Почему Путин хочет контролировать Украину
Категория
Украина
Дата публикации

Почему Путин хочет контролировать Украину

Почему Путин хочет контролировать Украину
Источник:  The Washington Post

В феврале 2014 года со стороны российской военной базы в Севастополе, вооруженные и одетые в камуфляж люди, выехали на бронированных грузовиках и начали рассредоточиваться по всей территории Крыма. Через несколько часов они заняли здания администраций и телевизионные станции. В течение нескольких дней они приобщили местных головорезов и преступников, чтобы создать временное правительство. Они провели жестко контролируемый референдум и заявили, что жители полуострова хотят, чтобы Крым стал частью России.

Об этом пишет журналистка Энн Эпплбаум в статье для The Washington Post, перевод которой сделал ONLINE.UA.

Пока разворачивались эти действия, российские представители, журналисты и интернет-тролли активно создавали вокруг этого откровенного вторжения «облако лжи». Аннексия была названа восстанием против «нацистов» и «фашистов» в Киеве, которые устроили государственный переворот. На самом же деле, пророссийский президент Украины (Виктор Янукович – ред.) бежал из страны после того, как приказывал своим войскам стрелять в людей, демонстрантов, которые вышли против его коррумпированного и авторитарного правления. Президент России Владимир Путин произносил громкие и эмоциональные речи, а в марте объявил об аннексии Крыма. Последовала активная патриотическая победная кампания под лозунгом «Крым - наш».

За рубежом, такие действия, направленные на захват Крыма и части восточной Украины, вызвали тревогу, ведь впервые с 1945 года европейская граница была изменена силой. Однако в России, это стало совершенно нормальным ходом событий, согласующимся почти с целым веком украинофобии. Где-то глубоко внутри национального сознания России засело знание, что украинцы стремятся к автономии, что Украина непредсказуемая. Они опасаются, что требования и настрой украинского народа может распространиться и в России.

Читайте также: Собчак заявила, что Крым - Украина согласно международному праву

В 2014 году российские чиновники с ужасом смотрели на молодых людей, размахивающих европейскими флагами и призывавших к демократии на Майдане в Киеве. Кремль был полон решимости не допустить того, чтобы такое движение распространилось и на Россию: массовые антикоррупционный протесты, в частности такие, которые могут закончится захватом «дворца диктатора» - это то, чего больше всего боятся коррумпированные олигархи России. Путин был свидетелем именно такого «хаоса», когда был молодым офицером КГБ в Дрездене в 1989 году. Тогда падение Берлинской стены показалось ему катастрофой. Теперь он утверждает, что протесты, направленные против его режима, дело рук «иностранных агентов» и Хиллари Клинтон.

Необходимость контролировать Украину также глубоко уходит корнями в историю России и КГБ. Беспорядки в Украине сеют панику, потому что анархия в сельскохозяйственном центре Советского Союза не раз практически дестабилизировала Москву. Возможно, лучший способ объяснить паранойю и алчность Путина по отношению к Киеву - Россия хорошо помнит все эти моменты.

Беспокойство России по поводу Украины восходит к самому началу Советского Союза, в 1917 год, когда украинцы изначально пытались создать собственное государство. Во время гражданской войны, последовавшей за революциями в Москве и Киеве, украинские крестьяне – приверженцы радикальных, левых и анти-большевицких взглядов, сразу же отвергли навязываемую советскую власть. Они вытеснили Красную Армию и на время взяли верх. Но в образовавшейся анархии, последовавшей за отступлением Красной Армии, в Украину вторглись польские войска и царская Белая армия.

Большевики оправились, но они были ошеломлены. В течение многих лет они твердили о «жестоком уроке 1919 года». Десять лет спустя, в 1932 году, Сталину пришлось вспомнить этот урок. В том же году в Советском Союзе снова были беспорядки, после решения коллективизировать сельское хозяйство, которое обернулось катастрофой. Когда голод начал распространяться, он (Сталин – ред.) встревожился известием о том, что члены Коммунистической партии большевиков Украины (КП(б)У – ред.) отказываются помогать Москве реквизировать зерно у голодающих украинских крестьян.

Сталин послал своим коллегам гневное письмо: «Главное сейчас - это Украина. То, что сейчас творится в Украине ужасно... Если мы сейчас не будем пытаться улучшить ситуацию в Украине, мы можем потерять ее». Он вспомнил украинское национальное движение и интервенции польской и Белой армии. Он заявил, что пришло время, сделать Украину «настоящей твердыней СССР, настоящей образцовой республикой». Для этого требовалась более жесткая тактика: «Ленин был прав, говоря, что человек, у которого нет мужества плыть против течения, когда это необходимо, не может быть настоящим лидером Большевиков». Эти более жесткие тактики подразумевали создание черного списка, в который входили множество украинских городов и деревень, которым запрещалось получать промышленные товары и продукты питания. Они также запретили украинским крестьянам покидать республику и создавали контрольно-пропускные пункты между деревнями и городами, предотвращая внутреннюю миграцию. Команды активистов прибывали в украинские деревни и конфисковали все съедобные продукты, не только пшеницу, а также картошку, свеклу, тыкву, фасоль, горох, домашний скот и даже домашних животных. Они обыскивали амбары и шкафы, разбивали стены и печи, в поисках запасов продуктов.

Читайте также: Путин сделал громкое заявление о резне на Донбассе

Результатом стала гуманитарная катастрофа - по меньшей мере 5 миллионов человек умерли от голода между 1931 и 1934 годами по всему Советскому Союзу. Среди них было около 4 миллионов (из 31 миллиона) украинцев, и они погибли не из-за пренебрежения или неурожая, а из-за того, что их еда была изъята. Общая смертность составила 13 процентов, но в некоторых провинциях она достигла 50 процентов населения. Те, кто выжил, сделали это, только благодаря поеданию травы и листьев, насекомых, лягушек, кожаной обуви. Голод побуждал людей к безумию – когда-то законопослушные люди, совершали кражи и убийства, чтобы просто поесть. Были даже случаи каннибализма. Об этих случаях полиция рапортовала властям в Москве, но те не отреагировали.

После голода, Сталин начал новую волну террора. Украинские писатели, художники, историки, интеллектуалы - любой, кто имел связь с националистическими правительствами или армиями 1917-1919 гг., были арестованы, отправлены в ГУЛАГ или казнены.

Его (Сталина – ред.) цель не была тайной - он хотел сокрушить украинское национальное движение и обеспечить, чтобы Украина больше никогда не восставала против Советского государства. Украина на протяжении веков была российской колонией. Две культуры оставались тесно переплетенными, а языки были тесно связаны. Если бы Украина отвергла советскую идеологию и советскую систему, Сталин опасался, что это может спровоцировать падение всего Советского Союза. Украинское восстание могло вдохновить грузин, армян или таджиков. И если бы украинцы могли установить более открытое, более толерантное государство, или если бы они могли ориентироваться, как многие хотели, на европейскую культуру и ценности, то почему бы и большинству россиян не хотеть того же?

Так же, как и Путин спустя десятилетия, большевики пошли на многое, чтобы скрыть истинные мотивы своей политики в Украине. В период гражданской войны они замаскировали свою Красную Армию как «украинское освободительное движение». Сталин создал искусственные мини-государства в украинских провинциях, призванные подорвать украинскую власть в 1918 году, и примерно тоже самое делает сегодня «Донецкая Народная Республика».

После голода 1932-33 годов, сам факт смерти миллионов людей покрывали и отрицали. Было незаконно публично упоминать о голоде. Чиновникам было приказано изменить причины смерти во всех публичных документах. В 1937 году состоялась перепись населения, в ходе которой было выявлено слишком много пропавших без вести людей в Украине и в других регионах. Руководители бюро переписи были расстреляны. На иностранных журналистов было оказано давление, чтобы скрыть факт голода, и, за некоторыми исключениями, большинство подчинилось.

Конечно, параллели не очень точны: Россия Путина - не Советский Союз Сталина. Тем не менее, спустя более 80 лет после голода и более двух десятилетий после распада СССР, отношения между Россией и Украиной вновь оказались у исходной точки. И снова российский лидер одержимо твердит о «потере» Украины. Снова российский режим рассматривает украинское национальное движение как экзистенциальную, внутреннюю угрозу. Так же, как и в 1932 году, постоянные разговоры о «войне» и «врагах» в Украине остаются полезными для российских лидеров, которые не могут объяснить низкий уровень жизни в стране или оправдать свои привилегии, богатство и власть.

Но история символизирует не только трагедию, но и надежду. В конце концов, голод не победил - Украину не уничтожили. Кампания террора в отношении украинской интеллектуальной элиты тоже не удалась - украинский язык не исчез. Стремление к независимости сохранялось, как и стремление к демократии, или более справедливое обществу. А когда это стало возможным, украинцы выразили все эти желания. В 1991 году они проголосовали в подавляющем большинстве за независимость. Украина, как гласит национальный гимн, еще не умерла.

В конце концов, Сталин тоже потерпел неудачу. В 1930-х годах было убито поколение украинских интеллектуалов и политиков, но их наследие продолжалось. Национальное движение возродилось в 1960-х годах; продолжилось в подполье 1970-х и 1980-х годах; и снова заговорили о нем открыто в 1990-х годах. В 2000-х годах появилось новое поколение украинских интеллектуалов и активистов.

Если путинская Россия и не является сталинским Советским Союзом, то современная Украина тоже не является советской республикой. Это суверенное государство с его собственными гражданскими лидерами и своими политиками, собственными средствами массовой информации и собственной армией. Самое главное - украинцы теперь могут писать историю своей страны.

Как ранее сообщал ONLINE.UA, у Путина прокомментировали протесты в Киеве.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?