Украина нашла важного партнера, но есть одна угроза - западные СМИ
Категория
Экономика
Дата публикации

Украина нашла важного партнера, но есть одна угроза - западные СМИ

Украина нашла важного партнера, но есть одна угроза - западные СМИ
Источник:  The Conversation

После нескольких лет бурного экономического роста, смелой политики и применения проницательных тактик в бизнесе Китай стал глобальным игроком. Расширяя свои бизнес-интересы при каждой возможности, по своей мощи Китай может соперничать с США. В Восточной Европе стратегическое влияние Китая сосредоточено на Украине.

Сайт The Conversation опубликовал статью, в которой рассматривается вероятность влияния экономического партнерства Украины и Китая, на политическую жизнь Украины, а авторы задаются вопросом, пожертвует ли Киев своими демократическими мечтами ради экономических потребностей.  Эта статья, перевод которой сделал ONLINE.UA, - часть проекта Democracy Futures, глобальной инициативы, созданной совместно с исследовательским фондом Sydney Democracy Network, направленной на стимулирование нового мышления о проблемах, стоящих перед демократиями в 21-ом веке.

Пекин видит Киев в качестве привлекательного партнера для так называемого проекта "Один пояс и один путь", или "Новый Шелковый путь" – плана по объединению Запада и Востока в Евразийский рынок. Это привлекательность взаимна - экономика Украины остро нуждается в иностранных инвестициях, но многие зарубежные бизнесмены считают весьма нестабильную политическую ситуацию в стране непреодолимым препятствием.

Несмотря на продолжающийся экономический кризис, коррупцию и войну в Украине, китайские инвестиции медленно росли в течение последних трех лет. В то время, как Украине это было экономически выгодно, для лидеров страны было бы непростительно не рассматривать потенциальные дестабилизирующие последствия инвестиций авторитарных экономических держав в хрупкую демократию Украины.

Последние китайские инвестиции, связанные с поиском ресурсов в Южной Африке (Замбия, Ангола и Мозамбик) и Латинской Америке (Бразилия и Венесуэла) подтверждают эти опасения. Инвестиции в Африке привели к потоку обвинений касательно качества китайской инфраструктуры, эксплуатации рабочей силы и нарушений прав человека.

Африканские партнеры (как и многие другие государства в подобных обстоятельствах) продолжают терпеть более низкий уровень демократического развития - касательно равноправия, прав человека и политических свобод - в обмен на экономический прогресс.

Последней целью Китая в Европе была Греция. Раздираемые затяжным экономическим кризисом, Афины продали свой крупнейший порт китайский группе доставки COSCO за 368,5 млн евро (более 10 млрд грн) в апреле. Эта покупка дает Китаю значительную долю в экономике Греции, которая в значительной мере опирается на доставку. Принадлежащий китайцам Пирейский порт - это ворота в Азию, Восточную Европу и Северную Африку. Греция будет не последней страной, которая готова отдать Китаю свои ресурсы и стратегически важные промышленные активы в обмен на экономическое выживание.

Лишь несколько человек в политическом руководстве Украины высказывают иное мнение, беспокоясь о демократическом будущем страны. Они предпочли бы искать экономических партнеров с менее запятнанной репутацией, чем Китай. Эти критики понимают, что успешные предприятия должны поддерживать своих инвесторов с точки зрения ценностей и культурного выбора.

Перед тем, как принимать больше китайских инвестиций, Украине стоит тщательно изучить два основных опасения: 1) Как возрастающий вклад Китая в экономику Украины повлияет на отношения Киева с Россией? 2) И придется ли стране идти на болезненный компромисс между отчаянными экономическими потребностями и ее давней демократической мечтой?

Как сюда вписывается Россия?

Китай никогда не был политическим союзником Украины или любого другого государства, которое стремится к демократии, и всему, что с ней связано (свобода слова, свободная торговля, политический плюрализм, справедливые выборы и защита прав человека).

Даже в самых близких отношениях Китая - с Россией, - просачиваются элементы недоверия и исторически обусловленной подозрительности под видимостью гармонии.

В конфликте между Украиной и Россией Китай не проявил в отношении Украины твердой поддержки. Дипломатия между Пекином и Москвой всегда в первую очередь основывалась на торговых отношениях, энергетических ресурсах и военной технике. Не осуждая агрессию России в Украине, Китай только призвал к сдержанности и согласованному решению, основанному на международном праве.

Тем не менее, независимо от этой нейтральной позиции, Китай поддерживает ослабленную экономику Украины за счет инвестиций и торговли. Это сыграло значительную роль в возрождении некогда сильного сельскохозяйственного сектора. С тех пор, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Украиной и Китаем вырос на 56%.

Очевидно, что стратегия Пекина в постсоветском регионе основана на прагматизме. Китайские лидеры знают о преимуществах балансирования торговых отношений с Россией и Украиной. Экономическое сотрудничество с Украиной ослабляет давнюю экономическую зависимость Китая от России, компенсируя при этом нежелание Запада предоставить Украине крупномасштабную экономическую помощь.

С учетом экономических возможностей для сотрудничества, важно не упустить серьезные политические разногласия между Пекином и Киевом. Как и в других развивающихся государствах, экономика тесно переплетается с политикой, а у большей части политической элиты Украины существует личная заинтересованность в развитии. В результате противоречия в экономической политике могут привести к непредвиденным демократическим вызовам.

Разрыв между экономическими потребностями и политическими мечтами

Также стоит учитывать различные политические идеалы, которыми руководствуются жаждущая демократии Украина и коммунистический Китай.

Конечно же, коммунизм в Китае уже давно отошел от маоистского авторитаризма. Сотрудничество с Западом доказывает его способность адаптироваться и очень хорошо работать в рамках нормативно-правовой базы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Тем не менее, в качестве альтернативы западному образцу капиталистической демократии, политика и экономика Китая по-прежнему настойчиво руководствуются коммунистическими особенностями - прагматизмом, ограничением информации, дефицитом прав человека, пятилетним государственным планированием в стиле Советского союза и дисциплинированной рабочей силой.

С другой стороны, последние три года политического развития в Украине четко указывают на желание двигаться в сторону западного демократического подхода. Исследование общественного мнения Международным фондом избирательных систем в 2015 году в Украине установило, что протесты на Майдане в 2013-2014 годах поддерживали либеральные социально-политические ценности и решение Украины стряхнуть советское наследие.

Устремленная к демократическим идеалам и верховенству закона, Украина в настоящее время черпает вдохновение у развитых стран Запада. В мае 2015 года были приняты законы о декоммунизации, согласно которым должны быть снесены коммунистические памятники и переименованы общественные места, чтобы избавится от коммунистических черт. К декабрю Коммунистическая партия Украины, Коммунистическая партия Украины (обновленная) и Коммунистическая партия рабочих и селян были запрещены.

Это интересный и опасный танец между экономическими потребностями Украины и политическими мечтами. Многие эксперты считают, что такая же ситуация и в других государствах, получающих китайские инвестиции. Украина может извлечь уроки из опыта Латинской Америки, Южной Африки и стран Европы, которые ищут более эффективные способы проведения взаимовыгодных отношений с Китаем.

Конечно же, бодрость и динамизм китайского взаимодействия с Украиной означает, что, при правильном стратегическом планировании, у экономики есть много возможностей для продвижения.

Но, чтобы защитить свою демократию, Украина должна также решить целый ряд проблем, поскольку как гласит поговорка, "с кем поведешься, от того и наберешься". Перед тем, как открыть Украину для инвестиций, правительству страны не помешало бы защитить позитивную, но еще формирующуюся трансформацию страны от эксплуатации со стороны иностранных авторитарных инвесторов.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?