До войны я еще мог как-то понять русских, а теперь я их совсем не знаю - украинский писатель
Категория
Культура
Дата публикации

До войны я еще мог как-то понять русских, а теперь я их совсем не знаю - украинский писатель

До войны я еще мог как-то понять русских, а теперь я их совсем не знаю - украинский писатель
Источник:  online.ua

Сергей Сорокин - украинский писатель и блогер, живет в Киеве, родом из Донецкого Причерноморья. Зарабатывает переводами с английского. 


Под псевдонимом Лембит Короедов написал книги "Девочки с апельсинами aka Панночки з помаранчами", "Браконьеры, или Путешествие Лёлика на Змеиную гору", "Как я вместо председателя Центробанка убил премьер-министра".


"Проза Лембита населена густо и прихотливо, без ахов и обличений, людьми - живущими, совершающими поступки, достигающими карьерных высот, падающими на самое дно... И человеческое в них практически не зависит от социального", - сказано в одной из рецензий.


Сергей Сорокин известен в Facebook - насколько массово, судить сложно, однако автор интервью считает, что статусы Сергея читают лучшие люди нашей страны.


Сорокин пришел в студию ONLINE.UA и рассказал, чем он занимается, когда получает очередной бан за неполиткорректные высказывания в Facebook; о том, почему он не может говорить с русскими на общечеловеческие темы; о своей новой книге, посвященной футболу.

- Сергей, в эпоху ЖЖ, когда ты был Лембитом Короедовым, у тебя уже была хорошая аудитория. Потом ты переместился в Facebook, там стиль кристаллизовался, хотя определить его и невозможно: гротеск, матюки, неполиткорректность, суржик, литературные и кинематографические "концепты", великолепные истории "родом из детства", кулинарные рецепты, вызывающие волны гнева и ужаса. Когда тебя банят (это происходит все чаще), мне в ленте становится скучно. Я заглядываю время от времени глянуть: "Не откинулся ли, Серега?", и знаю, что очень многие так поступают. Я читал твои книги и старался, чтобы мои друзья тоже о них узнали. Но вот часто думаю, что в блогосфере идет какая-то совсем иная твоя реализация - очень близкая людям.


- Если негде тебе проявляться, ты проявляешься в соцсетях. Я пишу целостные тексты, и это считаю основным - я называю эти тексты литературой и из-за них считаю себя литератором.


Соцсети (сначала это был ЖЖ) я воспринимал: раз - как место, где можно выложить свои тексты. И два: как мусорник. Грубо говоря, ты проснулся утром, выпил, потом едешь в такси, тебе приходит что-то интересное в голову - ты это фиксируешь. Раньше бы записал на бумагу, а теперь есть блог - чтобы мысль не забывать, и не было потом мучительно больно, что ты ее забыл. Часто эти мысли мне не близки, это могут быть обрывки фраз, впечатлений, с неграмотной орфографией и пунктуацией. Но в какой-то момент я заметил, что людям это может нравиться больше, чем то, что ты делаешь в целостном, последовательном жанре.


- Тебя часто банят. Что ты делаешь во время отдыха от Facebook?


- Отдыхаю от Facebook. Пытаюсь себя убедить, что в эти промежутки нужно писать что-то свое, более важное. В том числе, это и месяц отдыха от собственной чуши, устаешь, когда говоришь без перерыва много ерунды.

- Меня недавно забанили на день, впервые в жизни, за комментарий к твоему посту. В полемике процитировал стихотворение Тараса Шевченко... 


- Баны касаются российско-украинских отношений. По ключевым словам ищут, например, за слово "русня" банят. Разумеется, и по доносам из России, бывает, стучат и наши. Баны - это вообще ерунда, не тема для обсуждения. Facebook – частная лавочка Цукерберга. Хозяин-барин, пусть все, что хочет, то и делает. Ясно, я согласен с тем, что по отношению к украинскому сектору есть предубеждение из-за того, что абьюз-тим состоит из русских, но, по большому счету, мне на это плевать, я стукаческими тонкостями не интересуюсь.


- Давай о "русском мире" поговорим, ты о русских много пишешь! Какой бы ты им месседж отправил?


- Я русских плохо знаю и за ними не слежу. И месседжи в том и заключаются, что я русских не знаю и за ними не слежу. То, что мне случайно попадается о "русской жизни" в других журналах или медиа - это меня удивляет, каким-то образом шокирует, и я иногда реагирую, что и воспринимается как нечто обсценное (нецензурное, - ONLINE.UA). Я не знаю русских, не понимаю и не знаю. До войны я еще мог как-то сопереживать их героям, хотя бы понимать, о чем они говорят. Ведь, чтобы понять художественное произведение, нужно ставить себя на место героя, а я не могу себя поставить на их место. Даже если это игра, играет какой-то актер - я его понять не могу, зная, что он - русский.


- Мне в это трудно поверить. Ты родился в русскоязычном регионе. Почему тебе, человеку, знающему русский язык лучше 99% россиян, вдруг трудно понимать, что творится в российском обществе?


- Ярослав, здесь, по-моему, все совершенно логично: как я могу что-либо понимать в том, что у них творится, если я в последний раз был в России, когда еще не было собственно России, году в 1989-м?


Не следил за их политическими событиями еще задолго до нынешнего конфликта, просто это не было интересно и актуально для меня – все-таки, мы живем в другой стране. Лишь отчасти наблюдал за культурным контекстом – просто потому, что по касательной в нем участвовал, через самиздат, ну и по инерции смотрел их кино массовое, всякий шлак, что закончилось тоже очень давно, когда они начали снимать явное пропагандонство, в том числе и антиукраинское.


Русское кино всегда слизано с западного. Из-за отсутствия сопереживания героям, я не могу это смотреть, даже если там будет что-то, условно говоря, милое, например, "про любовь". Потому что мне плевать на их любовь, если в свободное от любви время они ходят стучать в ГБ, как в былые времена. На кой черт мне их любовь и переживания? Лучше посмотрю кино нормальных народов.


Поэтому совершенно логично, что я их не знаю и не понимаю. Возможно, их можно сравнить с советскими людьми... Представь в былые времена советского человека на Западе. Да, с ним могли говорить на какие-то общечеловеческие или культурные темы, но могли ли его понять собеседники? Могли ли они его знать до конца? То, что он приедет домой с международного симпозиума и пойдет в магазин за вареной колбасой или писать отчет в КГБ? Так к русским приблизительно сейчас и отношусь - не знаю, чего ждать от любого из них. А то, что у них в обществе происходит, я узнаю случайно из чужих постов в ФБ: пьют боярышник, строят дороги, чего они могут делать особенного, чего не делают другие в быту?


- Ты часто ставишь у себя фрагменты из будущей книги о футболе. Ностальгия. Я прекрасно помню то время, успехи киевского "Динамо" и сборной в 80-х, свою ворошиловградскую "Зарю". Что с книгой, скоро окончишь?


- Пишу, хочу где-то так написать ( показывает пальцами воображаемую толщину книги). А написал столько ( показывает).


- Страниц пятьсот уже написал?


- Нет, наверное, триста. От футбола отошел уже. Тема больше детская, дети любят футбол, потом вырастают и в старости воспринимают футбол просто как времяпровождение. Включают футбол, ставят рядом бутылку коньяку или пиво. Наслаждаются бездельем и футболом.



Эта книга о футболе - это просто книга о совке, книга о старом времени, как большая часть моих повестей. Книга будет устроена, как я люблю: такой футбольный словарь, в котором собраны все более-менее заметные личности того времени, по алфавиту, со сносками. Реальные истории, ссылки на Википедию, какие-то вымышленные истории, легенды, - короче, большой словарь для ограниченного количества лиц, которые любят футбол.


- Напомни пару вымышленных историй!


- Что за истории? Вот в Киеве, ближе к Московской площади, если переезжать речку Лыбидь, есть мост, стоят такие большие шары на мосту. Когда мы были студентами и ходили пьяные по этому мосту, то у выпивших студентов всегда возникала мысль этот шарик толкнуть и посмотреть, куда он покатится. И если мне память не изменяет, такой кадр был в "Бойцовском клубе" - герои взрывают какой-то памятник с шаром, он катится, рушит ресторан. Вот такая и у меня была задумка в книге, во время антифутбольной акции люди взрывают этот шарик с моста, и он катится. Краденая идея, но интересная.



Фото: smgn.com.ua


Про легенды. Вспоминается легенда про "Гурию", футбольную команду из города Ланчхути, и Черного Суслопарова. Легенда состоит в том, что "Гурия" всех обыгрывала, потому что соперники, которые приезжали в горы, не могли найти населенный пункт Ланчхути (Ланчхути - самый маленький город СССР, команда которого когда-либо выступала в высшей лиге советского футбола, - ONLINE.UA). Футболисты пытались добираться туда на попутках, в поисках Ланчхути в Грузии терялись отдельные игроки - Черенков, Суслопаров.


Цитата из главы "Легенда о "Гурии" и Черном Суслопарове":


Например, однажды любимца всех русских болельщиков, народного футболиста народной команды Федора Черенкова, завезли в горный аул, отрезали там ноги и пришили вместо них деревянные чурки. Правда, никто из русских болельщиков этого не заметил - Федор Черенков играл на деревянных культяпках так же, как и раньше, и даже чуть лучше. Не за то он стал народным футболистом народной команды, а вообще черт знает за что. За душу, наверное, и за русые есенинские кудри. 



А вот с торпедовцем Юрием Суслопаровым все вышло гораздо страшнее: его как завезли в горы, так его с тех пор никто и не видел. Только спустя десять лет туристы-скалолазы говорили, что видели в гурийских горах призрак человека в черных трусах и белой майке с нарисованной шестеренкой. Человек этот вместо мяча нес в руках свою голову, которой спрашивал у встречных путников: "Пацаны, а как пройти до Ланчхути"? Его так и прозвали – "Черный Суслопаров". 


Читайте также: Читатели заворачивали мою книгу в газету из-за одного слова на обложке - писатель Богдан Логвиненко


Эта книга - и о том, как все в мире изменилось. О том, насколько футбол тогда был важнее для людей, чем сейчас. Как и книги, кино. Футболисты тогда были сродни национальным героям, их все знали. Люди ходили на матчи, это была одна из отдушин в жизни, сейчас этих отдушин намного больше: пойти в ТРЦ выпить кофе, скушать пиццу, сходить на концерт. А раньше у людей было всего две отдушины: пойти на демонстрацию и пойти на футбол. Все воспринималось как чудо - победы, голы. Бразилия начинала выигрывать - создавались легенды. Выиграла Аргентина во времена правления хунты - опять же, это историческое событие. Сейчас Бразилия, Аргентина, Италия выигрывают чемпионат мира в 65-й раз - это уже никому не интересно. Футбольные звезды - это те же миллиардеры. А когда на продажу - это уже не так интересно.


Окончание следует...


Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?