В Британии уже обсуждают, как остаться в ЕС: The Guardian назвала три варианта
Категория
Мир
Дата публикации

В Британии уже обсуждают, как остаться в ЕС: The Guardian назвала три варианта

В Британии уже обсуждают, как остаться в ЕС: The Guardian назвала три варианта
Источник:  The Guardian

Британцы проголосовали за то, чтобы выйти из Евросоюза, на консультативном референдуме 23 июня, но и среди бизнесменов, и в дипломатических кругах, среди политиков и европейских правительств постоянно звучит вопрос о том, может ли это решение быть пересмотрено. Ответ прост – да, но для этого нужно объединить множество сил.

Редактор по дипломатическим вопросам Патрик Винтур в своей статье для  The Guardian  «Великобритания проголосовала за Brexit, но есть ли путь назад?», перевод которой сделал ONLINE.UA, раскрыл три возможных сценария, при которых Великобритания может остаться в Евросоюзе.

Насколько было подготовлено правительство?

Референдум поднял серьезные конституционные вопросы для Великобритании.

Оливер Левин, который был назначен уходящим в отставку премьер-министром Дэвидом Кэмероном для наблюдения за процессом выхода из ЕС, теперь стоит во главе расширенного офиса по вопросам Европы при секретариате кабинета министров Великобритании. Но совершенно очевидно, что было проделано очень мало подготовительных работ. Один из первых вопросов, с которым он столкнется – будущая роль британского парламента в Brexit.

Британское правительство до сих пор не сказало, как парламент должен обеспечить выполнение результатов референдума. Неясно, например, какие законы должны быть приняты, чтобы решение о выходе из Евросоюза, принятое на референдуме, вступило в силу.

Может ли парламент остановить Brexit?

В настоящее время как в Палате общин, так и в Палате лордов, нет большинства, которое хотело бы выхода Великобритании из ЕС. Действительно, если бы было проведено свободное голосование, неизбираемые лорды (члены верхней палаты парламента Великобритании, Палаты лордов, которых назначает монарх по рекомендации премьер-министра; членами верхней палаты являются пожизненные и наследственные духовные и светские лорды, пэры, - ONLINE.UA), вероятно, отвергли бы Brexit с перевесом в шесть к одному.

Одной из проблем для следующего премьер-министра – будь то Тереза Мэй, Борис Джонсон или кто-то другой – будет то, что произойдет, когда они попытаются протолкнуть Brexit через парламент, который может задержать процесс на любом этапе. Это уже называют «обратным Маастрихтом», имея в виду то, как евроскептики создали множество проблем для Джона Мейджора (премьер министр Великобритании с 1990 по 1997, - ONLINE.UA), блокируя внедрение Маастрихтского договора (Договор о Европейском союзе, который был подписан в 1992 году в городе Маастрихт (Нидерланды), - ONLINE.UA), в законодательство Великобритании.

Может ли референдум рассматриваться в качестве консультативного?

Палата общин могла бы, например, попытаться удержать премьер-министра от запуска Статьи 50 Лиссабонского договора, которая оговаривает рамки выхода государства-члена ЕС из блока. Но на Дэвида Ламми, депутата из Тоттенхэма, обрушилось негодование за его предложение рассматривать референдум лишь как рекомендательный и игнорировать его. Поэтому маловероятно, что большинство депутатов были бы готовы игнорировать явное большинство среди британцев, которые проголосовали за Brexit.

Более вероятно, что Палата общин выдвинет условия новых переговоров, в том числе в вопросе доступа к единому рынку, членства в Европейской ассоциации свободной торговли или сохранения союза с Шотландией. Возможности для затягивания решения вопроса и отсрочек многочисленны. Сейчас, например, оспаривается вопрос, требуется ли власть парламента для того, чтобы инициировать реализацию Статьи 50. Большинство юристов считают, что нет, но для политической целесообразности может потребоваться одобрение парламента.

Политика против бизнеса

Парламент может также выразить желание насчет своего большего участия в переговорах, чем просто информирование его о целях правительства. Эти цели будут находиться в центре внимания при выборах руководства Консервативной партии. Министр иностранных дел Филип Хэммонд очень хорошо объяснил этот выбор: в сущности, предметом переговоров является вариант соотношения между степенью доступа к единому рынку ЕС (вопрос, который беспокоит бизнесменов Великобритании) и степенью свободного передвижения рабочей силы (беспокойство политиков). В борьбе за руководство партией как Джонсон, так и Мэй должны будут сказать, насколько свободная торговля или свободное передвижение людей будут фигурировать в их переговорах.

Кроме того, кандидаты должны будут объяснить, считали ли они, что компромиссное решение по выходу Британии из ЕС должно стать предметом демократического решения, возможно, на выборах весной 2017 года.

Сценарии второго референдума

Существует также давление в вопросе проведения второго референдума. Лишь немногие британские политики - опасаясь оспорить вердикт уже сердитого электората - будут озвучивать этот аргумент. Но министр здравоохранения Джереми Хант смело привел убедительные доводы в пользу второго референдума по согласованным условиям выхода. Бывший глава государственной службы её Величества Робин Батлер предложил то же самое.

Министр иностранных дел Филип Хэммонд заявил, что новый премьер-министр должен будет думать о демократической легитимности условий Brexit. В какой-то момент даже Джонсон и Доминик Каммингс, глава кампании Vote Leave («Голосуйте за выход», - ONLINE.UA) привели доводы в пользу второго референдума по вопросу условий Brexit.

Несмотря на закон о фиксированной дате проведения выборов, который требует пятилетнего срока работы парламента, вероятность досрочных выборов существует, если достаточно политиков поддержат это решение.

Проще говоря, далее могут последовать три сценария. В первом случае Джонсон побеждает на выборах, ведет переговоры насчет условий выхода Великобритании из Евросоюза, ставит их на референдум, и они одобрены. Определенный доступ к единому рынку и компромиссы в вопросе свободного передвижения - два центральных вопроса - согласованы. Это сделка на британских условиях. Британия остается за пределами ЕС, но не полностью.

При втором сценарии, Партия лейбористов под руководством нового лидера выдвигает себя как проевропейскую партию, но обещает добиться новой сделки в вопросе свободного передвижения рабочей силы в пределах Евросоюза.

Изменение договоренностей по свободному передвижению является главным путем к получению голосов британских рабочих, отметила в своем выступлении во вторник министр внутренних дел теневого правительства Иветт Купер. Для того чтобы это произошло, Евросоюз должен предложить «стоп-кран» (возможность остановить поток мигрантов в случае необходимости, - ONLINE.UA), от которого канцлер Германии Ангела Меркель упорно отказывалась в переговорах с Кэмероном. Но многие в министерстве иностранных дел надеются, что она смягчит позицию, или её вынудят это сделать французы и итальянцы.

В своем манифесте к выборам 2017 года Партия лейбористов говорит, что они провели бы второй референдум среди британского населения по вопросу точных условий переговоров.

Если после этого в результате выборов во второй палате общин большинство будет проевропейским, то это могло бы помешать Великобритании покинуть ЕС. Также в этом случае парламенту были бы предоставлены полномочия для проведения второго референдума по условиям Brexit, или о том, чтобы остаться в ЕС.

Третий, более простой сценарий  предполагает действия шотландских националистов.

Первый министр Шотландии Никола Старджен, уже заявила, что она даст указание своим министрам отказаться от «законодательного согласия», если и когда шотландский парламент будет обязан ратифицировать выход Великобритании из ЕС.

Выступая на BBC, она сказала: «Если шотландскому парламенту нужно будет принять решение на основании того, что правильно для Шотландии, то, конечно, вариант «мы не будем голосовать за то, что против интересов Шотландии» будет вынесен на обсуждение».

Конституционные последствия отказа шотландских политиков дать свое согласие только сейчас изучаются.

Все эти сценарии, однако, по своей сути спекулятивны, но если вы думаете, что это не обсуждается в правительственных кругах Великобритании, вы ошибаетесь.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?