Налоговая присмотрит за ценами

Фото с сайта finance.ua

В первую пленарную неделю после пасхальных праздников Верховная Рада намерена принять в первом чтении законопроект "Об использовании обычных цен при осуществлении налогового контроля", разработанный ГНАУ.

Решение поддержать этот документ депутаты всех фракций приняли на последнем заседании парламентского комитета по налоговой и таможенной политике, тем самым согласившись подарить фискалам еще один действенный инструмент доначисления налогов.

Понятие "обычная цена", закрепленное Законом "О налогообложении прибыли предприятий", и сейчас позволяет налоговикам оценивать достоверность данных, которые используют фирмы при расчете подлежащих уплате налогов. "Действующий порядок определения обычной цены субъективен, что позволяет субъектам хозяйствования минимизировать налогообложение.

Законодательное закрепление конкретных методов определения обычной цены даст нам возможность упредить создание предприятиями искусственных убытков за счет манипуляций с ценами приобретения и продажи, а также незаконное возмещение НДС, которое махинаторы получают, прописывая в контрактах завышенную стоимость товарных партий", — пояснил "ДС" суть и причины законодательной инициативы своего ведомства заместитель председателя ГНАУ Сергей Чекашкин.

Налоговая администрация предлагает установить четыре метода определения обычной цены: сравнение неконтролируемой цены (во внимание будет браться практика реализации аналогичных товаров), цена перепродажи (фискалы смогут отслеживать цепочку перепродаж товарной партии), "расходы плюс" (оценивается себестоимость производства и ценовые надбавки) и балансовая стоимость (проведение сделки купли-продажи по бухгалтерским документам). Одновременно законопроект устанавливает исчерпывающий перечень случаев применения указанных методов: при проверке внешнеэкономических контрактов, бартерных сделок, операций со связанными лицами, а также с фирмами и частными предпринимателями, работающими по упрощенной системе налогообложения. В ГНАУ рассчитывают, что новации позволят за счет перекрытия минимизаторских схем увеличить ежегодные поступления в казну как минимум на 3 млрд грн. Бизнесу же обещают снизить количество проверок. "После того как будут перекрыты основные лазейки ухода от уплаты налогов, отчисления предприятий вырастут. Соответственно, у налоговой уже не будет нужды так часто проверять фирмы", — уверяет Чекашкин.

Впрочем, эксперты сомневаются, что новый закон улучшит взаимоотношения контролеров и бизнеса. "Если документ вступит в силу в нынешнем виде, ГНАУ получит право штрафовать кого угодно и за что угодно. К примеру, налоговая сможет уличить в минимизации налогов торговцев, которые используют сезонные скидки либо же проводят рекламные акции", — заявил в интервью "ДС" заместитель председателя парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Николай Катеринчук.

Особенно опасным, по мнению наблюдателей, является то, что в законопроекте четко не оговаривается, на каких основаниях и в каких случаях налоговая может применять тот или иной метод оценки справедливости указанной предприятием цены. А это значит, что фискалы вполне могут проигнорировать сезонные колебания цен, изменение конъюнктуры рынка, а также индивидуальную стоимость аренды производственных площадей и уровень зарплаты, которые часто закладываются в стоимость товара. Все это может стать основанием для доначисления налогов. "В законопроекте следовало бы четко прописать, что при определении обычной цены по методу оценки продаж аналогичных товаров следует учитывать региональные особенности. К примеру, цены на сельхозпродукцию в Киеве и Николаеве могут значительно отличаться. Так какую из них следует считать обычной? Кроме того, чтобы не попасть на крючок к налоговой, предприятие должно отслеживать, почем контрагент перепродал его товар, и соответствующим образом откорректировать свои валовые доходы", — говорит директор департамента аудиторской фирмы "ДЕ ВИЗУ" Валентина Пронина.

"К тому же непонятно, как инспектор отреагирует на отклонение от обычной цены, если, скажем, внешнеэкономический контракт содержит особые условия, влияние которых на его стоимость налоговик оценить не может. Что касается метода определения справедливой стоимости по цене перепродажи, то это вообще противозаконно. Скажем, дальнейшая продажа по цене ниже покупки могла быть связана с тем, что предприятию срочно понадобились средства", — недоумевает глава подкомитета по вопросам налогообложения субъектов рынка небанковских финансовых учреждений и субъектов фондового рынка парламентского комитета по таможенной и налоговой политике Дмитрий Святаш.

Финансистов же напугала иная новация — предусмотренное законопроектом понятие обычной процентной ставки по кредитам. В ГНАУ уверяют, что нововведение позволит раз и навсегда покончить с выдачей дешевых займов связанным лицам. В Ассоциации украинских банков говорят, что в результате вне закона окажутся все льготные кредиты, выданные банком собственным сотрудникам.

Самое интересное, если документ действительно будет оперативно принят парламентом, то его нормы начнут применяться ко всем сделкам, заключенным после 1 апреля. Поскольку, согласно положениям законопроекта, его нормы используются с того налогового периода, на который выпадет дата его вступления в силу. Впрочем, в профильном парламентском комитете обещают учесть все поступившие замечания и обезопасить бизнес от своеволия фискалов. Однако если учесть напряженные планы по сбору налогов, в это верится с трудом.

Источник: finance.ua

Новости других СМИ

Загрузка...