Мы придумали лозунг Roshen, но сейчас я с Порошенко сотрудничать не стану - политтехнолог Гайдай
Категория
Политика
Дата публикации

Мы придумали лозунг Roshen, но сейчас я с Порошенко сотрудничать не стану - политтехнолог Гайдай

Мы придумали лозунг Roshen, но сейчас я с Порошенко сотрудничать не стану - политтехнолог Гайдай
Источник:  online.ua

ONLINE.UA публикует заключительную часть интервью с Сергеем Гайдаем. 


Украинский политтехнолог рассказал, как работал над созданием брендов Roshen и "Наша Украина", и объяснил, почему теперь не станет сотрудничать с президентом Петром Порошенко. 


Читайте также: В Партии регионов к захвату Крыма Россией готовились за много лет до аннексии - Сергей Гайдай
- Вот мы говорили о политиках и избирателях. Какими им стоит быть. Но востребованного политика можно создать? Можете сделать политика "на заказ"?
- Как политтехнолог - могу. Но, если говорить о нашей профессии, то политтехнолог - не самостоятельный игрок. Если бы я был самостоятельным игроком, вы бы сейчас брали интервью у политика.
Я - самурай, мне нужен заказчик. Мне нужен человек, который возьмет меня в свое воинство, в свою команду - если поверит в мои идеи. Часть этих идей я изложил в работе, которую вы читали, хотя, конечно, модернизировал их по сравнению с 2008 годом.
Да, мне нужен заказчик, который скажет: "Окей, идите в мою команду, берите других политтехнологов!" Я, кстати, за сотрудничество с коллегами: хорошая сила покупает максимум политтехнологов, хотя бы просто из принципа - ведь если политтехнолог не работает на вас, он, скорее всего, работает на вашего противника. И партия должна их собрать в одном штабе, чтобы в дискуссиях, мозговых штурмах рождались идеи.



- Вопрос о морали политтехнолога. Если за консультацией к вам обращается заведомо безнравственный человек, как вы поступаете? 


- Знаете, я отказываюсь. Я эти вопросы для себя решил, повзрослев. Раньше даже политтехнологом себя не считал, называл себя специалистом по рекламе, маркетингу. Моими кумирами были Дэвид Огилви (основатель рекламных агентств "Ogilvy & Mathe", "Ógilvy PR", успешный копирайтер. Многие признают Дэвида Огилви "отцом рекламы", - ONLINE.UA) и американские рекламисты того периода, 60-е годы. Мне хотелось создавать бренды, обслуживать торговые марки. Этим я занимался, частично занимаюсь и сейчас.
- И кто же тогда был вашими клиентами?


- Фраза "Roshen - солодкий знак якості" принадлежит агентству, в котором я работал, это был наш проект. Хотя название Roshen Петр Алексеевич сам придумал.



Сейчас, благодаря журналистам, меня воспринимают в основном как человека, который консультирует политиков, но поначалу мне просто нравилось играть с этим инструментом: кто бы нас ни нанял, лишь бы платили. Для меня украинские политики ничем друг от друга не отличались, они все были одинаковыми. Но, видя изнутри, как все устроено в политике, я стал формировать собственную позицию. И, находясь в этом процессе, я стал осознанным гражданином.


Был такой человек, я не называю его учителем, но он иногда давал нам работу, и я до сих пор считаю его крутым политтехнологом - Юрий Левенец (его называли "главным политтехнологом Банковой". Левенец работал в штабах Кучмы (1999 год), Януковича (2004 год), сотрудничал со штабом Тимошенко (2010 год). Умер в 2013 году, - ONLINE.UA). Он не был публичным человеком. От Левенца я услышал, что нет никакой разницы между Кучмой и Ющенко, они одинаково используют власть в интересах узких кругов олигархов. Я тогда ему не сильно верил. Говорил: "Ну, подожди, Ющенко явно лучше Кучмы!" В 2001 году мне так казалось, но сейчас я понимаю, о чем говорил Левенец.
И я выработал два базовых правила работы.
Первое. Заказчиков намного больше, чем реально работающих, хороших политтехнологов. Это рождает выбор, и я могу спокойно отказываться от заказчиков, которых откровенно считаю вредными для моей страны. Ведь здесь живу я, мои дети, и у меня нет планов уезжать.
Я лучше других понимаю связь между людьми во власти и обстановкой в стране и выбираю человека, чей приход во власть будет плюсом для Украины. Могу заблуждаться, но в тот момент, когда мы сотрудничаем, я в это верю, иначе бы не мог работать.
Второе. Понимая, что заказчик потенциально опасен для общества, я предлагаю ему действия, которые или компенсируют эту опасность, или его перевоспитают. Объясняю политику, что его действия будут вредны не только для страны, но и для него самого - ведь он часть этой страны.
Где-то выходит успешно, где-то - нет, но, по крайней мере, я этим занимаюсь.
- Можете назвать имена? Особенно "перековавшихся"?
- Повторю, что политтехнолог не создает политика. Но возьмите свою собственную жизнь! Вы понимаете, что это вы сами делаете свою жизнь. Но, согласитесь - и встречи с разными людьми помогали вам себя делать. Вы занимались альпинизмом, у вас был инструктор, который вас многому научил - и не только в альпинизме. Или был учитель, который на вас повлиял. Или просто случайная встреча, проведенная в интересной беседе, выводила вас на какие-то новые знания. Вот и политтехнолог так действует - мы никого не создаем, но стараемся подтолкнуть человека к принятию правильных с нашей точки зрения решений. Я подводил политиков к темам, которые они сейчас считают родными, своими; говорил: смотрите, вот ваша зона реализации - такое было.
Но были и люди, которые стали настоящим разочарованием. Сегодня понимание их природы и сущности является для меня индикатором - вот с подобными людьми ни за какие деньги работать не буду.
Я могу назвать два имени. Мне предлагал сотрудничать Черновецкий, и мне говорили: "Ты что! Это очень денежная работа!" Черновецкий действительно легко расстается с деньгами, он - щедр. Но я не стал с ним работать.
Сейчас активно критикую президента. И все знают, что с президентом я сотрудничал в важных для него проектах. Но, если бы президент лично пришел и предложил сотрудничать, то я бы вежливо отказался.


Я считаю, что Порошенко с огромным пакетом людей из прошлого должен тихо и мирно уйти, если он желает этой стране благополучия и, прежде всего, желает благополучия себе. Ведь судьба многих политиков незавидна. Посмотрите, Кучма - не в почетной старости, дело Гонгадзе до сих пор является его, скажем так, родовой травмой. Ющенко был наименее конфликтным как президент, лично ему ничто не грозит, но почета и славы у него нет! Нация не поместила Ющенко в "пантеон хороших президентов". Никто его не хочет убить, но есть презрение и неуважение: Ющенко не повел Украину в правильном направлении, а сдал ее бандитам. Недавно смотрел National Geographic, обзор назывался "Гитлер и Гинденбург" (Пауль Гинденбург - немецкий военный и политический деятель, президент Германии в 1925-34 годах, - ONLINE.UA). Гитлер является воплощением зла, а к Гинденбургу особых исторических претензий нет, его трудно представить на суде в Гааге. Но трагедия Гинденбурга заключается в том, что он за ручку привел Гитлера к власти. А у нас такой Ющенко: он за ручку привел к власти Януковича.


С Януковичем все понятно - это судьба "вигнанця", но нельзя позавидовать и Порошенко. Даже если представить, что он два срока будет президентом, то ведь и второй срок тоже закончится. И общество задаст ему много неудобных вопросов. И уюта с почетом ему не видать, если он кардинально не переродится, с завтрашнего дня не станет новым человеком.


- В связи с Ющенко вспомнилось, что вас называют одним из авторов символики и "Нашей Украины", и "оранжевой революции". Можете рассказать об этом?


- Я в этой истории с 2002 года, еще до "оранжевой революции" мы работали над айдентикой (визуальная составляющая бренда, призванная повысить его узнаваемость и создать впечатление целостности, - ONLINE.UA) этой политической силы. Уже месяца четыре существовало название "Наша Украина", но не было айдентики, визуального ряда. Петр Порошенко был начальником штаба, он понимал, что мы не можем выпускать листовки или сделать сайт. И все знали, что айдентика должна быть утверждена самим Ющенко, приходилось искать время для личных встреч с ним.
Тогда были попытки делать кальки с России: "А вот давайте найдем тотемное животное!" В США есть слон и осел, в России все тогда активно крутилось вокруг мишки, вспоминались Олимпийские игры, где обязательно был тотем. Так вот: для "Нашей Украины" предлагались пчелы, ежики, буйвол, волы. Все это не нравилось, но поскольку Ющенко был поклонником Трипольской культуры, мы пришли к таким символам, как круг и солнце. Если помните, первой символикой "Нашей Украины" было солнышко, выходящее из-за горизонта, который был изображен в виде украинского флага.



Эту идею представили Ющенко, ему понравилось. Как человек, который балуется кисточкой и красками, он посчитал, что чуть ли не он это и нарисовал. Какое-то время это символика жила - на белом фоне.


А вот к созданию непосредственно оранжевого цвета в символике я не имел отношения. Она была создана командой Игоря Грынива, который тогда был ведущим политтехнологом именно президентской кампании Ющенко, не партии "Наша Украина". Говорят, это было просто прагматичным решением, нужно было выделяться, оранжевый выделялся, вспомните, в какой форме ходят дорожные рабочие, чтобы их замечали в снежную пору или в сумерках. Мне говорили, что политтехнолог Ярослав Лысак предложил оранжевый цвет, и была предложена подкова как символ удачи. Вот это были идеи Лысака или же команды Грынива.
А я участвовал в другом эпизоде. В 2004 году, когда уже была "помаранчевая", вел президентскую кампанию Анатолия Кинаха. Но мы не вышли на публичную борьбу, потому что (в том числе, и по нашей инициативе) договорились с Ющенко о союзничестве. Это решение было главной заслугой нашей команды.
Мы подключились к работе штаба Ющенко уже на втором этапе. И вот был такой эпизод, если помните: ЦИК принимал решение об открытии трехсот избирательных участков в России, все понимали, что это будет системой фальсификации выборов.
Я появился в штабе Ющенко перед вторым туром со своей социологией, которую мы сделали за деньги Кинаха. Штаб был в унынии - по всем телеканалам говорили, что Янукович опережает на 10%. Я говорю: "Моя социология максимально независима, я ее не для Януковича делал и не для Ющенко. Все наоборот: Ющенко опережает на 10%!" И на первую массовую акцию под ЦИК штаб Ющенко привез около ста тысяч активистов.
По Киеву шли две огромных колонны с оранжевой символикой, со знаменами, киевляне их приветствовали, в ответ вывешивали на балконах оранжевое. Я понял: это решение проблемы, реальное противодействие телевизионному утверждению, что у Януковича больше голосов! Следовало создать визуальный сигнал на улицах: "Ребята! Какой к черту Янукович, вот посмотрите, какое количество сторонников Ющенко, все - за Ющенко! Телевизор вам врет!"


Читайте также: Есть лишь один способ завершить революцию в Украине - политтехнолог Гайдай
Нужно было сделать так, чтобы простые люди себя как-то обозначали: "Смотрите: я - сторонник Ющенко!" Пока эта идея обдумывалась, я прицепил на свою машину оранжевый флажок. И пока я доехал до центра, почти каждая встречная машина мне одобрительно сигналила.



Тогда еще не было социальных сетей. Мы нашли базы электронной почты и разослали письма. Просили: "Помоги рассказать народу, что все - за Ющенко! Отметь себя ленточкой, машину - флажком, девушка пусть нацепит бантик!" И была просьба разослать это письмо своим знакомым и друзьям. И когда мы сами стали получать эти письма, мы поняли, что все вышло! Получился эффект снежного кома.
Я не отрицаю, что эти идеи могли быть и у других, но скоро штаб Ющенко стал выпускать оранжевые ленточки промышленным способом и раздавать людям.
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?