После нескольких лет бурного экономического роста, смелой политики и применения проницательных тактик в бизнесе Китай стал глобальным игроком. Расширяя свои бизнес-интересы при каждой возможности, по своей мощи Китай может соперничать с США. В Восточной Европе стратегическое влияние Китая сосредоточено на Украине.
Сайт The Conversation опубликовал статью, в которой рассматривается вероятность влияния экономического партнерства Украины и Китая, на политическую жизнь Украины, а авторы задаются вопросом, пожертвует ли Киев своими демократическими мечтами ради экономических потребностей. Эта статья, перевод которой сделал ONLINE.UA, - часть проекта Democracy Futures, глобальной инициативы, созданной совместно с исследовательским фондом Sydney Democracy Network, направленной на стимулирование нового мышления о проблемах, стоящих перед демократиями в 21-ом веке.
Пекин видит Киев в качестве привлекательного партнера для так называемого проекта "Один пояс и один путь", или "Новый Шелковый путь" – плана по объединению Запада и Востока в Евразийский рынок. Это привлекательность взаимна - экономика Украины остро нуждается в иностранных инвестициях, но многие зарубежные бизнесмены считают весьма нестабильную политическую ситуацию в стране непреодолимым препятствием.
Несмотря на продолжающийся экономический кризис, коррупцию и войну в Украине, китайские инвестиции медленно росли в течение последних трех лет. В то время, как Украине это было экономически выгодно, для лидеров страны было бы непростительно не рассматривать потенциальные дестабилизирующие последствия инвестиций авторитарных экономических держав в хрупкую демократию Украины.
Последние китайские инвестиции, связанные с поиском ресурсов в Южной Африке (Замбия, Ангола и Мозамбик) и Латинской Америке (Бразилия и Венесуэла) подтверждают эти опасения. Инвестиции в Африке привели к потоку обвинений касательно качества китайской инфраструктуры, эксплуатации рабочей силы и нарушений прав человека.
Африканские партнеры (как и многие другие государства в подобных обстоятельствах) продолжают терпеть более низкий уровень демократического развития - касательно равноправия, прав человека и политических свобод - в обмен на экономический прогресс.
Последней целью Китая в Европе была Греция. Раздираемые затяжным экономическим кризисом, Афины продали свой крупнейший порт китайский группе доставки COSCO за 368,5 млн евро (более 10 млрд грн) в апреле. Эта покупка дает Китаю значительную долю в экономике Греции, которая в значительной мере опирается на доставку. Принадлежащий китайцам Пирейский порт - это ворота в Азию, Восточную Европу и Северную Африку. Греция будет не последней страной, которая готова отдать Китаю свои ресурсы и стратегически важные промышленные активы в обмен на экономическое выживание.
Лишь несколько человек в политическом руководстве Украины высказывают иное мнение, беспокоясь о демократическом будущем страны. Они предпочли бы искать экономических партнеров с менее запятнанной репутацией, чем Китай. Эти критики понимают, что успешные предприятия должны поддерживать своих инвесторов с точки зрения ценностей и культурного выбора.
Перед тем, как принимать больше китайских инвестиций, Украине стоит тщательно изучить два основных опасения: 1) Как возрастающий вклад Китая в экономику Украины повлияет на отношения Киева с Россией? 2) И придется ли стране идти на болезненный компромисс между отчаянными экономическими потребностями и ее давней демократической мечтой?
Как сюда вписывается Россия?
Китай никогда не был политическим союзником Украины или любого другого государства, которое стремится к демократии, и всему, что с ней связано (свобода слова, свободная торговля, политический плюрализм, справедливые выборы и защита прав человека).
Даже в самых близких отношениях Китая - с Россией, - просачиваются элементы недоверия и исторически обусловленной подозрительности под видимостью гармонии.
В конфликте между Украиной и Россией Китай не проявил в отношении Украины твердой поддержки. Дипломатия между Пекином и Москвой всегда в первую очередь основывалась на торговых отношениях, энергетических ресурсах и военной технике. Не осуждая агрессию России в Украине, Китай только призвал к сдержанности и согласованному решению, основанному на международном праве.
Тем не менее, независимо от этой нейтральной позиции, Китай поддерживает ослабленную экономику Украины за счет инвестиций и торговли. Это сыграло значительную роль в возрождении некогда сильного сельскохозяйственного сектора. С тех пор, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Украиной и Китаем вырос на 56%.
Очевидно, что стратегия Пекина в постсоветском регионе основана на прагматизме. Китайские лидеры знают о преимуществах балансирования торговых отношений с Россией и Украиной. Экономическое сотрудничество с Украиной ослабляет давнюю экономическую зависимость Китая от России, компенсируя при этом нежелание Запада предоставить Украине крупномасштабную экономическую помощь.
С учетом экономических возможностей для сотрудничества, важно не упустить серьезные политические разногласия между Пекином и Киевом. Как и в других развивающихся государствах, экономика тесно переплетается с политикой, а у большей части политической элиты Украины существует личная заинтересованность в развитии. В результате противоречия в экономической политике могут привести к непредвиденным демократическим вызовам.
Разрыв между экономическими потребностями и политическими мечтами
Также стоит учитывать различные политические идеалы, которыми руководствуются жаждущая демократии Украина и коммунистический Китай.
Конечно же, коммунизм в Китае уже давно отошел от маоистского авторитаризма. Сотрудничество с Западом доказывает его способность адаптироваться и очень хорошо работать в рамках нормативно-правовой базы Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Тем не менее, в качестве альтернативы западному образцу капиталистической демократии, политика и экономика Китая по-прежнему настойчиво руководствуются коммунистическими особенностями - прагматизмом, ограничением информации, дефицитом прав человека, пятилетним государственным планированием в стиле Советского союза и дисциплинированной рабочей силой.
С другой стороны, последние три года политического развития в Украине четко указывают на желание двигаться в сторону западного демократического подхода. Исследование общественного мнения Международным фондом избирательных систем в 2015 году в Украине установило, что протесты на Майдане в 2013-2014 годах поддерживали либеральные социально-политические ценности и решение Украины стряхнуть советское наследие.
Устремленная к демократическим идеалам и верховенству закона, Украина в настоящее время черпает вдохновение у развитых стран Запада. В мае 2015 года были приняты законы о декоммунизации, согласно которым должны быть снесены коммунистические памятники и переименованы общественные места, чтобы избавится от коммунистических черт. К декабрю Коммунистическая партия Украины, Коммунистическая партия Украины (обновленная) и Коммунистическая партия рабочих и селян были запрещены.
Это интересный и опасный танец между экономическими потребностями Украины и политическими мечтами. Многие эксперты считают, что такая же ситуация и в других государствах, получающих китайские инвестиции. Украина может извлечь уроки из опыта Латинской Америки, Южной Африки и стран Европы, которые ищут более эффективные способы проведения взаимовыгодных отношений с Китаем.
Конечно же, бодрость и динамизм китайского взаимодействия с Украиной означает, что, при правильном стратегическом планировании, у экономики есть много возможностей для продвижения.
Но, чтобы защитить свою демократию, Украина должна также решить целый ряд проблем, поскольку как гласит поговорка, "с кем поведешься, от того и наберешься". Перед тем, как открыть Украину для инвестиций, правительству страны не помешало бы защитить позитивную, но еще формирующуюся трансформацию страны от эксплуатации со стороны иностранных авторитарных инвесторов.