Студенты, которые боролись за демократию

Студенты, которые боролись за демократию


  |  Интересное   |   Читати українською

Молодежь умеет не только отдыхать, учиться, писать конспекты и сдавать экзамены, но и творить революции в перерывах между ними.

Украинские студенты хорошо знают, что такое протест: Революция на граните, Оранжевая революция и Революция достоинства состоялись благодаря активному участию молодых людей. А как все было в наших иностранных коллег?

Вместе с Democracy Reporting International мы рассказываем о самых громких студенческих протестах в других странах, которые изменили ход истории и восприятие свободы в мире.

Чужой среди своих: первый чернокожий студент

Страна: США
Год: 1963

Что случилось: Джеймс Гуд стал студентом Университета Алабамы в 1963 году. Тогда на законодательном уровне дискриминации студентов по цвету кожи уже не было, но попасть к стенам альма-матер Джеймс смог не сразу: ему и его товарищу загородил дорогу губернатор штата Джордж Уоллес вместе с охраной. Позже он объяснил свой поступок опасениями относительно активных ответных действий от Ку-клукс-клана (расистские и террористические организации в США).

Поскольку университет находился под юрисдикцией губернатора, он де-юре имел право на такой поступок. В тот же день президент США Джон Кеннеди предоставил университету статус федерального — и Гуд смог реализовать свое право на образование. Правда, в статусе студента он задержался только на два месяца, но вернулся через несколько десятилетий и получил докторскую степень в 1997 году.

Отношения с губернатором наладились, чиновник публично извинился, а вот о настойчивости Джеймса до сих пор напоминает мемориальная доска на фасаде того же университета по цитатой одного из первых темнокожих студентов Алабамы: «Один человек может переломить ситуацию, если она готова добиваться изменений». В знак окончательного примирения Гуд пришел на похороны Уоллеса в 1998 году. Сам активист умер в 2013.

Студенты, которые боролись за демократию (1)

Захватить Сорбонну, пойти против президента и победить

Страна: Франция
Год: 1968

Что случилось: Политика Шарля де Голля была неоднозначной: рост экономики страны сопровождалося безработицей среди молодежи и авторитаризмом власти. Революционные настроения среди студентов начали распространяться еще в 1967 году, многих не устраивала строгая дисциплина в студгородках, устарелость знаний и методов преподавания, пренебрежительное отношение преподавателей.

В конце апреля 1968 студенты захватили корпус Университета Нантера. Главным требованием протестующих было освободить шестерых товарищей, задержанных за нападение на французское представительство American Express (таким образом они выражали протест против войны во Вьетнаме). К студентам в Нантер направили полицию, но копам устроили незапланированную фотосессию, а затем организовали выставку фотографий с полицейскими, которые решились зайти в кампус. Это послужило поводом для закрытия университета, и уже 3 мая студенты Сорбонны вышли на улицы, чтобы поддержать коллег из Нантер.

Впоследствии студенты выдвинули свои требования: ослабить авторитарный режим, демократизировать высшее образование, создать рабочие места для выпускников, расширить права женщин, изменить трудовое законодательство, провести пенсионную реформу и даже прекратить войну во Вьетнаме. В течение следующего месяца активисты захватили Сорбонну и другие учебные заведения, вели уличные бои и строили баррикады. Власть отвечала отчислениями и судебными процессами. Сам де Голль заявил, что не примет требования протестующих. Зря.

В конце мая студенческие протесты переросли в одиннадцатимиллионных митинги, указали новый вектор развития для страны. Требования студентов выполнили, Шарль де Голль сначала распустил парламент, а в 1969 году ушел в отставку.

Студенты, которые боролись за демократию (2)

Кровавая китайская демократия

Страна: Китай
Год: 1989

Что случилось: В 1978 году в КНР провели ряд реформ, чтобы создать социалистическую рыночную экономику и привлечь иностранные инвестиции. Произошла определенная либерализация, но в целом политическая система оставалась тоталитарной: свободы слова не было, власть в дальнейшем контролировала все сферы общественной жизни.

К тому времени значительным авторитетом среди молодежи был генеральный секретарь Ху Яобан, с которым связывали надежды на дальнейшую модернизацию государства. Политик открыто поддержал требования по демократизации общества, озвученные на студенческих демонстрациях 1986 года. Консервативную верхушку это не устраивало, поэтому все закончилось отставкой генсека уже в начале января. В ноябре Яобана снова избран членом Политбюро КПК.

15 апреля 1989 Ху Яобан умирает, демократически настроенные китайские студенты выходят на площадь Тяньаньмэнь в Пекине, чтобы почтить его память. Мемориальная акция обернулась в длительный протест, молодежь выдвинула ряд требований: выделение средств на образование, справедливое распределение выпускников, соблюдение Конституции КНР и борьба с коррупцией.

Активисты решили не покидать площадь, несмотря на призывы властей. Уже 20 апреля состоялся первый силовой разгон студенческой протеста. За месяц такие акции проходили уже и в других городах Китая, на Тяньаньмэнь студенты поставили палаточный городок и начали голодовку, а в Пекине объявили военное положение. В конце мая на площади появилась статуя «Богиня демократии», которую установили студенты художественных школ. А 3 июня началось силовой разгон протестующих: на молодежь пошли армейцы с колоннами танков.

5 июня им попытался преградить путь Неизвестный бунтарь с сетчатыми сумками в руках. Он стоял перед танками лишь несколько секунд, пока его не забрали, но его поступок запомнился настолько, что журнал Time внес парня в список 100 самых влиятельных людей ХХ столетия. Его имя до сих пор неизвестно, однако есть версия, что это 19-летний студент Ван Вэйлинь. О его судьбе никто не знает, а видео и фото его поступка до сих пор блокируют в китайском сегменте интернета.

Протестующие строили баррикады, жгли танки, отражали нападения, но 9 июня власти объявили о подавлении «антиправительственного мятежа».

По окончании протестов на площади Тяньаньмэнь ни одно из требований студентов не было выполнено. Более того, власть «затянула гайки»: партия взяла под контроль все китайские СМИ, увеличила прессинг на иностранные медиа в стране, прекратила начатые реформы, расширила возможности полиции. Многие активисты бежали за границу. Китайское правительство объявило о 242 жертвах, но по данным «Красного Креста» убили примерно три тысячи людей: как со стороны протестующих, так и со стороны полиции и армии.

Студенты, которые боролись за демократию (3)

Хорватский национальная идентичность

Страна: Хорватия
Год: 1960-1970-е

Что произошло: Хорватия вела активную борьбу за независимость, однако с 1918 года входила в состав Югославии. Во время Второй мировой войны на территории королевства разгорелся гражданский конфликт, который завершился 9 мая 1945 года. Как следствие, Югославия стала коммунистической федеративной народной республикой, Хорватия осталась одним из субъектов федерации.

Страна вновь заявила о желании независимости в 60-х годах. Тогда Хорватия получала втрое меньше финансирования, чем Сербия, однако давала больше прибыли и в целом была богаче регионом. Такая политика в экономической сфере возмущала хорватов. Сказалась и позиция властей в вопросе культуры: хорватский язык считался бестолковым диалектом, на него распространялась сербская грамматика.

Именно тогда интеллигенция совместно со студентами заключила и подписала Декларацию о названии и статус хорватского литературного языка, которая, в частности, свидетельствовала о существовании хорватов как нации. Кроме того, протестующие призвали власти к расширению гражданских прав и автономии региона. Через некоторое время протесты стали общенародными. В 1971 году в Загребе прошли многотысячные акции протеста, инициаторами которых стали именно хорватские студенты.

Результатом протестов стала новая конституция, которая была ратифицирована в 1974 году и предоставляла широкие права Хорватии. К тому же, участница протестов Савка Дабчевич-Кучар стала первой женщиной-премьер-министром на территории Центральной Европы. Уже в 1991 году Республика Хорватия стала независимой.

Студенты, которые боролись за демократию (4)

Больше, чем просто заказ в кафе

Страна: США
Год: 1960

Что произошло: Закон Джима Кроу, приняли 1890 году в США, делал обязательным сегрегацию белокожего и чернокожего населения в публичных местах: театрах, гостиницах, ресторанах, транспорте. Нарушители закона могли попасть в тюрьму, однако находились и те, кто решался на протест.

1 февраля 1960 четверо чернокожих студентов Государственного технического и сельскохозяйственного университета Северной Каролины намеренно зашли в кафе в городке Гринсборо. Заведение не имело права их обслуживать, но им все равно отказали. Это не понравилось студентам: Джозеф Мак-Нейл, Франклин Маккейн, Езелл Блэр младший и Дэвид Ричмонд чуть ли не ежедневно приходили к маркета Woolworth’s, где располагалась кофейня, и делали заказ.

Приходили не сами: их поступок вдохновил горожан, присоединились другие темнокожие студенты и несколько «белых» активистов. Однажды такой мирный протест собрал 500 человек, а подобные акции уже проходили параллельно по всей стране.

Чтобы увидеть первые результаты, ребятам понадобилось ждать 5 месяцев. В июле кафе, с которой все началось, объявила об убытках в 200 000 долларов и согласилась обслуживать чернокожих.

Теперь стойка с маркета Woolworth’s, за которую впервые сели четверо темнокожих студентов, стоит в Смитсоновском национальном музее истории США. Студенты, которые начали борьбу, в тюрьму не попали. Благодаря их протеста был создан студенческий ненасильственный комитет SNCC, а в 1964 году расовую сегрегацию населения отменили на законодательном уровне, подписав Акт о гражданских правах.

Студенты, которые боролись за демократию (5)

В завершение

Найти параллели между последними событиями в Украине и мировыми революциями достаточно просто. Французы, например, выходили на улицы за реформы и права, повлияли на вектор развития страны, так же были готовы строить баррикады и не боялись столкновений с полицией и вооруженными силами. Вместе с тем процесс перестройки Украины необязательно будет таким же эффективным, как во Франции в конце прошлого века: сходство истории ничего не гарантирует, в отличие от образованности и политической активности.

«Школа практической демократии DRI», которая проходила в Киеве 6-11 декабря, учила механизмам и инструментам, которые позволяют эффективно влиять на демократизацию общества и внедрение локальных реформ: защиты интересов малых общин, коммуникации с властью, понимание принципов электронной дипломатии. Программа рассчитана на активную молодежь, так учит еще и основ менеджмента, некоторые выпускники курса уже работают над собственными проектами. Следите за нашими новостями и сайтом Democracy Reporting International, чтобы не пропустить регистрацию на следующую «Школу» и другие проекты DRI.

Автор Оксана Расулова


Источник: studway.com.ua Теги:
Новости других СМИ
Загрузка...
MAIL.ONLINE.UA
Устали от спама и рассылок?
Нужен бесплатный и надежный почтовый ящик?
Зарегистрируйтесь сейчас.
Это займет у вас не больше 2 минут.
СОЗДАТЬ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
Спасибо, но больше не показывайте мне это окно!