1 июня 2016 года экс-нардеп Владимир Ландик в интервью ONLINE.UA «Ефремов сдал Луганск под гарантии от Путина» свидетельствовал, что организаторами сепаратистского движения в Луганской области в 2014 году были тогдашние глава фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов и народные депутаты от КПУ Петр Симоненко и Спиридон Килинкаров.
«Никто даром ничего не делал, все эти движения сепаратистские финансировались. Следствию нужно пройти всю цепочку, с самого низа: и доказательства приведут сначала к местным регионалам и коммунистам, а потом — к Ефремову», - рассказал тогда Владимир Ландик.
Он также заявил, что неоднократные обращения к правоохранителям не дали результатов: «Я несколько раз был у Турчинова, Авакова, рассказывал о том, как Ефремов фальсифицировал выборы на Луганщине, как договорился сдать Луганск России. Но им это неинтересно».
После выхода интервью Ландика вызвал генпрокурор Украины Юрий Луценко. Беседа с Луценко состоялась 2 июня, после чего Ландик, ссылаясь на тайну следствия, запретил ONLINE.UA публиковать вторую часть интервью, посвященного Ефремову.
30 июля Генеральная прокуратура Украины задержала Александра Ефремова.
Журналист ONLINE.UA Ярослав Гребенюк связался с Владимиром Ландиком, и тот дал разрешение на публикацию второй части интервью.
Экс-нардеп вспоминает факты, характеризующие политическую жизнь в Луганске при Александре Ефремове, многие годы державшем под контролем Луганскую область.
Также Владимир Ландик, бывший руководитель Луганской областной организации Партии регионов, рассказал, при каких обстоятельствах организация перешла к Александру Ефремову. По словам Ландика, интересы Ефремова перед Виктором Януковичем лоббировал Ринат Ахметов. А ценой вопроса, по словам Ландика, стал угольный холдинг «Краснодонуголь», переданный Ефремовым структурам Рината Ахметова.
- И еще один факт, который говорит о том, что Ефремов предвидел вторжение: у Ефремова же не было в Украине никакого имущества! Вот у Пристюка (глава Луганской областной государственной администрации с 10 ноября 2010 года по 2 марта 2014 года, - ONLINE.UA) был гостиничный комплекс в центре Луганска, Голенко (председатель Луганского областного совета с 2006 по 2014 год, - ONLINE.UA) построил себе сеть заправок, картонную фабрику. А что было у Ефремова, скажите мне? Он имел возможность взять холдинги «Свердловскантрацит», «Краснодонуголь» - но они достались Ринату Ахметову («Краснодонуголь» - угледобывающее предприятие, принадлежит горно-металлургическому бизнесу «МЕТИНВЕСТ» компании System Capital Management (СКМ) Рината Ахметова, - ONLINE.UA). Алчевский меткомбинат получил Сергей Тарута, северодонецкий «Азот» продан за копейки какому-то непонятному Алексу Ровту, а уже потом передали «Азот» Фирташу. А сколько шахт Ефремов раздарил?
Александр Ефремов
Владея областью, имея такие деньги - что, Ефремов не мог это взять себе или купить? Он что – дурак? Далеко нет. А куда же он деньги девал? Да все деньги его - в России! Он предвидел, что будет война, и что местных любителей «русского мира» кинут – не то, что править не дадут, а и нажитое заберут!
А даже самые близкие ему люди этого не знали. Вот и Наталья Королевская, имея брата в правительстве Москвы (Константин Королевский, брат нардепа Королевской, с 2004 по 2008 годы занимал должность заместителя руководителя Департамента градостроительства г. Москвы, - ONLINE.UA), вкладывала деньги в Луганск. Не зная настоящих целей Ефремова, она выпускала мороженое «Королевское», строила элитные микрорайоны – и все потеряла. Вот ее жилищный комплекс «Оксфорд» - наверное, бандиты его хорошо освоили, живут там сейчас припеваючи!
Поэтому все ближайшее окружение: и Пристюк, и Голенко, и Кравченко (экс-мэр Луганска, - ONLINE.UA), и нардепы от Луганщины – все злы на Ефремова. Потому что им Ефремов наобещал: «Путин придет, будем править!» А теперь они стали изгоями в родной области, которую (как они считают) они строили и развивали. И если они пойдут на выборы в 114-й округ (в Луганской области, - ONLINE.UA), то это для них кончится плачевно. А ведь там люди, которые постоянно избирали регионалов. А теперь зеленкой даже поливать не будут – просто фекалиями из ведра обольют!
И каких людей Ефремов вокруг себя собирал в Луганске, посмотрите на лидеров землячеств – грузинского, азербайджанского, армянского! И обратите внимание на их речи еще в мирное время: лидеры землячеств никогда не говорили ни о любви к Украине, ни о любви к той земле, откуда они родом. А только о любви к русской культуре и языку. Мне уши резало: как они восхваляют Россию, а не страну, которая стала для них родиной! Да, они не благодарили страну, которую грабили, ведь у всех был нелегальный бизнес, без налогов: металл, все эти «обменки», рестораны.
Вот так Ефремов выбирал в лидеры землячеств людей, которые будут восхвалять страну, агентом которой он является. Ефремов был агентом Кремля еще со времен комсомола. Являлся агентом Кремля по Луганщине, но он также отвечал за пророссийское движение во всей Украине, входил в очень узкий круг - вместе с кумом Путина Медведчуком. Поэтому, когда Медведчуку понадобился руководитель «Украинского выбора», Ефремов подсунул ему Арсена Клинчаева (депутат Луганского областного совета от ПР, участник политических скандалов: в 2005 году дрался в Верховной Раде Украины, весной 2014 года повесил флаг РФ над зданием Луганской ОГА, - ONLINE.UA).
Арсен Клинчаев
У меня был сотрудник, который стал сотрудничать с «Украинским выбором». Я когда узнал – сразу же его выгнал...
- Расскажите, как Луганская областная организация ПР перешла к Ефремову?
- Это было в ноябре 2005 года. И произошло это не по просьбе, а по личной команде Януковича! Янукович несколько раз приглашал меня к себе, я с ним обедал – даже до такого доходило! А потом отправил меня в Москву, в гостиницу «Балчуг», там в то время отсиживались Колесников, Джарты – все руководство партии, те, кто боялся, что Ющенко за них возьмется.
Виктор Янукович и Владимир Ландик
И начали они меня охмурять, мол, отдай Ефремову партию, а то он без дела сидит, а он такой великий! Я им объясняю: «Вы понимаете – это же будет конец партии?» Но потом все же спросил: «А почему Янукович у меня за Ефремова просит?» И тут мне в глаза сказали: «Потому что его Ринат Ахметов попросил!» - «А Ринату-то Ефремов нахрена?» И тогда у меня спросили: «А ты Ринату «Краснодонуголь» дарил?» - «Нет, не дарил!» - «А Ефремов подарил!»
- Вы отказались от областной организации и стали нардепом. А через несколько лет все, кто интересовался политикой, заметили, что «новые регионалы» ведут с вами борьбу. Тогда говорили, что это связано с тем, что ваш телеканал ИРТА предоставлял во время избирательной кампании эфир разным политическим силам…
- Это были мелочи. А конфликт начался в 2010 году, когда в Луганске были выборы городского головы. Я тогда категорически отказался поддерживать мэра Кравченко.
Дело в том, что в 2006-м, когда в Луганске избрали мэром Сергея Кравченко, я ему во всем помогал: и медийно, и финансово. Я был главой областной организации Партии регионов, и Кравченко я поставил главой городской организации. И Кравченко тогда не был близок к Ефремову. Кампанию мы успешно выиграли - то есть, я был «обкомом», а Кравченко сделал «горкомом» и поставил в мэры. Но, попав в мэрию, он мне дал понять, что я не при делах!
Я как раз ушел в народные депутаты, было чем заняться. Но в 2010-м, когда мне предложили снова поддержать на выборах Кравченко, я сказал: «Кравченко – нечестный человек и хам, он не должен здесь быть мэром!»
Сергей Кравченко. Фото: Слово и дило
- Кто предложил поддержать Кравченко?
- Ефремов и предложил, позвал поговорить на «Авангард» (стадион в Луганске, - ONLINE.UA). В тот день как раз футбол был, с «Зарей» играл то ли «Шахтер», то ли киевское «Динамо». А я летел откуда-то из заграницы, всю ночь не спал - злой, больной. Еду из Донецкого аэропорта прямо на стадион – небритый, немытый.
Встречаемся. И Ефремов на меня начинает сразу наезжать: «Если ты не хочешь помогать Кравченко, то, хотя бы, не мешай!»
А мы же уже поставили на Спиридона (Килинкарова, – ONLINE.UA). Не потому, что я его любил сильно. Просто видел, что если сделать все правильно, то Спиридон Краву сделает. Край наш – краснож*пый, здесь коммунист может стать мэром.
И я у Кравченко спрашиваю: «Сережа, а скажи, кто тебя сделал мэром?» - «Никто!» - «А имеют к тебе отношение Ландик или Ефремов?» Он говорит протяжно: «Нет! Меня люди любят!» Вот это он мне сказал в глаза – при Ефремове, нас трое было. И я говорю Ефремову: «Если ни ты к нему отношения ни имеешь, ни я – то какого х… от меня нужно? Вот его люди любят – пусть его и выбирают!» Я был взвинченный, не спал долго. Короче, поговорил я с ними на повышенных тонах, сказал: «Этого подонка поддерживать не буду никогда!»
Вот после этих конченых выборов все и началось. К тому же Ефремов с Кравченко их проиграли, выиграл Спиридон (отстал, по официальным данным, от Сергея Кравченко на 21 голос, - ONLINE.UA).
Но Спиридон отказался от мэрства: взял три миллиона долларов от Ефремова и Кравченко! И с Симоненко испортил тогда отношения: как я понимаю, Симоненко был против того, чтобы Килинкаров взял эти отступные и отказался от борьбы. Ведь первый суд Спиридон выиграл, а на апелляцию просто не пришел – прислал юриста, который сказал: «Мы согласны!»
И мне долги не отдал – а вся медийная работа была за мой счет! На ТВ ведь нельзя бесплатно вести предвыборную агитацию. Мы-то как действовали – я давал их фонду деньги, Медяник (депутат Луганского горсовета от КПУ, затем нардеп, - ONLINE.UA) их заводил на ИРТА – ИРТА их получала. Так прошел миллион гривен, с которого еще и забрали налоги. Так отдай этот миллион гривен, я же не говорю – миллион долларов! Выборы мы выиграли, а мэром ты быть не захотел – так отдай, это же мои деньги, мы их отработали! Медяник зашел в горсовет, получил там комитет – а я ведь даже не шел в горсовет. Вот такие были выборы, после чего Ефремов и объявил мне войну.
- Владимир Иванович, вы эту партию представляли много лет. В 2004 году на президентских выборах в Луганске прошла очень агрессивная кампания «За Януковича!» Милиция прессовала активистов, студентов, поддержавших оранжевых, выгоняла из Аграрной Академии Валентина Ткаченко (теперешний «министр образования ЛНР»), титушки разбивали головы работникам штаба Ющенко. Часть вины за это вы на себя берете?
- Так это были выборы президента, а не кампания Партии регионов! Тогда не было в партии ни Клюева, ни Колесникова. Не было в ней и Ефремова с Тихоновым. При мне это была как раз партия, выступающая против их «комсомольского племени».
Какое отношение к партии имел Родион Мирошник (депутат Луганского облсовета, возглавлял Луганское областное телевидение (ЛОТ), ныне – советник "главы ЛНР" Игоря Плотницкого, - ONLINE.UA)? Он только ср*л на нее на ЛОТе – а стал замом по идеологии! Какое отношение к ней имели Пристюк, Голенко? Даже Иванов Владимир Михайлович (экс-нардеп от ПР, заместитель председателя областной организации, - ONLINE.UA) никогда в жизни не был членом партии.
- Да, я слышал историю, что когда у Иванова обострились отношения с Ефремовым, его стали исключать из партии, но оказалось, он и не состоял в ней.
- И когда его выводили из политсовета, один Ландик проголосовал против этого – не воздержался, а проголосовал «против».
А когда принимали – Иванов не взял билета. Это еще при мне было, когда передавал дела Ефремову, он набирал новую команду. Собрание в ДК Строителей, приехал фюрер… Мне говорят: «Пока он здесь, давай дадим Иванову билет!» У меня была фотография Иванова, я ее подрезал, вклеил, билет уже был не пластиковый, а такой красивый, красный, тисненый, открывающийся. И я пошел, подписал у фюрера…
- Кого вы постоянно фюрером называете?
- У нас один был фюрер - Янукович. Эту кликуху дал ему Владимир Рыбак (председатель Верховной Рады Украины в 2012-2014 годах, заместитель председателя Партии регионов, - ONLINE.UA). Так вот, я подписал корочку – и Иванов ее не взял. Партбилет лично с подписью лидера! Руки за спину спрятал: «Не хочу!» А потом Иванова выгнали (в сентябре 2010 года, с формулировкой «утратил связь с парторганизацией», - ONLINE.UA) – не члена партии исключили из партии!
Да, «комсомольцы» партию захватили и уничтожили. Они испугались, что в 2006-м партия, руководимая Ландиком, победит во всех округах Луганщины и проведет в советы своих людей. Людей Ландика, а не Ефремова. А это даже не были люди Ландика, это были лидеры общественного мнения региона – я ведь не был на госслужбе, не имел во всех районах админресурса.
А Ефремов еще до Майдана (2004 года, - ONLINE.UA) собрал свое окружение, и меня там не было.
Янукович уже был премьер-министром, и тогда в Луганск прилетел Рыбак. В партии было принято такое решение: назначить лидеров областных организаций замами глав областных администраций. Рыбак завел меня к Ефремову (в то время Ефремов был главой Луганской ОГА, - ONLINE.UA) и сообщил о таком решении партии – Ландика нужно поставить заместителем. Ефремов ответил: «Я не подчиняюсь таким решениям. У меня президент – Леонид Кучма, вот когда он скажет, тогда поставим!» А я и не знал, что об этом разговор пойдет! Так что же – я просился в команду этого подонка? Да его все презирали: и Янукович, и Рыбак!
Но, все же, ему в 2006-м областную организацию отдали - в ответ на его презент Ринату. Если бы он не подарил Ахметову «Краснодонуголь», тот бы за него не попросил, и неизвестно, как бы все дальше сложилось.
А так - и меня сняли, и Рыбака сняли. Рыбак всегда был возле фюрера и отстаивал справедливость, говорил, что усиление Ефремова – неправильно. За это, я думаю, он и поплатился. Вот если бы таких, как Ефремов, и других одиозных личностей не было, Партия регионов бы до сих пор существовала.
Родион Мирошник. Фото: Навигатор
Или если бы таких «идеологов», как Родион Мирошник, не было в партии.
Вот он у Ефремова занимался идеологией, а теперь занимается идеологией в ЛНР, у Плотницкого. Потому что и туда, и туда его Ефремов посадил. И идеология осталась такой, как и была: «Украинской державы не существует, есть только Россия!»
Беседовал Ярослав Гребенюк