук. — Происходящее, конечно, подстегнуло наших фабрикантов, но с момента осознания того, что возникли новые возможности и до начала их реализации проходит много времени. Попробуйте представить себя на месте руководителя предприятия, выпускающего, например, продукты питания: чтобы занять открывшуюся нишу, ему требуется нарастить производство".

Мало того. Своей бытовой аппаратуры, электроники, одежды и обуви в Украине практически нет! По некоторым данным, у нас производится только 5 процентов продаваемой техники.

"Бизнесмены не в состоянии "переиграть" заграничные товары: телевизоры, стиральные машины, компьютеры, — уверен директор Института трансформации общества Олег Соскин. — Они способны заменить только импортное питание, а вот импортную обувь заменить уже нечем".

Национальная текстильная промышленность также не успевает за мировыми тенденциями. Хотя кое-где отечественные магазины одежды завозят из-за границы дешевые коллекции и получают на этом барыши.

"После смены ассортимента оборот у нас снизился только на 15-20 процентов. Честно говоря, мы опасались большего спада, — признался владелец сети магазинов молодежной одежды. — При этом стоимость аренды в некоторых торговых центрах рухнула вдвое".

Эксперты со своей стороны отмечают, что клиенты таки экономят на шмотках, и небольшой перекос в сторону ослабления спроса характерен именно для юношеских моделей. Люди же среднего и старшего возрастов во время кризиса вообще предпочитают донашивать старое.

А вот продавцы вещей для детей и новорожденных не видят снижения спроса.

"Подгузников, распашонок, пеленок и одежды берут столько же, сколько и раньше, может, немного меньше, — объясняет директор детского магазина Валентина Головачева. — Ну не в состоянии наши мамы представить себе жизнь без памперсов! Зато сбыт дорогих игрушек сократился в несколько раз. Новые коляски тоже покупают слабее. Видимо, приобретают подержанные."

Впрочем, несмотря на то, что кризис до детской отрасли толком не добрался, и там ожидаются потрясения. По прогнозам специалистов, беби-бум закончится уже в этом году. Все просто: финансовый кризис в Украине развернулся в октябре, и позднее этой даты многие из тех, кто планировал рождение ребенка, отложили это волнительное событие на потом. А западные производители товаров для малышей до года уловили предполагаемые изменения спроса и начали уменьшать объемы выпуска.

"Падение внешнеторгового оборота товаров составило 43,6 процента. Это большая цифра, — отмечает директор Института трансформации общества Олег Соскин. — Оборот розничной торговли в первом квартале снизился на 11,5 процента по сравнению с прошлым годом — это вообще беспрецедентно! Налицо ослабление всех показателей: оптовая торговля рухнула на 25 процентов, обороты ресторанов на 20 процентов. Импортных товаров вообще продали в два раза меньше. Все свидетельствует о том, что показатели потребления катятся вниз. Люди переходят к более дешевым вариантам. Никто не строит и не приобретает жилье. Средняя получка у наемных работников сегодня 1700 гривен. На эти деньги можно купить только еду. В целом же индекс реальной заработной платы ушел в минус на 13 процентов в сравнении с прошлым годом".

 

Источник: mignews.com.ua
Необходимо загрузить аватар
Выразите свою индивидуальность, загрузив уникальный аватар (картинка пользователя) или выбрав наиболее подходящий из предлагаемой галереи аватаров.
Правила
закрыть

Правила публикации комментариев

Публикуя комментарии, Вы несете ответственность согласно законодательству Украины.

Запрещается:
  • публиковать комментарии, которые пропагандируют деятельность, прямо запрещенную законодательством Украины;
  • оставлять комментарии, не относящиеся непосредственно к опубликованному материалу;
  • использовать в комментариях ненормативную лексику (мат);
  • оскорблять в комментариях других посетителей, людей и организации;
  • публиковать комментарии, носящие рекламный характер;
  • использовать при написании комментария транслит (запись украинских или русских слов латинскими символами), предложения, состоящие из эрративов (например, так называемый олбанский йазыгг);
  • публиковать комментарии, целиком состоящие из заглавных букв;
  • публиковать односложные комментарии (например, «+1»).

Редакторы оставляют за собой право удалять любые комментарии, не отвечающие указанным требованиям, а при регулярном или грубом пренебрежении Правилами – блокировать пользователю доступ к Порталу. Редакторы не комментируют свои действия и не обсуждают их с пользователями.

Вы не подписаны на комментарии к этому материалу. Оповещать
РЕКЛАМА
Статьи
Войти