Не бойтесь Путина: в США убедительно развенчали рассказы о военной мощи России
Категория
Мир
Дата публикации

Не бойтесь Путина: в США убедительно развенчали рассказы о военной мощи России

Не бойтесь Путина: в США убедительно развенчали рассказы о военной мощи России
Источник:  The National Interest

Центральным принципом национальной стратегии США с начала холодной войны стало поддержание технологического и военного превосходства над противниками. Начиная с 2014 года, однако, администрация Барака Обамы посредством публичных заявлений и появления Инициативы инновационной обороны (Defense Innovation Initiative (DII)) министерства обороны страны дали понять, что "превосходство" Соединенных Штатов находится под угрозой. Таким образом, цель DII заключается в выявлении и развитии того, что было названо "Третья стратегия противовеса" - набора в корне меняющих расклад сил технологий, которые будут восстанавливать или поддерживать военное доминирование страны в будущем.

Одним из ключевых вопросов, которые в своей статье «Что не так с большим новым планом обороны Америки» для The National Interest, рассматривают Джефри Биалос и Стюарт Кель, является состояние вооружения и военный потенциал России, и то, насколько его можно сравнивать с американским в свете военной стратегии США. Перевод сделал ONLINE.UA. ( Джефри Биалос (Jeffrey Bialos) - помощник заместителя министра обороны по промышленным вопросам в администрации президента Билла Клинтона; Стюарт Кель (Stuart Koehl) работал над оценкой иностранных военных сил для военного ведомства Управления общих оценок США).

«Третья стратегия противовеса» создана как необходимый ответ на «возрождающуюся, реваншистскую Россию и рост Китая», которые, по мнению первого замминистра обороны США Роберта Уорка, обретают очертания «великих держав», у которых достаточно военных сил и средств, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам в широкомасштабной обычной войне. Также, согласно этой точке зрения, у них достаточно сил ядерного сдерживания, чтобы пережить первый удар.

Практически нет сомнений в том, что Китай, - равный или почти равный конкурент, - является угрозой в долгосрочной перспективе. Делая значимые, но избирательные инвестиции в оборону, Китай сосредоточился на своих военно-морских, воздушных, космических возможностях и киберпространстве, в том числе, на создании нового поколения баллистических ракет, новых ударных субмарин и подводных ракетных крейсеров, истребителей пятого поколения, противоспутникового оружия, гиперзвукового ударного оружия, а также целого ряда наименований оружия против авиации.

Реальные сомнения сосредоточены на России. В частности, пор мнению авторов материала, есть вопрос, следует ли рассматривать её возможности как угрозу, имеющую отношение к формированию будущих сил США и Третьей стратегии противовеса.

Конечно, недавние агрессивные действия России в Украине и Сирии отмечают кардинальные изменения. Президент РФ Владимир Путин в настоящее время желает получить более активную роль в глобальных делах, используя военные возможности России для поддержки своих интересов, даже если при этом он рискует нарушить международные нормы и попасть под международные санкции или международное осуждение.

Существуют всевозможные причины нового положения России, в том числе желания вернуть себе ведущую роль на мировой арене - оппортунизм (использование возникших ситуаций для достижения своих интересов, как в Украине), вакуум, оставленный ограниченным вмешательством США и Запада (особенно в Сирии) и построение внутренней поддержки режима, в свете сложных экономических трудностей и падения цен на нефть.

Конечно, у будущих действий России есть вероятные границы, которые до сих пор были ограничены традиционными сферами ее влияния. Тем не менее, можно считать, что российская угроза выросла, и что Соединенные Штаты и их союзники должны быть лучше подготовлены к ряду гибридных непредвиденных обстоятельств. НАТО предпринимает шаги по укреплению своего восточного фланга, включая танковую бригаду, базирующуюся в государствах-членах Альянса в Восточной Европе.

Тем не менее, важно различать шаги по решению проблемы российской угрозы, путем усиления развертываний, операций, готовности и обучения имеющихся и модернизирующихся сил (чтобы сохранить навыки и способности на случай войны высокой интенсивности) и по созданию «превосходящей» силы будущего. Несмотря на агрессивные действия России в Украине и Сирии, сложно рассматривать РФ в долгосрочной перспективе как возрождающуюся великую державу, которой стоит уделять значительное внимание при формировании будущих вооруженных сил и Третьей стратегии противовеса.

Ограниченные ресурсы и сокращение численности населения

Наряду с примерно семью тысячами ядерных боеприпасов, у России также есть экономика, которая меньше, чем у Италии, и быстро стареющее и сокращающееся население. Кроме того, эта экономика имеет в значительной степени нефтедолларовую основу, и падение цен на нефть привело к значительному сокращению ВВП РФ за последние несколько лет (отрицательные 3 процента в 2015 году), с вероятным последующим сокращением.

Допустив истощение вооруженных сил в течение нескольких лет (за исключением, возможно, ракетных войск стратегического назначения), Россия проявила амбиции в увеличении своего военного бюджета и модернизации своих сил, объявив о его увеличении до $75 млрд в 2014 году. Тем не менее, эти планы были в основном приостановлены, поскольку девальвация рубля сократила российскую потребительскую способность примерно в два раза (т.е. до эквивалента $35 млрд в год). Впоследствии Россия объявила, что будет сокращать свой военный бюджет-2016 на 5%, одновременно столкнувшись с дополнительными расходами за счет более высокого темпа операций (в Сирии и вдоль границы с Украиной). Международные санкции также могут оказать влияние на производство продукции военного назначения, так как много современных деталей, необходимых России, должны быть закуплены у международных поставщиков.

Таким образом, финансовая реальность не оставляет ресурсов для модернизации военной силы не говоря уже о разработке нового современного оружия, из-за которого Министерство обороны США проявляет особую озабоченность. И, если сравнивать, весь военный бюджет России составляет лишь малую часть (от 7% до 8%) расходов на оборону в США.

Ограниченная военная модернизация

Большая часть военной техники России была произведена в советскую эпоху. Большая часть её танков, которых больше 12 тысяч, находятся в плохом состоянии, и только примерно 2800 - в рабочем (в основном, Т-72 1970-ых годов выпуска). Даже хваленые системы противовоздушной обороны России были разработаны во времена Советского Союза и подвергались лишь постепенным улучшениям. ВВС России в настоящее время опираются на боевые самолеты, разработанные (и, в основном, построенные) во время холодной войны, и российский флот также зависит от стареющих кораблей и подводных лодок, находящихся в плачевном состоянии, укомплектованных плохо обученным экипажем.

В то время, как Россия ограниченно использовала современное оборудование в Сирии и Украине, в том числе беспилотные летательные аппараты, бомбы и ракеты с лазерным наведением, а также оптико-электронное оружие, большая часть российских ресурсов, задействованных в этих операциях, являются старыми системами, оставшимися от предыдущей эпохи.

По всем статьям, усилия России по модернизации своего оборонного потенциала до сих пор были ограниченными, и это в лучшем случае. Несмотря на появление новинок, Россия не смогла разработать новый основной боевой танк или БМП, и до сих пор опирается на советские проекты, которые уступают таковым проектам в США. Ее будущая программа по истребителям, ПАК ФА, застопорилась из-за стоимости и технических вопросов, поэтому обещания о создании новых носителей и тяжелых бомбардировщиков не были реализованы.

Россия успешно модернизировала свои стратегические ядерные силы, которые считаются политически полезными - как для запугивания соседей, так и для поддержания имиджа России как великой державы. Были разговоры о передислокации Россией маломощного тактического ядерного оружия в качестве потенциальной контрмеры американскому превосходству в точности оружия, но является ли это реальной угрозой, вопрос спорный. Россия хорошо знает, что пересечение ядерного порога приведет к риску неконтролируемой эскалации, на что Москва, вероятно, не готова пойти ради достижения ограниченных региональных целей.

Военные России также неоднократно безуспешно пытались профессионализировать свои вооруженные силы. Не в состоянии привлечь добровольцев, армия РФ по-прежнему полагается на непопулярных призывников; уклонение от военной службы в стране повсеместно. В результате, в России на сегодняшний день, по сути, два вида военных: небольшая, профессионального уровня военная сила составом около, возможно, ста тысяч человек, и гораздо большая сила плохо обученных, плохо мотивированных призывников с устаревшим, едва работающим оснащением. Первые способны поддерживать внутреннюю безопасность, проведение мелкомасштабных экспедиционных операций и, возможно, захватить и занять часть соседних государств в условиях несильного или неорганизованного сопротивления. У вторых - очень ограниченное военное применение.

Есть серьезные сомнения, будет ли Россия в состоянии в обозримом будущем поддерживать постоянную угрозу для военной силы США. Россия, скорее всего, будет региональной державой со стареющими силами и выборочно модернизированными возможностями в отдельных областях, где могут быть сделаны экономически эффективные инвестиции (например, киберсфера). Таким образом, у РФ есть возможность создать хаос на своей периферии и создать проблемы на некоторых других территориях. Но рассматривать Россию как "возрождающуюся" великую державу, и возможности России как основу для «стратегии противовеса» – то есть, развития американской будущей мощи – в лучшем случае, довольно спорно, резюмируют авторы материала.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?