Украина не вписалась в стандарты

  |  Экономика и бизнес

16 мая Украина официально присоединится к Всемирной торговой организации. Впрочем, не успев насладиться всеми преимуществами членства в ВТО, наша страна рискует нарваться на финансовые санкции организации. Как говорят эксперты, они могут быть применены, если в ближайшее время Киев не закончит реформирование национальной системы стандартизации и сертификации. Однако главный виновник событий — Госпотребстандарт — явно не спешит подгонять действующий порядок под нормы международного торгового клуба, поскольку в результате могущественный ныне орган исполнительной власти утратит былое величие. 130 млн долл. на ветер Желая получить заветное членство в ВТО, Киев обещал членам клуба максимально упростить отечественную систему сертификации продукции, а также пересмотреть полномочия контролирующих органов в данной сфере. Правда, эти обещания до сих пор не закреплены в украинских внутренних нормативах. Ключевой законопроект — правки к Закону "О безопасности и качестве пищевых продуктов", по которому отечественные стандарты для продуктов питания будут необязательны для выполнения, пока находится на рассмотрении в Верховной Раде. Эти изменения необходимо принять для выполнения соглашения ВТО "О технических барьерах в торговле". Оно предписывает странам — членам организации использовать технические стандарты и регламенты только при наличии их научного обоснования и при условии, что они не будут создавать неоправданных препятствий международной торговле. Кроме того, согласно этому документу члены организации должны признавать приоритет международных стандартов и технических регламентов, принимая их за основу при разработке внутренних нормативных актов. А большинство действующих в Украине стандартов достались нам в наследство от СССР и не отвечают современным международным нормам. Эксперты подчеркивают, что отмена обязательных стандартов не будет означать отмены контроля над качеством продуктов питания. Его будут обеспечивать технические регламенты, описывающие основные характеристики и условия их производства. Сейчас же отечественные стандарты попросту описывают рецепты их приготовления и подчас не имеют ничего общего с реальным контролем безопасности пищи.

"Чтобы экспортироваться, наша продукция должна отвечать международным стандартам. При этом внутри страны действуют более 16 тысяч стандартов родом из СССР. Это значит, что экспортеры должны придерживаться и старых советских, и новых европейских образцов. Если продолжать гармонизацию стандартов в таком темпе, как сейчас, нам понадобится около 15 лет", — говорит председатель комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская.

По подсчетам украинского представительства Международной финансовой корпорации, ежегодные расходы наших предприятий на обязательную сертификацию товаров составляют около $130 млн. Причем значительная часть этой суммы оседает в карманах чиновников в виде "неофициальных платежей" за способствование в скорейшем получении требуемых документов. Если отечественные стандарты для продуктов питания отомрут вместе с утверждением изменений к Закону "О безопасности и качестве пищевых продуктов", то национальные технические регламенты могут просуществовать еще не один год. Эта ситуация неприятна тем, что по своему содержанию украинские технические регламенты очень часто дублируют те же стандарты, а на разработку новых документов может уйти немало времени. Согласно договоренностям с ВТО все технические регламенты, используемые в Украине, должны быть подогнаны под требования международного торгового клуба до 30 декабря 2011 г. До 31 января 2012 г. нашей стране необходимо представить на рассмотрение ВТО новый, сокращенный перечень продуктов, которые требуют обязательной сертификации. Впрочем, как говорят эксперты, чтобы уложиться в эти сроки, Киеву уже давно нужно было бы приступить к работе. Однако реформы в большинстве отраслей технического регулирования еще не начинались. "То, что в Украине называют реформами, — простое очковтирательство. Даже элементарное требование об отмене обязательной сертификации пищевых продуктов не выполнено до сих пор. Это увеличивает себестоимость продукции. Предприятия должны тратить дополнительные средства, чтобы продвинуть свой товар, и в конце концов платит за все потребитель", — говорит аналитик Международной финансовой корпорации Сергей Осаволюк. Прежде всего, такое затягивание реформ выгодно самому Госпотребстандарту, который на сегодняшний день является одним из самых влиятельных органов исполнительной власти. Не желая терять рычаги влияния, ведомство всячески отлынивает от возложенных на него задач (именно оно должно подготовить новые технические регламенты и пересмотреть подходы к обязательной сертификации). "В Госпотребстандарте и его представительствах в областях сосредоточено множество видов деятельности, таких как разработка стандартов, сертификация и аккредитация, метрология, а также защита прав потребителей. Существующая практика нарушает основное правило сертификации: нельзя создавать стандарты и контролировать их соблюдение в рамках одной организации. Сертификацию нужно сфокусировать на проверке выполнения санитарно-гигиенических требований, стандарта так называемой Хорошей производственной практики (GMP), ISO 9001:2000, а также стандарта НАССР, который является обязательным для всех предприятий пищевой промышленности в странах ЕС и Северной Америке", — считает менеджер по вопросам качества и сертификации продуктов компании "Крафт Фудз Украина" Евгений Каськун. В Госпотребстандарте с выводами экспертов категорически не согласны и настаивают на своей исключительной важности в деле сохранения здоровья граждан. И даже жалуются, что структура госоргана недостаточно разветвлена и в его подразделениях работает слишком мало сотрудников. В случае отмены обязательной сертификации для большинства видов продукции и перехода к практике проверок производства и торговых сетей для полноценного выполнения задач сил работников ведомства может не хватить. "Количество сотрудников в территориальных органах защиты прав потребителей сегодня составляет всего лишь 595 человек вместе с руководством и техническим персоналом. Эти люди должны будут проверять 60 тыс. предприятий сферы услуг, 75,2 тыс. предприятий торговли и 131 тыс. физлиц, которые работают в данной сфере", — говорят в ведомстве. Неожиданные последствия Явные намерения Госпотребстандарта затянуть либерализацию в сфере технического регулирования, по мнению экспертов, могут навлечь на Украину санкции со стороны ВТО.

"Украинская система технического регулирования в нынешнем виде дает все основания для других членов ВТО выдвигать обвинения в создании искусственных препятствий торговле. Вполне вероятно, что в случае ее сохранения ряд государств будет обращаться в Орган урегулирования споров ВТО, чтобы добиться от Украины соответствующих компенсаций", — говорит эксперт Центра социальных и экономических исследований Case Украина Светлана Таран. Согласно правилам ВТО каждое государство — член организации может требовать от другого государства устранения внутренних норм, которые препятствуют международной торговле. Подобные претензии рассматривает орган по решению споров на основании докладов специально учрежденных третейских групп. Если требования жалобщика будут признаны обоснованными, ответчик должен устранить означенные препятствия. Если этого не происходит, жалобщик с согласия ОРС может ввести по отношению к ответчику адекватные ответные меры, которые будут компенсировать его потери. Важный аспект в применении санкций — оценка убытка, который государство нанесло своими действиями другому члену ВТО, и размер ответных санкций. Здесь мнения ОРС и страны-ответчика могут очень сильно расходиться.

"Как правило, в качестве таких санкций государства повышают импортные тарифы на товары из страны ответчика", — говорит г-жа Таран. Однако санкции могут применяться и в другом виде. Так, в прошлом году ОРС дал согласие островному государству Антигуа применять санкции к США на сумму в $21 млн ежегодно. Причиной жалобы Антигуа стал запрет Соединенных Штатов на действие в стране интернет-казино и блокировка в Америке соответствующих серверов Антигуа, что спровоцировало убытки островитян. Применять санкции к США в Антигуа собираются в виде неуплаты отчислений американским компаниям за использование объектов их интеллектуальной собственности — программного обеспечения, музыки, фильмов и пр. Так что санкции ВТО, применяемые к государству, бьют по конкретным производителям весьма оригинальным образом.

Екатерина Прищепа

Источник: finance.ua
РЕКЛАМА
Войти