Выход Британии из ЕС: частная разведка США раскрыла два сценария и все угрозы
Категория
Мир
Дата публикации

Выход Британии из ЕС: частная разведка США раскрыла два сценария и все угрозы

Выход Британии из ЕС: частная разведка США раскрыла два сценария и все угрозы
Источник:  Stratfor

23 июня в Великобритании проходит один из важнейших как для страны, так и для мирового сообщества референдумов – миллионы британцев отправились на избирательные участки, чтобы проголосовать и определить, останется ли страна частью Европейского союза, или же покинет его.

В течение нескольких месяцев политики, влиятельные фигуры и знаменитости призывали граждан не оставаться равнодушными и высказать свое мнение на голосовании.

Главными представителями кампании "Остаться" в Евросоюзе были премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и лидер Лейбористской партии Джереми Корбин, которые противостоят лагерю "Покинуть ЕС" во главе с бывшим мэром Лондона, депутатом Борисом Джонсоном.

Избирательные участки открылись в 7 утра и закроются в 10 вечера по местному времени (с 9:00 до 00:00 по Киеву).

Два  опроса проведенные в интернете накануне исторического голосования, показали, что лагерь "Покинуть" выигрывает с преимуществом 2%. Но телефонный опрос дал ощутимый перевес лагерю "Остаться" - 48% против 42% у "евроскептиков".

Консалтинговая фирма по вопросам экономики и финансов ETM Analytics вместе с американской частной разведывательно-аналитической компанией Stratfor предоставили свой анализ и сценарии возможного развития событий на макроэкономическом уровне в зависимости от результатов референдума.

Полный отчет частной разведки США есть в распоряжении ONLINE.UA.

Сценарий 1: Великобритания покидает Европейский союз

Если лагерь "Покинуть" победит на референдуме, последствия голосования будут ощущаться по всему миру. Тем не менее, есть несколько вещей, которые следует учитывать в случае Брекзита (Brexit, термин для обозначения выхода Великобритании из ЕС, - ONLINE.UA):

Он не будет мгновенным

В случае если Брекзит произойдет, он не вступит в силу автоматически. В соответствии со Статьей 50 "Договора о Европейском союзе", члены, которые хотят покинуть континентальный блок, должны сначала договориться об условиях их выхода и разработать основу для будущих отношений с Европой. Этот процесс может занять до двух лет, хотя у Британии будет возможность контролировать начало этого периода, выбрав время, чтобы уведомить Европейский союз о своих намерениях. Представители ЕС заявили, что условия выхода Великобритании, вероятно, могут быть разработаны в течение двухлетнего периода, но определение ее последующих связей с блоком займет больше времени. Конечно, статья 50 представляет собой относительно недавнюю поправку к законодательству ЕС; она вступила в силу только с декабря 2009. Поскольку ею еще никто не пользовался, пока неясно, каким должен быть всеобъемлющий договор о выходе, чтобы всех устроить.

До тех пор, пока не будут завершены переговоры о выходе, Великобритания по-прежнему будет считаться полноправным членом ЕС, связанным правилами и договорами блока. Это означает, что она будет продолжать быть частью Европейского союза, по крайней мере, до конца 2018 года. После того, как Лондон и Брюссель достигнут окончательного соглашения, его нужно будет ставить на голосование Совета Европы, а также европейских и британских парламентов. Хотя точно неясно, что произойдет, если любой из органов проголосует против этого соглашения, вероятнее всего, все стороны, вернутся за стол переговоров, чтобы обсудить новую сделку.

Теоретически, Великобритания может выйти из блока в одностороннем порядке, но это сделает будущие переговоры между Лондоном и Брюсселем намного сложнее. Учитывая, что Великобритания хотела бы продолжить соглашение о свободной торговле с Евросоюзом - крупнейшим в мире торговым блоком - после отказа от своего членства, Лондон вряд ли будет портить отношения с Брюсселем. Статья 50 также не включает в себя положения для стран, которые хотят пересмотреть свое решение выйти в то время, как продолжаются переговоры, оставляя неясным, каким образом поступит блок, если британское правительство изменит свое решение.

В конце концов, ход переговоров о выходе Великобритании будет определяться политическими переговорами, независимо от того, что предполагают договоры ЕС. Недавние утечки в международных СМИ позволяют предположить, что немецкое правительство захочет быстро урегулировать переговоры с Лондоном, чтобы свести к минимуму любую финансовую нестабильность, которая может случиться вследствие Брекзита. Франция, с другой стороны, якобы готова сделать выход Великобритании более сложным, чтобы послать сообщение евроскептикам у себя в стране. Эти противоречивые интересы могут временно усугубить трения между членами ЕС, хотя угроза длительной неопределенности, вероятно, будет стимулировать большую часть блока прийти к соглашению с Лондоном как можно быстрее.

Это поднимет сложные вопросы в Лондоне

Когда выход Великобритании будет завершен, правительству страны придется решать три основные проблемы. Главной среди них является торговля. Около 45% британских товаров и услуг экспорта направляется членам ЕС, и 53% ее импорта поступает из континентального блока. Таким образом, у Великобритании будет высокая мотивация сохранить свой доступ к общему рынку Европы. Для этого Лондону нужно будет вести переговоры о заключении новых договоров о свободной торговле с ЕС и со странами, не входящими в него, с которыми он торгует с помощью Евросоюза. Исходя из исторического опыта, заключение таких соглашений может занять десятки лет.

Также важной проблемой, требующей решения, стало бы законодательство. После того, как нормы ЕС перестанут применяться, британскому парламенту нужно будет повторно ввести, изменить или отменить законы, действующие сейчас. Критики Брекзита предупреждают, что с течением времени разрыв между британскими и европейскими нормами будет расширяться, нанося вред британскому экспорту на континент и делая Великобританию менее привлекательным местом для инвестиций.

Еще один вопрос, который выйдет на первый план – это миграция. После выхода из Европейского союза Лондону придется решать статус граждан ЕС, работающих в Великобритании, так же, как и Брюссель должен будет определить статус британских работников, живущих по всей территории блока. Кроме того, британское правительство должно разработать миграционную политику для привлечения квалифицированных рабочих и борьбы с демографическим спадом в стране. С этой целью, вероятно, нужно было бы установить избирательную миграционную политику сродни системам Канады и Австралии.

Последствия для Великобритании будут и политические, и экономические

Впрочем, все эти решения, возможно, будет принимать новое правительство. Голосование за выход из Европейского союза почти наверняка приведет к отставке премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который проводил кампанию за то, чтобы остаться в блоке. Фракциям его консервативной партии, которые поддерживают Брекзит, в таком случае придется доказать, что они контролируют достаточное количество мест в парламенте, чтобы назначить преемника Кэмерона, не спровоцировав новых выборов. Но, учитывая глубокие расхождения внутри партии, ее способность сделать это довольно сомнительна.


Дэвид и Саманта Кэмерон уже проголосовали на референдуме

В то же время Лондону также придется иметь дело с обновленными требованиями Шотландии о независимости. В конце концов, шотландские избиратели в значительной степени поддерживают Евросоюз, а члены правящей Шотландской национальной партии призвали провести референдум о независимости, который состоится, если Великобритания покинет блок. Хотя примерно 55% шотландских избирателей проголосовали против отделения от Соединенного Королевства в 2014 году, Брекзит оживит обсуждение вопроса о будущем Шотландии.

Проблемы Британии также не ограничатся лишь политической сферой. Многие говорят о том, что Брекзит вызовет немедленный экономический шок, когда неопределенность в отношении будущего Британии и Европы пройдет по глобальным рынкам, оставляя после себя нестабильность. Действительно, британский экономический рост замедлился в первом квартале 2016 года в ответ на беспокойство из-за надвигающегося референдума. Все будет только хуже в течение нескольких недель после голосования за выход, поскольку деньги будут уходить из страны, и фунт стерлингов ослабнет еще больше. Тем не менее, никакого консенсуса не возникло насчет того, насколько глубоким будет экономический спад в Великобритании. По данным королевского казначейства, британская экономика сократится на 3-6% в течение двух лет после Брекзита, что лагерь, поддерживающий выход страны из ЕС считает преувеличением. Но 13 мая глава Международного валютного фонда Кристин Лагард повторила озабоченность британских чиновников, предупредив, что Брекзит приведет к рецессии, а также возможному падению фондовых рынков и цен на жилье в Соединенном Королевстве.

В долгосрочной перспективе влияние Брекзита на британскую экономику после первых года-двух будет зависеть от целого ряда факторов. С одной стороны, привлекательность Британии как ворот в Европу для иностранных инвестиций может уменьшиться, если она больше не будет членом Европейского союза, что поставит позиции страны в качестве крупнейшего в блоке получателя прямых иностранных инвестиций под угрозу.

Штаб-квартиры европейских компаний, которые расположены в Великобритании, могут сменить место расположения на страну, которая продолжает оставаться членом блока. То же самое может произойти с банками и финансовыми учреждениями, действующими в Лондоне, которые могут посчитать Париж или Франкфурт более привлекательными. Хотя многие из естественных преимуществ Великобритании – среди которых легкие правила, благоприятная для бизнеса среда, сильные рынки капитала и использование английского языка - не будут затронуты Брекзитом, многие из эффектов голосования будут зависеть от типа отношения, которые Великобритания построит с Европой после выхода. Такие отношения могут быть выстроены по одной из трех моделей:

Норвежская модель. Великобритания может присоединиться к Европейской экономической зоне на условиях, аналогичных Норвегии. Хотя Норвегия не является членом ЕС, она участвует во многих структурах блока. Этот вариант сохранил бы доступ Великобритании к общему рынку Евросоюза, но он также потребует от Лондона принять правила ЕС и внести свой вклад в бюджет этого блока, не имея права голоса при влиянии на его политику. Проще говоря, Британия будет вынуждена следовать правилам, которые не сможет устанавливать - сценарий, который весьма маловероятен.

Швейцарская модель. В качестве альтернативы Великобритания может последовать примеру Швейцарии, заключив ряд двусторонних соглашений с Европейским союзом, которые будут регулировать ее доступ к общему рынку континента в определенных секторах. Согласно этой договоренности, Великобритании придется придерживаться правил ЕС только в секторах, охватываемых соглашениями. Но для создания суммы соглашений, число которых превышает сотню, Швейцарии потребовались годы жестких переговоров с блоком, так что, даже будучи более вероятной, чем норвежская, эта модель по-прежнему создает серьезные проблемы для Великобритании.

Южнокорейская модель. Последним вариантом для Великобритании будет подписание соглашения о свободной торговле с Европейским союзом, как сделала Южная Корея в 2009 году. Лондону и Брюсселю необходимо будет вести масштабные и глубокие переговоры для такой сделки, и вполне вероятно, что блок будет пытаться ограничить доступ Великобритании к конкретным секторам, таким как, например, финансовые услуги. Переговоры могут оказаться длительными; в случае Южной Кореи, они заняли примерно десять лет. Члены британского лагеря "Покинуть" в последние недели уже говорили, что южнокорейская модель будет их предпочтительным маршрутом в случае Брекзита.

Это повредит и экономике европейских стран

Выход Великобритании из Европейского союза повредит экономике континента настолько же, насколько и ее собственной. Ряду основных торговых партнеров Великобритании грозит экономическое падение, в том числе Ирландии, которая отправляет около 14% своего экспорта в Великобританию, Нидерландам и Бельгии, которые отправляют около 9% экспорта каждая. Неудивительно, что эти страны, вероятно, стали самыми большими сторонниками быстрого проведения торговых переговоров с Великобританией.

Без торгового соглашения экспорт Великобритании в Евросоюз будет зависеть от тарифов, равно как и экспорт ЕС в Великобританию. Лондон будет вынужден платить по ставке «наиболее благоприятствуемой нации», установленной Всемирной торговой организацией, которая варьируется от 4,1% на сжиженный природный газ до 32% на вино. Торговля услугами может еще больше усложниться тем фактом, что члены ЕС возвели в секторе услуг различные нетарифные барьеры, такие как внутренние правила.

Между тем, политическая неопределенность, связанная с Брекзитом, повредит экономике по всей Европе, так же, как и падение торговых показателей, если Лондон и Брюссель не достигнут согласия. Центральные банки по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах, Индии и Японии, выпустили предупреждения о том, что длительный период неопределенности в Европе может сделать с глобальными финансовыми рынками. Даже если переговоры Великобритании и ЕС займут всего два года, эти рынки не смогут избежать последствий.

Южная Европа может пострадать вдвойне. Испания планирует провести всеобщие выборы 26 июня, что, вероятно, приведет к формированию фрагментированного парламента, в то время как премьер-министр Италии Маттео Ренци связал будущее своей администрации с конституционным референдумом в октябре. В сочетании с неопределенностью, которая последует за Брекзитом, такая политическая нестабильность в третьей и четвертой крупнейших экономиках еврозоны может вызвать вопросы по поводу экономического здоровья Южной Европы в целом, что приведет к волнениям на международных рынках долговых обязательств.


Митинг желающих покинуть Евросоюз

Это приведет к изменению баланса сил на континенте

Что касается пошатнувшегося единства Европы, Брекзит будет иметь очень разные последствия для континента в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Сразу же после голосования шок из-за выхода страны-члена ЕС вызовет волну демонстраций в пользу континентального единства по всей Европе. Германия и Франция, крупнейшие тяжеловесы этого блока, воспользуются возможностью развивать сотрудничество для разработки предложений по углублению европейской интеграции. Новые меры, скорее всего, не будут включать спорные вопросы, такие как фискальная интеграция, и вместо этого сосредоточатся на тех областях, где уже существует консенсус, таких как безопасность и оборона.

Но внезапный энтузиазм по поводу европейского единства будет кратковременным. С одной стороны, электоральные расчеты французских и немецких лидеров сделают достижение каких-либо существенных договоренностей раньше, чем конец 2017 года, чрезвычайно сложным для Парижа и Берлина. Кроме того, хотя Франция и Германия и разделяют интерес по созданию более объединенной Европы, у них разные взгляды на то, как это должно выглядеть. И хотя страны Центральной и Восточной Европы в целом поддерживают блок, они все более настороженно относятся к решениям, которые могут усилить контроль Брюсселя над членами ЕС.

В то же время евроскептические партии будет использовать Брекзит для поддержки своих собственных предложений о выходе из Европейского Союза. И после того, как "осядет пыль", националистическая волна на континенте, скорее всего, опять поднимется. Если Великобритания покажет доказательства того, что смогла выдержать выход из Европейского союза, противники этого блока начнут ставить её в качестве примера для подражания. Евроскептические партии больше всего успеха добьются в странах с крупными экономиками, таких как Франция и Италия, где граждане особенно скептически относятся к континентальному блоку и оптимистичны на счет будущего успеха своих государств, независимых от Европейского союза или еврозоны.

Возможно, самый важный эффект Брекзита, в конечном счете, окажет воздействие на баланс сил в континентальной Европе. Без Великобритании Европейский союз потеряет либеральный, ориентированный на развитие рыночной экономики элемент, давая таким странам, как Франция, Италия и Испания, превосходство в блоке. Для Германии исторически Британия была противовесом Франции в рамках Евросоюза, и без ее голоса в Европейском Совете Германия, Нидерланды и скандинавские государства потеряют ключевого сторонника в переговорах со средиземноморскими государствами Европы. Ослабленное положение Германии может даже побудить Францию к попытке захватить бразды правления блоком, обостряя напряженность в отношениях между двумя лидерами ЕС. Если североевропейские страны начнут опасаться роста влияния со стороны средиземноморских стран блока, евроскептицизм на севере, скорее всего, вырастет.

Разрыв между Западной и Восточной Европой может вырасти вслед за уходом Великобритании. Центральная и Восточная Европа считают Великобританию основным защитником интересов членов ЕС, которые не входят в еврозону. Лондон также был одним из самых верных сторонников санкций против России, что совпадает с политикой Польши и стран Балтии. Если Британия выйдет из блока, государства на периферии ЕС могут стать более изолированными от остальной части ЕС, и со временем также более евроскептичными.

Поскольку Великобритания обеспечивает около 12% бюджета ЕС, трещины между севером и югом, а также востоком и западом, могут углубиться еще больше, с привыканием блока к более жесткому бюджету. Брюссель, который будет вынужден либо сокращать расходы, либо просить остальных членов ЕС увеличить свой денежный вклад, может оказаться разорван между интересами разных регионов континента (страны Южной и Восточной Европы, как правило, защищают финансирование сельскохозяйственной сферы, в то время, как Северная Европа, как правило, настаивает на сокращении расходов в той же области).

На вершине своей внутренней слабости, Европейский союз столкнется также со снижением влияния за рубежом. Из-за своей военной мощи и бывших колониальных сетей, Великобритания играет определенную роль в международных делах, которую нелегко заменить кем-то, возможно, за исключением Франции. В случае отсутствия Великобритании, будет возрастать давление на Германию для того, чтобы она играла более активную роль в утверждении внешней политики блока - роль, которой Берлин стремится избежать, а несколько государств ЕС пытались предотвратить. Поскольку Великобритания больше не будет иметь возможности опереться на свое членство в ЕС для дополнительной поддержки, она также не сможет сохранить свое влияние в рамках международного сообщества.


Сценарий 2: Великобритания остается в Европейском союзе

Если британские избиратели предпочтут остаться в Евросоюзе, облегчение будет ощутимо во всем блоке и на мировых финансовых рынках. Но, несмотря на это, эффект от выбора «Остаться» будет менее драматичным, чем от Брекзита.

В Великобритании, Кэмерон и его сторонники почувствуют себя более сильными, хотя и временно. Его Консервативная партия, однако, по-прежнему будет подвержена политическим разногласиям, так как почти половина британских законодателей хотят покинуть Евросоюз. Несмотря на победу, различия внутри партии могут быть непреодолимыми, поэтому нельзя исключать изменений в Кабинете министров или досрочных выборов.

Европа, в свою очередь, сможет избежать кризиса связанного с Брекзитом, но её основные проблемы далеки от разрешения. Великобритания будет доказательством того, что правительства стран могут успешно добиться уступок со стороны Брюсселя, как это сделал Кэмерон, а затем вновь получить поддержку внутри страны. Хотя немногие члены ЕС являются такими влиятельными, как Великобритания, евроскептические партии и умеренные правительства в других странах блока могли бы начать планировать и выдвигать свои собственные требования к блоку, и Брюссель мало что может сделать, чтобы остановить проведение подобных референдумов. Эти голосования могут включать в себя ряд вопросов, таких как требования формировать более гибкие финансовые цели в Южной Европе или дополнительные заверения в отсутствии финансовых последствий для Северной Европы. В то же время страны Центральной и Восточной Европы могут потребовать передачи большего количества полномочий из Брюсселя другим государствам-членам ЕС.

Ни тот, ни другой результат не объединят Европу

Из двух возможных исходов референдума, последствия выхода из ЕС будут гораздо более драматичными, чем решение остаться, хотя может потребоваться несколько лет, чтобы их воздействие проявилось. Впервые за последние шесть десятилетий Европейский союз может потерять члена – событие, которое может стать первым в веренице, которая изменит способ работы континентального блока. Оно даже может означать начало конца этого блока, что откроет путь к возможному его роспуску.

Но позиция Европейского союза также и не станет намного лучше, если результат будет «Остаться». Силы, разъединяющие членов блока, глубоки, и они будут продолжать разрывать Европу по швам, независимо от действий одного члена.

Выводы:

Если Великобритания проголосует за то, чтобы покинуть Европейский союз, это станет причиной цепной реакции, что коренным образом изменит работу блока, если он не развалится полностью.

Выбор Британии "Остаться", также не обязательно означает спасение для Европы, так как силы, подрывающие единство блока, будут продолжать оказывать на него влияние.

Независимо от того, каким будет результат референдума, противоречащие друг другу видения будущего Европейского союза будут продолжать угрожать выживанию ЕС.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?