Чай с министром: о реформах с человеческим лицом от Минюста

ONLINE.UA
  |  Политика   |   Читати українською
Чай с министром: о реформах с человеческим лицом от Минюста
Фото: minjust.gov.ua
Министр юстиции Павел Петренко и новые сотрудники вверенного ему министерства рассказали о промежуточных результатах реформ в структурах министерства и о том, как украинским чиновникам быть ближе к людям, оставаясь профессиональными представителями закона на местах.

В начале недели на сайте Министерства юстиции Украины был опубликован анонс пресс-конференции главного юриста страны и его новых подопечных — обновленной команды глав региональных органов юстиции. В анонсе говорилось о запланированном предварительном отчете о внедряемых инновациях на местах от "служащих нового формата, которые по результатам открытых конкурсов возглавили управления в регионах".

Редакция ONLINE.UA решила проверить, как чиновники "новой волны", настаивающие на срочном и неукоснительном следовании страны по пути реформ, фактически работают с общественностью, отвечают на неудобные вопросы, и как вообще видят свою работу на местах.


На том конце провода

Первое, что бросилось в глаза при прочтении анонса — простое и лаконичное изложение сути будущего мероприятия, без присущего пресс-службам госведомств канцелярита и нагромождений ненужного топорного текста. Просто, ясно и лаконично: состоится — будут — расскажут — как присутствовать.

Еще один нетипичный шаг — выбор места встречи, который в данном случае пал не на избитый пресс-центр или пресс-зал информагентства. Чиновники решили провести общение в обычном креативном пространстве в центре города.

Похоже, что в Министерстве решили при проведении встречи с прессой максимально выдержать формат, который соответствовал бы основным принципам работы, активно внедряемым министерством в своих органах — простота, прозрачность, близость к конечному потребителю услуг. Возможно, именно поэтому даже такой банальный процесс как аккредитация на пресс-конференцию прошел молниеносно, без назойливых звонков в день встречи или утомительной процедуры дозвона (контактов для аккредитации было несколько, чтобы каждый выбрал наиболее удобный для себя).


Отчетный период

С прибытием в условленное время и место для общения с чиновниками, неожиданные для государственного ведомства приемы работы не закончились: никто не останавливал на входе, не проверял никаких журналистских удостоверений и наличие аккредитации. Традиционный сбор данных о прибывших все же состоялся, но, снова-таки, — в совершенно нетипичном для пресс-служб формате: по мере того как прибывали представители СМИ, к ним незаметно подходили ассистенты и пресс-атташе, знакомились, записывали нужные данные и так же незаметно шли дальше.

Пока ждали запаздывающего министра Петренко (который прибыл на 10 минут позже назначенного времени), люди устраивались, готовили себе чай и кофе, и задавали вопросы уже прибывшим сотрудникам Минюста. Одного из них, очень молодого на вид, большинство приняло за ассистента пресс-службы, хотя позже выяснилось, что это один из заместителей министра юстиции, получивший эту должность в результате прохождения открытого конкурса, организованного министерством.

Через 10 минут после заявленного времени все докладчики во главе с Павлом Петренко и одним из его замов — Гией Гецадзе, начали встречу.

Еще одним нетипичным для подобных мероприятий явлением стало то, что министр обратился к журналистам с вступительным словом, рассказав о цели встречи и представив своих новых коллег, и впоследствии за всю встречу высказывался только когда звучал вопрос, адресованный непосредственно ему. Обо всех остальных нововведениях высказывались сами участники новой команды, которым вверили работу в структурах министерства на местах — начальник главного территориального управления юстиции (ГТУЮ) в Ровенской области Иванна Смачило, начальник ГТУЮ в Николаевской области Роман Возняк, начальник ГТУЮ во Львовской области Ярослав Жукровский и руководитель столичного управления юстиции Станислав Куценко.

Ключевыми докладчиками встречи были именно эти новые люди, каждый из которых подготовил подробный отчет о проделанной работе и планах модернизации работы их местного ведомства на будущий год в виде небольшой презентации или видеоролика.

Глава столичного управления юстиции Станислав Куценко (Фото — minjust.gov.ua)

Все без исключения докладчики говорили о простых и понятных вещах, без запутанных формулировок и терминов: о том, что качество и механизм предоставляемых административных и юридических услуг должны отталкиваться от запросов и прав самих граждан — как на качество этих самых услуг, так и на элементарное уважение и соблюдение их прав, а не от "вековых традиций" бюрократии, грубости, волокиты и неуважения, не первый год буйным цветом цветущих в госконторах всех рангов и назначений.

Начальник ГТУЮ во Львовской области Ярослав Жукровский пошел еще дальше, и в начале своей работы сделал несколько беспрецедентных для украинского чиновничества шагов: убрал турникет на входе в свое ведомство, разобрал помещение, изначально отведенное под комнату для отдыха, но много лет простоявшее заваленным ненужной мебелью и хламом, отведя его под первоначальные нужды, показал на местном телевидении автопарк прошлых сотрудников ведомства, отказался от услуг водителей и охранников и начал работу с непосредственного участия в решении проблем граждан, которые обращаются в его территориальное управление. После Жукровский установил в своем кабинете камеры видео-наблюдения, вещающие в режиме реального времени, ввел возможность телефонной связи с ним напрямую и продолжил работу по взаимодействию с другими управлениями и ведомствами, от которых также зависит качество предоставляемых населению услуг. Если добавить к этому внедрение социальных активностей вроде соревнований по футболу среди местных госведомств с девизом "футболимо тільки на полі!" и новую жесткую кадровую политику с системой выговоров, штрафных санкций и увольнений за некачественную работу или неуважительное обращение с гражданами — выйдет неполный список инноваций, внедрение которых осилил один конкретный чиновник из провинции.

В конце встречи Петренко кратко рассказал о самых ближайших планах министерства на будущий год в части усиления денежной мотивации нового персонала, сокращения количества чиновников и перевод существенной доли админуслуг в онлайн для работы по принципу "меньше чиновников — меньше коррупции", а также о тех реформах, которые еще предстоит провести в 2016 году.

Вместо послесловия напрашивается ряд вопросов. Давно ли какое-либо из украинских госведомств так обстоятельно, в неформальной обстановке и без лишней помпы отчитывалось о своей работе и планах на год, объясняло простым языком, зачем это все, и почему оно нужно, прежде всего, нам — простым гражданам? Когда в последний раз какой-нибудь министр, или хотя бы его зам, объяснял людям, куда его ведомство двигает страну и зачем, и не этот ли простой прием помог бы не просто установить более эффективную связь с людьми для понимания их реальных нужд и проблем на местах, но, что самое важное — для установления доверия к власти со стороны простых граждан?

Источник: ONLINE.UA
-5
+6
РЕКЛАМА
Статьи
Войти