Украинцы экономят на одежде и предпочитают водку

  |  Экономика и бизнес

Из-за кризиса мы не стали пить меньше, просто перешли на более крепкий алкоголь. Об этом гласит статистика. В 1-м квартале в Украине сварили на 14 процентов меньше пива, чем в первые три месяца прошлого года. Причина — повышение себестоимости продукта и, как следствие, повышение отпускных цен. Зато производство водки в сравнении с прошлогодними показателями увеличилось аж на четверть. В марте по сравнению с февралем ее выпустили на 19 процентов больше.

Подтверждают вышесказанное и в магазинах. "Раньше к нам приходила компания, и каждый брал по несколько бутылок пива. А нынче предпочитают покупать бутылку водки с пакетом недорогого сока, — отмечает продавец столичного магазина Валентина Афанасьевна. — Как они сами признаются, выходит дешевле, а эффект ощутимее."

Год назад полки супермаркетов ломились от деликатесов. Красная и белая рыба, икра, всевозможные балыки, дорогие сыры и прочие атрибуты богатой жизни лежали в тележках покупателей. Сегодня они практически исчезли из ассортимента, поскольку люди предпочитают дешевые отечественные аналоги.

"Мы были вынуждены резко уменьшить количество дорогих импортных сыров, мясной продукции, морских деликатесов, — объяснили в крупной сети супермаркетов. — Из-за снижения покупательской способности клиенты начали отказываться в первую очередь от этих продуктов. Их потребление упало в 5-10 раз. Некоторые избирают украинские аналоги, но можно сказать точно: то, что выше средней стоимости, покупают гораздо хуже. Зато в низком ценовом сегменте обороты увеличились в полтора-два раза".

В определенном выигрыше от происходящего оказались отечественные фермеры. Часть их товара наконец-то сделалась конкурентоспособной.

"Кризис совершил то, чего долгие годы безуспешно пытались добиться правительство и таможня: граждане взялись покупать отечественное мясо, — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — После того как взлетел курс доллара, этого продукта ввозят к нам значительно меньше".

Еще одной характерной особенностью нынешних времен является то, что люди за один поход в магазин приобретают меньше, но бывают там чаще. В супермаркетах полагают, что клиенты четко планируют свой бюджет и берут с собой определенную сумму, опасаясь истратить лишнее.

И другой заметной тенденцией можно назвать то, что народ все чаще отправляется за яйцами, зеленью, овощами и фруктами на рынок. Хотя раньше брали их в супермаркетах, где они несколько дороже.

Казалось, спад промышленности и стремительный взлет курса доллара должны были сыграть на руку отечественным производителям, так как вместо подорожавших иностранных аналогов люди обратили внимание на украинскую продукцию. Однако наши бизнесмены оказались не готовы к такому подарку судьбы.

"Импортные товары растут в цене, их потребление падает, — рассуждает исполнительный директор центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Николай Боярчук. — Происходящее, конечно, подстегнуло наших фабрикантов, но с момента осознания того, что возникли новые возможности и до начала их реализации проходит много времени. Попробуйте представить себя на месте руководителя предприятия, выпускающего, например, продукты питания: чтобы занять открывшуюся нишу, ему требуется нарастить производство".

Мало того. Своей бытовой аппаратуры, электроники, одежды и обуви в Украине практически нет! По некоторым данным, у нас производится только 5 процентов продаваемой техники.

"Бизнесмены не в состоянии "переиграть" заграничные товары: телевизоры, стиральные машины, компьютеры, — уверен директор Института трансформации общества Олег Соскин. — Они способны заменить только импортное питание, а вот импортную обувь заменить уже нечем".

Национальная текстильная промышленность также не успевает за мировыми тенденциями. Хотя кое-где отечественные магазины одежды завозят из-за границы дешевые коллекции и получают на этом барыши.

"После смены ассортимента оборот у нас снизился только на 15-20 процентов. Честно говоря, мы опасались большего спада, — признался владелец сети магазинов молодежной одежды. — При этом стоимость аренды в некоторых торговых центрах рухнула вдвое".

Эксперты со своей стороны отмечают, что клиенты таки экономят на шмотках, и небольшой перекос в сторону ослабления спроса характерен именно для юношеских моделей. Люди же среднего и старшего возрастов во время кризиса вообще предпочитают донашивать старое.

А вот продавцы вещей для детей и новорожденных не видят снижения спроса.

"Подгузников, распашонок, пеленок и одежды берут столько же, сколько и раньше, может, немного меньше, — объясняет директор детского магазина Валентина Головачева. — Ну не в состоянии наши мамы представить себе жизнь без памперсов! Зато сбыт дорогих игрушек сократился в несколько раз. Новые коляски тоже покупают слабее. Видимо, приобретают подержанные."

Впрочем, несмотря на то, что кризис до детской отрасли толком не добрался, и там ожидаются потрясения. По прогнозам специалистов, беби-бум закончится уже в этом году. Все просто: финансовый кризис в Украине развернулся в октябре, и позднее этой даты многие из тех, кто планировал рождение ребенка, отложили это волнительное событие на потом. А западные производители товаров для малышей до года уловили предполагаемые изменения спроса и начали уменьшать объемы выпуска.

"Падение внешнеторгового оборота товаров составило 43,6 процента. Это большая цифра, — отмечает директор Института трансформации общества Олег Соскин. — Оборот розничной торговли в первом квартале снизился на 11,5 процента по сравнению с прошлым годом — это вообще беспрецедентно! Налицо ослабление всех показателей: оптовая торговля рухнула на 25 процентов, обороты ресторанов на 20 процентов. Импортных товаров вообще продали в два раза меньше. Все свидетельствует о том, что показатели потребления катятся вниз. Люди переходят к более дешевым вариантам. Никто не строит и не приобретает жилье. Средняя получка у наемных работников сегодня 1700 гривен. На эти деньги можно купить только еду. В целом же индекс реальной заработной платы ушел в минус на 13 процентов в сравнении с прошлым годом".

 

Источник: mignews.com.ua
РЕКЛАМА
Статьи
Войти
facebook.com
Жмите «Нравится» и
читайте ONLINE.UA в Facebook
Спасибо, но больше не показывайте мне это окно!