Что делать с Россией Путина: будущему президенту США дали несколько советов
Категория
Мир
Дата публикации

Что делать с Россией Путина: будущему президенту США дали несколько советов

Что делать с Россией Путина: будущему президенту США дали несколько советов
Источник:  The National Interest

США нужна новая большая стратегия в отношении России. По мере того, как кризис в Украине продолжается, не должно быть никаких сомнений в том, что цель, которая была движущей силой политики после окончания холодной войны - медленная, но стабильная интеграции России в евроатлантическое сообщество, - вне пределов досягаемости. Россию это больше не интересует, если вообще интересовало. Она стремиться укрепить себя как независимую великую державу, располагающуюся в центральной части Евразии. Она оттачивает свою возможность составить конкуренцию мировому порядку, возглавляемому США.

В своей статье для National Interest, перевод которой сделал ONLINE.UA, бывший старший директор по вопросам России при Совете национальной безопасности США в 2004-07 годах Томас Грэм дал несколько советов администрации будущего президента США о том, как стоит строить свою политику в отношении РФ.

Американская стратегия не безуспешна. Она расширила евроатлантическую безопасность и процветание, по крайней мере, до тех пор, пока администрация Джорджа Буша не начала давить на привлечение в НАТО Грузии и Украины. Но стратегия была трагически испорчена. Интеграция подразумевала превращение России в свободный рынок, демократическое национальное государство, на которое у нас никогда не было возможности повлиять, как бы мы ни старались. Это все зависело от выбора самих россиян. В ретроспективе, мы (автор имеет в виду США, - ред.) допустили фундаментальную ошибку, передав успех нашей большой стратегии в руки другой страны, интересы которой не схожи с нашими, и лидерам, устремленным использовать её так, как они считают нужным.

Для того, чтобы сформировать новую большую стратегию, мы должны отчетливо посмотреть на Россию. В наших диспутах сейчас преобладают крайности - кто-то видит РФ как главную геополитическую угрозу, кто-то просто верит, что она не имеет больше особого значения. Обе позиции игнорируют основную истину.

Начнем с того, что Россия имеет значение, равно как и любая страна с одним из крупнейших в мире ядерных арсеналов, мирового класса научным сообществом, подходящим для разработки и военного применения передовых технологий, самыми богатыми в мире фондами природных ресурсов и расположением возле регионов бесспорного стратегического значения для Соединенных Штатов - это Европа, Ближний Восток и Восточная Азия. Более того, даже в стесненных обстоятельствах, Россия сохраняет привычки и образ мышления мировой державы. У нее есть первоклассный дипломатический корпус, все более способная военная сила и воля использовать и то, и другое. Она будет оставаться одним из ключевых элементов формирующегося мирового порядка на долгие годы.

В то же время Россия противостоит серьезным проблемам, которые ограничивают размеры любой возможной угрозы для Соединенных Штатов.

С точки зрения геополитики, впервые в современную эпоху, она окружена регионами, которые являются более динамичными. На востоке это Китай, на западе – Европа (находящаяся в беспорядке сейчас, но с потенциальной силой, которая затмевает российскую), и на юге область, переполненная первобытной энергией. За пределами Евразии лежат Соединенные Штаты – первенствующая мировая держава по любым меркам.

Это геополитически затруднительное положение устанавливает контуры собственной "великой стратегии" России. Она стремится вновь утвердить свое первенство на бывшем советском пространстве, своей исторической сфере влияния и фундаменте геополитического веса. Она надеется использовать Китай, чтобы стратегически уравновесить США и коммерчески - Европейский союз. Россия использует расколы в Европе, чтобы не допустить укрепления потенциальной сверхдержавы. И она стремится заставить Соединенные Штаты действовать, как обычная великая держава, то есть, та, которая для продвижения своих интересов должна учитывать интересы других великих держав, в том числе, в первую очередь, России.

Может ли Россия добиться успеха во всех этих задачах, вопрос открытый. В данный момент, похоже, что она из всех сил пытается сохранить свои позиции на постсоветском пространстве от посягательств со стороны Запада и Китая, не говоря уже возможности надежно распространить свое влияние на другие регионы. Одно можно сказать наверняка: чтобы добиться успеха, Россия должна восстановить свою историческую динамику. Сможет ли она это сделать - еще один открытый вопрос.

Сегодня российское государство может сохранить способность мобилизовать ресурсы общества для своих собственных целей, в том числе, модернизации вооруженных сил, но структура власти препятствует раскрытию творческой энергии страны для создания ресурсов, которые нужны государству, чтобы в долгосрочной перспективе добиться своей великодержавной цели. Реформирование этой структуры, однако, чревато катастрофой в сознании элиты с яркими воспоминаниями о горбачевской перестройке, что привело, как сказал однажды Владимир Путин, к одной из величайших геополитических катастроф ХХ века - краху Советского Союза.

Вместе с тем, геополитические головоломки, подпитывают чувство уязвимости. Мы видим серьезные признаки в шагах, которые Кремль предпринимает в период экономического кризиса. Это создание  Национальной гвардии, подчиненной непосредственно и исключительно Путину, растущее давление на независимых политиков, – чтобы во время выборов в Думу в сентябре текущего года, упредить повторение беспорядков, которые вспыхнули после голосования в 2011 году. Мы видим знаки в неоднократных напоминаниях, что Россия является ядерной державой, и провокационных стратегических разведывательных миссиях в Европе. Чувство уязвимости углубляется лишь тем, что Россия вступила в длительный период застоя. Можно утверждать, что Россия действует более напористо сейчас, потому что это может быть момент её максимальной мощи лицом к лицу с Соединенными Штатами и Китаем, и, таким образом, момент, чтобы поставить вопрос о мировом порядке и обеспечить РФ место в качестве великой державы в XXI веке.

Какими же тогда должны быть главные принципы политики следующей администрации президента США в отношении России?

Отправной точкой является признание того, что мы перешли в новую эру. Нет необходимости для перезагрузки, стремления к стратегическому партнерству или восстановлению прежних отношений. Мы не должны возвращаться к суровым отношениям противоборства, с акцентом на сдерживании, как во время холодной войны. Пожалуй, нам нужно подойти к России на основе жесткого расчета национальных интересов и несентиментальной, неидеологической оценки того, что Россия может помочь нам продвинуться вперед или помешать нашим целям. Мы должны уделять больше внимания её внешнему поведению, а не внутренней политике. Отношения, которые будут возникать, будут сочетанием конкуренции и сотрудничества, сопротивления и приспособления, в общем, нормальными отношениями между ведущими мировыми державами.

В этом широком контексте, мы должны формировать политику, чтобы отразить различные роли, которые России играет с точки зрения американских национальных интересов, от региона к региону, от проблемы к проблеме.

В Европе, к примеру, Россия бросает вызов нашим интересам, нарушая принятые нормы межгосударственных отношений, и стремится подорвать единство Европы. Нам нужно сопротивляться. В Восточной Азии, напротив, Россия могла бы быть партнером в формировании гибкого баланса сил и направить развитие Китая таким образом, чтобы не подрывать основные американские интересы. На Ближнем Востоке, с учетом её недавних действий в Сирии и активной дипломатии, Россия пробила себе путь к месту за столом переговоров, с которым нужно считаться в геополитических вопросах. Здесь Россия будет временами партнером, временами соперником, пока мы пытаемся разрешить сирийский кризис и, что более важно, выковать прочное равновесие между основными региональными державами. В то же время, несмотря на мрачные предупреждения о грядущем геополитическом противостоянии, Арктика может продолжать быть зоной сотрудничества в области охраны хрупкой экосистемы и эксплуатации обильных коммерческих возможностей.

В решении транснациональных проблем, таких, как нераспространение ядерного оружия, международный терроризм, энергетическая безопасность, изменение климата и пандемии заболеваний, существует большой потенциал для сотрудничества, до тех пор, пока мы не переходим границу, в которой наши интересы сходятся. Как показал недавний опыт в Сирии, Соединенные Штаты и Россия понимают угрозу терроризма по-разному, предлагают отличающиеся способы борьбы с ним и ставят их в различные ряды своих национальных приоритетов. Во всех других транснациональных проблемах, мы сталкиваемся с аналогичными расхождениями в интерпретации, ответах и приоритетах.

Одной из основных задач будет выработка согласованной политики из различных подходов к России по различным вопросам. Как мы структурируем санкции, введенные из-за Украины, чтобы не подтолкнуть ослабленную Россию в объятия Китая в Восточной и Центральной Азии? Есть ли способы сотрудничать с Россией на Ближнем Востоке, которые не ставят под угрозу наши интересы там и помогают ослабить напряженность в Европе? Как бы нам ни хотелось разделять эти вопросы, мы не можем, потому что для россиян все связано, и доверие не делится, а потому огромные различия в силе тянут россиян к поиску асимметричных и неординарных ответов на вызовы, которые, по их мнению, мы им ставим. В этих условиях политика в отношении России должна быть под контролем старшего чиновника, близкого к президенту, который может сломать бюрократическую вертикаль и интегрировать различные стратегические компоненты в единое целое.

У следующей администрации будет работы по горло, в попытках создать политический курс, который должен отойти от большой стратегии периода после окончания холодной войны и создать новый. Эффективная политика потребует сложных компромиссов внутри и между вопросами в глобальном контексте, который чрезвычайно быстро меняется. Нам придется делать трудный выбор. Но это не выходит за рамки нашей способности разрабатывать и осуществлять такую разностороннюю политику. Кроме того, это единственный путь к политике в отношении России, которая надежно продвигает интересы Америки в настоящее время и в будущем, добавляет автор.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?