Четыре шага на пути преодоления коррупции в Украине
Категория
Украина
Дата публикации

Четыре шага на пути преодоления коррупции в Украине

Четыре шага на пути преодоления коррупции в Украине
Источник:  The Atlantic Council

Украина продолжает добиваться больших успехов, стабилизируя свою экономику, и недавняя продажа Украиной еврооблигаций на сумму 3 млрд долл является отличным показателем. Однако, когда речь заходит об антикоррупционных реформах, то в этом случае страна делает два шага вперед и один шаг назад.

Об этом пишет в своем материале The Аtlantic Council, перевод которого сделал ONLINE.UA.

Чтобы выйти из этого тупика, западные партнеры Украины должны подтолкнуть Киев немедленно сделать следующие четыре шага.

1. Создать антикоррупционный суд

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) показывает настоящую историю успеха. Под руководством Артема Сытника, НАБУ продолжает активно расследовать и арестовывать коррумпированных чиновников.

Однако, к сожалению, НАБУ является лишь одной частью головоломки, а отсутствие в Украине судебной реформы делает НАБУ беспомощным. Судьи блокируют расследования бюро, отказывая в ордерах на обыск, устанавливая намеренно низкий залог для подозреваемых и сохраняя их официальные позиции. В результате, большинство дел НАБУ зашли в тупик.

Для решения этой проблемы, активисты Киева при поддержке Международного валютного фонда требуют, чтобы Украина создала отдельный антикоррупционный суд, который будет полностью находиться за пределами существующей судебной системы. К сожалению, президент Петр Порошенко и Генеральный прокурор Юрий Луценко выступают против создания антикоррупционного суда и вместо этого, предложили создать антикоррупционную палату. Они утверждают, что этот вариант быстрее и больше соответствует форме нынешней судебной системы.

Тем не менее, в антикоррупционной палате будут работать все те же старожилы, которые препятствуют усилиям НАБУ. На самом деле, как отмечают в Центре Противодействия коррупции, сама идея антикоррупционной палаты - не что иное, как «фасад для сохранения судей, верных политическому классу». Именно поэтому МВФ и другие западные партнеры Украины должны удвоить свое давление на Киев, чтобы принять закон, который создал бы настоящий антикоррупционный суд.

Читайте также: По данным Transparency International 86% украинцев считает непобедимой коррупцию в стране

2. Назначить независимого аудитора

Настало время, чтобы парламент Украины прекратил срывать требования о выборе независимого аудитора для НАБУ. Первоначально, парламентская фракция Порошенко пыталась выдвинуть кандидатуру гражданина Великобритании Найджела Брауна (Nigel Brown), который не обладал необходимой квалификацией для этой работы. С тех пор парламент затих, а НАБУ так и остается без независимого аудитора.

К счастью, как отмечает организация Реанимационный Пакет Реформ (РПР), существует ряд превосходных кандидатов на этот пост. К ним относятся главный американский прокурор Марта Борщ (Martha Boersch); генеральный директор Европейского офиса по борьбе с мошенничеством Джованни Кесслер (Giovanni Kessler); и бывший глава Международной комиссии по борьбе с безнаказанностью в Гватемале Карлос Кастресана (Carlos Castresana). Пришло время, чтобы парламент провел открытые собеседования для кандидатов на пост аудитора в НАБУ, а затем быстро проголосовал, для того чтобы выбрать одного.

3. Исправить закон об электронной декларации, который в настоящее время нацелен на активистов борьбы с коррупцией

27 марта Порошенко подписал поправки, которые требуют, чтобы антикоррупционные НПО (неправительственные организации), их подрядчики и гражданские активисты, которые боролись с коррупцией, подавали электронные декларации о своей собственности и доходах. Это представляет собой очевидную попытку запугать антикоррупционных активистов, их подрядчиков и поставщиков. Поправка была осуждена правозащитными организациями. И хотя Порошенко согласился, что эти поправки должны быть пересмотрены, этого до сих пор не произошло.

Вместо этого, администрация президента предложила законопроекты 6674 и 6675, внося изменения в правила, регулирующие публичные отчеты и налоговые обязательства для всех неправительственных организаций. Однако, как отмечает РПР, эти законопроекты налагают обременительные ограничения и требования к отчетности в отношении общественности, включая введение дополнительных требований к отчетности для всех НПО в налоговые органы; и потери некоммерческого статуса для организаций с годовым доходом более чем в 300 раз превышающим минимальную заработную плату, если они не представили годовой финансовый отчет с полным перечнем обязательной информации. В законопроектах также содержится требование о том, чтобы НПО публично указывали всех частных лиц и юридических лиц, с которыми они заключают соглашения с годовой суммой расходов более чем в 50 раз от существующей минимальной заработной платы, а также требование называть имена десяти сотрудников с самыми высокими зарплатами.

Парламент должен отклонить законопроекты 6674 и 6675, а также немедленно отменить поправки 27 марта.

4. «Перезагрузить» Верховный суд

Большая часть судебной реформы в Украине связана с созданием нового Верховного суда. Однако, к сожалению, 30 из 120 финалистов в конкурсе, которые должны были заполнить места в суде, получили негативные отзывы от Общественного совета добродетели (Public Integrity Council), потому что они не соответствовали базовым критериям честности и профессиональной этики.

Как результат, общественность призывает Высший совет юстиции, который примет окончательное решение о составе Верховного суда - отклонить все тридцать кандидатур.

Хотя реализация этих четырех пунктов не решит всех антикоррупционных проблем Украины, они станут важными шагами на пути преодоления этих проблем. Однако, храбрые общественные активисты не могут добиться этого самостоятельно. Они хотят и нуждаются в помощи со стороны Европейского союза, Соединенных Штатов и МВФ.

Как сообщал ONLINE.UA, ранее в СМИ назвали будущего главу НБУ.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?