Рынок подержанных автомобилей: автодилеры готовят почву для более активного освоения

Фото с сайта finance.ua

Профильная ассоциация уже разработала законопроект, предусматривающий ужесточение правил работы бирж, через которые сегодня проходит более 90% всех сделок с подержанных автомобилей.

Если автомобильному лобби удастся провести законопроект через парламент, то схемы продаж подержанных автомобилей начнут стремительно меняться. Причем явно не в пользу частных продавцов подержанных автомобилей. На прошлой неделе глава ВААИД Олег Назаренко сообщил, что ассоциация намерена лоббировать внесение изменения в постановление Кабмина №1381 о правилах регистрации автомобилей. Дилеры планируют убедить власть пересмотреть список документов, на основании которых машину можно поставить на учет в МРЭО. Сейчас в этот перечень входят заводской акт приема-передачи (в случае с новой отечественной техникой), справка-счет (новые иномарки) или биржевой договор. Именно биржи стали объектами нападок автомобильного лобби.

По словам Олега Назаренко, дилеры хотят добиться как минимум ужесточения контроля над этими структурами. "Дело в том, что на сегодняшний день так называемый биржевой договор — не более чем ни к чему не обязывающая бумажка. Биржа не проверяет "истории" продаваемого авто и не несет ответственности за саму сделку.

Учитывая практически полное отсутствие контроля над этими учреждениями со стороны государства, можно утверждать, что через данный канал проходят в том числе и не совсем "честные" автомобили. Я уже не говорю о том, что теряются налоги (13% с продавца техники), поскольку максимальная сумма, которая мне встречалась в таком договоре, — 1 тыс. грн., за которую якобы была продана машина премиум-класса.

В большинстве же случаев цифры еще ниже и не превышают 100-150 грн.", — говорит Назаренко.

Он также отмечает, что вольготная жизнь биржевиков выглядит, по меньшей мере, странно на фоне жесткого контроля дилеров: справка-счет, на основании которой авто ставится на учет, является документом строгой отчетности. "Правила должны быть одинаковыми для всех, и если дилеры работают со справками-счетами, то же самое должны делать и биржи", — добавляет эксперт. По данным ВААИД, сейчас в Украине функционирует более 100 специальных отделений таких учреждений (они есть практически на всех крупных автомобильных рынках и возле МРЭО). Через них проходит порядка 90% всех сделок. Учитывая, что емкость сегмента подержанных автомобилей превышает 1 млн единиц в год, а с каждой зарегистрированной сделки биржевики получают как минимум 50 грн., несложно подсчитать, что доходы посредников вплотную приближаются к 50 млн грн.

По слухам, несколько лет назад интересы в этом бизнесе имели ряд народных депутатов, что, очевидно, и объясняет "особые условия" для бирж. Насколько подержанные автомобили интересны народным избранникам сегодня — неизвестно, но в ассоциации предполагают, что могут столкнуться со сложностями, добиваясь ужесточения законодательства. Понятно, что, если даже ВААИД удастся добиться своего, биржи вряд ли исчезнут. Максимум, что грозит потенциальным продавцам и покупателям подержанных автомобилей, — повышение стоимости их услуг, так как учреждениям придется закупать справки-счета. Ведь мизерные суммы в договорах купли-продажи не являются нарушением закона, и взыскать налог с реальной стоимости подержанных автомобилей фискалы вряд ли смогут. Автолюбители получат и "бонус" в виде сокращения рисков при покупке подержанных автомобилей, поскольку документация строгой отчетности предусматривает более тщательный контроль сделок.

В дальнейшем же работа по новым правилам может оказаться для многих бирж невыгодной, что заставит их уйти с рынка.

Этот процесс будет проходить на фоне массового появления на рынке подержанных автомобилей продавцов — представителей среднего класса, купивших авто два-три года назад и не желающих терять время на самостоятельные поиски покупателя.

Вот тут и настанет час владельцев комиссионных площадок, которые пока явно проигрывают биржам в борьбе за покупателя. "Компании не имеют возможности уйти от налога с продажи и пока вынуждены работать как демонстрационные площадки", — говорит директор по маркетингу AutoES Антон Моргуненко.

Понятно, что в этом случае реализация подержанных автомобилей станет для продавца-частника менее выгодной, поскольку посредники, как правило, оценивают машины как минимум на $2-3 тыс. дешевле их рыночной стоимости. Олег Назаренко не скрывает: добиваясь ужесточения условий работы на рынке подержанных автомобилей, они тем самым расчищают площадку для новых инвесторов. Антон Моргуненко считает, что комиссионный сегмент достигнет пика своей привлекательности к 2010 г., когда рынок насытится новыми авто и начнутся их массовые перепродажи. Он прогнозирует, что к тому времени ниша перейдет под контроль специализированных компаний — площадок и салонов, а также консультационных фирм-посредников.

Вполне вероятно, что львиная доля таких фирм будет принадлежать нынешним продавцам новых машин, которые и сегодня не равнодушны к подержанным автомобилям (к примеру, "УкрАвто" контролирует Центральный авторынок в Киеве, некоторые салоны имеют собственные комиссионные площадки). Снижение же динамики продаж новых авто наверняка заставит их более активно искать способы пополнения доходов на рынке подержанных автомобилей.


Источник: finance.ua Теги:
Новости других СМИ
Загрузка...
Новости
Все новости