Переселенцы с Донбасса получили шанс на жилье, но есть две проблемы
Категория
Украина
Дата публикации

Переселенцы с Донбасса получили шанс на жилье, но есть две проблемы

Переселенцы с Донбасса получили шанс на жилье, но есть две проблемы
Источник:  online.ua

Число переселенцев с Донбасса и из Крыма, поставленных на учет Министерством социальной политики Украины, составляет 1 млн 775 тыс. Это данные лета 2016 года. 


Люди, лишившиеся два года назад дома, уже понимают, что скорого возвращения на оккупированные территории не будет. Скопить на новое жилье нереально. Что делать? Всю жизнь скитаться по съемным квартирам? 


И сами же переселенцы придумывают варианты решения проблемы. 


Константин Ильченко разработал программу получения средств на строительство нового жилья от государства. 


Он был известен в Луганской области как гражданский активист, возглавлял "Трудовое движение "Солидарность", был лидером Независимого профсоюза города Свердловска. Сегодня Ильченко воюет в 34-м батальоне, он - командир отделения разведки.
ONLINE.UA уже писал про Константина Ильченко. Тот вспоминал, как занимался крупным бизнесом во времена губернаторства Александра Ефремова, когда в Луганской области уничтожалась угольная промышленность.


Теперь Ильченко рассказал журналисту ONLINE.UA о том, как обойти коррупционные схемы власти и с помощью давления общественных организаций добиться получения средств на строительство жилья для вынужденных переселенцев. 


- Константин, скажи, как переселенец переселенцу: что вообще предусмотрено государством в плане жилья?


- В Законе о переселенцах (Закон Украины №2166 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц", - ONLINE.UA), там где говорится об их адаптации к новым условиям, вообще не идет речь о бесплатном жилье. Есть небольшая компенсация на аренду жилья. Речь идет о некоторой помощи, например, об ипотеке для инвалидов войны, но это только на бумаге, в этой ситуации вообще нет никакого движения.


И мы совместно с общественной организацией "Солдатские комитеты" и Луганской правозащитной группой решили этим вопросом заняться.


Но это не будет так, что мы пришли и говорим власти: "Нам негде жить, а вы, негодяи, нам жилья не даете!" - и дремлем дальше. Нет, мы будем работать системно.




Константин Ильченко


22 октября проходили парламентские слушания. На них выступили представители "Солдатских комитетов" Фимин и Осмоловский. Они провели встречи с нардепами, выступили с конкретными предложениями по решению нашей проблемы. С трибуны Верховной Рады было заявлено о создании специальной комиссии по вопросам пострадавших от терроризма, в которую войдут активисты и политики.


Сейчас разбираемся в сути проблемы. Луганская правозащитная группа разработала методики для местных властей: как жителям Донбасса, лишившимся жилья, предоставлять статус пострадавших от террора. Чтобы потом эти люди могли получить средства на строительство жилья.


- То есть, местные советы должны это жилье предоставлять? Где - по всей Украине, только на Донбассе? 


- Мы не говорим о киевской земле. Хватит места и на родине. Мною были проведены встречи в местных советах Луганской области, вот сегодня (27 октября, - ONLINE.UA) вернулся из Северодонецка. Говорил с депутатами о выделении земли — и сразу договорились. Они понимают, что новые люди и строительство оживят экономическую жизнь города, района. Уже получены положительные результаты по выделению земли под проекты застройки.


- Хорошо, земли в Луганской области действительно много. А где брать средства на строительство?


- Я здесь, в Киеве, встречался с достаточно статусными людьми, они утверждают: в Кабмине есть миллиарды для решения этой проблемы. Они передаются в Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, в Министерство соцполитики, и там эти средства зависают.


Или придумывают безумные программы. Вот в Министерстве по вопросам оккупированных территорий, куда Туку перевели (Георгия Туку, экс-главу Луганской военно-гражданской администрации, в апреле 2016 года назначили заместителем министра по вопросам временно оккупированных территорий, - ONLINE.UA), там собираются "отстраивать" Донбасс…


- Да, еще полгода назад говорили, что осенью в Луганскую и Донецкую области будут запущены огромные средства, которые можно будет "оприходовать"…


- Да. Там почитать — будто бы Сталинградская битва прошла, все разрушено, взорвано, все нужно восстанавливать! А сами просто выведут деньги. А нужно сделать так, чтобы помощь на строительство жилья получили те, кто не может вернуться на оккупированную территорию, но хочет далее связать свою судьбу с Луганской, Донецкой областями.


Читайте также: Важная информация для переселенцев из Крыма и с Донбасса


И вот такая ситуация. На местном уровне депутаты говорят: "Бери землю, пожалуйста!" И деньги в Кабмине для этого есть. Так почему не идет строительство?


И вот я почитал внимательно этот закон, подумал и понял, в чем первая проблема! Программу по переселенцам должна делать местная исполнительная власть. То есть, не депутаты, а исполком — если он заинтересован, чтобы на территории построили жилье для переселенцев. А в этой системе — просто кризис управления! Мы понимаем, что система эта — коррумпирована, в любом случае, там проходят денежные потоки. Знакомые бизнесмены пытались разведать ситуацию. Знаю случаи: бизнесмены приезжали к чиновнику, говорили прямо: "Давай сейчас ты что-то получишь, сделаем проект, поедем его пролоббируем, потом придут деньги из Киева, начнем строить — еще что-то тебе будет. Сделай, пожалуйста!" На выходе — ноль! Я просто поражен: сидят амебы какие-то, ничего не хотят, не понимают, чем они должны заниматься! Вот это первый момент.


Второе. Есть строительные компании, которые, по идее, должны биться за подобные заказы. Я недавно говорил с одним маститым товарищем, убеждал его: "Чего ты сидишь? Деньги есть, возможности есть. Приди сам договорись с этим чиновником, сам, в конце концов, напиши эту программу!" А он отвечает: "А зачем мне это? Те расценки, которые будут заложены в программу — они не то, что к доллару не адаптированы, они вообще не имеют отношения к реальной жизни. В нашей системе, чтобы заработать, нужно обязательно украсть!" И он рассказал такую историю. Пришел к губернатору одной из восточных областей и предложил построить домики. Так и сказал: заработать ничего не хочу, красть не буду. А просто хочу выйти "по нолям" и взять на себя политическую ответственность, сказать потом: "Эти дома для людей построил я!"


Губернатор ему ответил: "Нет проблем, мы только "за!" И ничего нам не надо, разве что, как построишь, сфотографируемся с тобой… Но только ты готовься в Минфин занести 10% от стоимости проекта. Это для начала разговора. А потом готовь подарок в Минэкономики и так далее!»


Вот так и получается — не дают активным людям воспользоваться этой программой, а из регионов инициатива не хочет идти, чиновникам это невыгодно. Так, за новыми губернаторами в микроскоп наблюдают, чтобы потом шантажировать. А те, зная, насколько эта строительная тема коррумпирована, в нее и не лезут — себе дороже. Вот так огромные средства на хорошее дело и лежат… И еще парадокс: те, кто чиновников назначил, ожидают от них выполнения подобных программ. Вот и получается змея, кусающая себя за хвост.


- Так как же эту "коррупционную составляющую" объехать?


- Вот мы и убираем эту "коррупционную составляющую". Нужно все оформить по закону, а потом добиться выполнения. Мы, общественники, имеем, что сказать — и если власть будет нам мешать, они покраснеют, я это обещаю.


Мы начинаем сейчас пилотный проект. Хотим сделать так, чтобы все этапы - от оформления документов до окончания строительства - контролировались общественными организациями. Сам производственный процесс тоже берем на себя. Себестоимость должна быть самой низкой. Мы взяли швейцарскую технологию — все красиво и надежно. Есть у нас завод, который изготавливает строительные конструкции. То есть, в производственном смысле у нас проблем не будет. С депутатами на местах мы договорились, землю дадут. Осталось программу написать — и я сам ее напишу. Более того, есть спецсчет в бюджете, который предполагает плату за разработку подобной программы...


- И что потом? Каков точный механизм запуска проекта?


- Должны быть строительный проект и программа. Затем на сессии горсовета должны утвердить выделение земли; предоставление переселенцам, зарегистрированным в Северодонецке, статуса пострадавших от терроризма.


Мы собираем заявления от переселенцев, в которых они подтверждают: дают гарантии, что, построив жилье, останутся в громаде Северодонецка. И вот это уже — продукт, с которым можно, минуя губернатора, выходить на Кабмин.


И вот дальше уже все зависит от армии переселенцев и от мотивированных общественных организаций. Роль их будет значима — но после всех этих процедур уже будет тема для разговора. А пока: все хотят жилье, но никто не идет по этому алгоритму.


И мы предлагаем всем переселенцам, кому закрыта дорога в Луганск и Донецк, принять участие в этой программе. Тем, кто решил остаться, как мы шутим, "на Материковой Украине".


Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?