Доменные печи Уанета: состояние и проблемы отечественного рынка доменов

Фото с сайта internetua.com
Домены — ходовой товар в Интернете. В реальном мире адрес без дома ничего не стоит, в Сети для нормальной жизни сайта по отдельности покупают и дом (хостинг), и адрес (домен). Согласно отчету аналитической компании Netcraft, по состоянию на сентябрь 2007 года в Интернете насчитывалось 135 млн сайтов. Всего за месяц их количество увеличилось на 7,2 млн. Естественно, что чистый и не пыльный бизнес на доменах привлекает тысячи предпринимателей. Согласно данным компании VeriSign, в мире каждый день регистрируется 90 тысяч новых доменных имен. По оценкам экспертов DomainNews.com, к 2010 году объем доменного рынка составит 4 миллиарда долларов.

Домены — это определенные зоны, выделяемые владельцу: стране, международной организации, региону, юридическому или физическому лицу. На заре Интернета система доменных имен была всего лишь более удобным, чем IP-адрес, способом запомнить местоположение сетевого ресурса. Однако рост Интернета и его коммерциализация привели к тому, что домены стали ценностью.


Первичный рынок


По большому счету доменные имена не продают, а сдают в аренду. "Доменное имя — это не вещь, не имущество и даже не имущественное право, это просто право использования. То есть, зарегистрировав домен, вы можете пользоваться им определенный отрезок времени, за который заплатили — от 1 года до 10 лет. Фактически можно сказать, что домен не может кому-то принадлежать, можно купить временное право использования этого домена", — рассказывает эксперт-домейнер Юрий Никольский, владелец сайта Domainer.in.ua.

"Юридически прав собственности на домены пока не существует. Сегодня речь идет о праве делегирования, которое означает, что регистрант обладает правом использовать данный домен бессрочно. Иногда это право может иметь какие-то ограничения. Например, в некоторых зонах домен нельзя переуступить третьему лицу, в некоторых — налагается ограничение на контент сайта и так далее. Но эти и подобные ограничения, как правило, касаются специфичных зон. Во всех обычных зонах речь идет о праве бессрочного использования", — уточняет Александр Ольшанский, президент компании Imena.ua, лидирующей на рынке доменов в Украине.

Администратором доменной зоны UA является ООО "Хостмастер" (Hostmaster.net.ua), которое не регистрирует доменные имена для конечных потребителей, а заключает договора с регистраторами. Как отмечает Юрий Никольский, это сделано специально, чтобы избежать обвинений в монополизме. В то же время для всех регистраторов базовая цена доменов одинаковая (в некоторых зонах, например ORG.ua, бесплатная), и эту цену все-таки устанавливает одна компания — "Хостмастер". По этому поводу она постоянно подвергается нападкам со стороны других игроков рынка. Основная конкурентная борьба ведется между регистраторами, которые самостоятельно формируют стоимость доменных имен, устанавливая свою наценку. Кроме того, у многих регистраторов есть реселлеры — партнеры, которым доменные имена предоставляются с определенной скидкой, позволяющей им вести свой небольшой бизнес.

У реселлеров, как правило, доменные имена можно купить даже дешевле, чем у официальных регистраторов. Если постараться, можно найти небольшую компанию, которая предлагает домены по ценам в два раза ниже, чем у крупных игроков. Последние не спешат демпинговать и сохраняют стоимость на уровне среднерыночной, поскольку данный инструмент рыночной борьбы ударит, в первую очередь по их собственным реселлерам. Кроме того, крупные компании, в отличие от частных предпринимателей, в стоимость домена закладывают расходы на инфраструктуру компании.

Александр Ольшанский объясняет: "Регистрация и обслуживание среднего домена третьего уровня в Imena.ua стоит приблизительно $12 в год. При этом наши обязательные платежи за данный домен составляют $5,5 долларов. Таким образом, $6,5 долларов — вроде как наша прибыль. Но ведь в этом раскладе никто не оценивает затраты. Компания должна содержать техническую и административную инфраструктуры, рассылать документы, вести бухгалтерию и так далее. Так, 15-минутный телефонный звонок в службу технической поддержки обходится компании в среднем около 1 доллара! И я утверждаю, что Imena.ua — большая компания и лидер этого рынка, но при этом не является сверхприбыльной. Это означает, что разница между себестоимостью и ценой продажи — небольшая".


Проблемы доменов UA


Эксперты, опрошенные InternetUA, отмечают, что рынок доменов в Украине находится в стадии становления. Причем эта стадия, похоже, затянулась на неопределенный срок. Связанно это с рядом нерешенных проблем и инноваций в области регулирования правового поля данного рынка.

Одной из основных проблем является ситуация вокруг домена верхнего уровня UA. Напомним, что на сегодняшний день, одним из условий регистрации имени в этой зоне является наличие торговой марки. Это условие в мировой практике практически больше нигде не встречается. Регистрация торговой марки должна была бы оградить зону UA от киберсквоттеров, однако также страдают законопослушные клиенты, для которых регистрация доменного имени в престижной зоне значительно замедляется. А сквоттеры находят способы обойти все условия.

В пример можно привести доменное имя Google.ua, которым занимается юридическая служба корпорации Google в Калифорнии, поскольку сейчас на этом домене располагается не поисковик, а партнерский сайт сети знакомств.

Помимо домена верхнего уровня UA, спорные вопросы вызывают и другие украинские зоны, в частности, KIEV.ua и ORG.ua. В марте "Хостмастер" начал процедуру актуализации доменной зоны KIEV.ua, пообещав в недалеком будущем провести ее и для ORG.ua. Ситуация там действительно была запущенная. Несмотря на то, что многие компании проводили платную регистрацию в этих зонах, на самом деле, можно было застолбить домен и бесплатно. Это привело к значительной концентрации в этих зонах мертвых проектов. Благодаря актуализации KIEV.ua основательно "почистили", хотя некоторые владельцы проморгали свои домены по собственной халатности.

Еще одна проблема доменной отрасли — недостаточная информированность украинского интернет-сообщества о том, что происходит на данном рынке. Например, довольно неоднозначной темой является продажа доменов CO.ua, BIZ.ua и TM.ua. Не все знают, что эти зоны не являются публичными и официально делегированными. Эти частные зоны принадлежат регистраторам, которые не администрируют новую зону, а просто продают места во втором уровне своего домена зоны UA.

Безусловно, со временем рынок оформится и урегулирует свои правила. Надо полагать, что с учетом темпов развития Уанета, появления крупных корпораций и инвестиций, цивилизованные отношения будут спроецированы и на доменный бизнес.

Источник: internetua.com Теги:
Новости других СМИ
Загрузка...