Людям продают страхи - украинский ученый об опасности российских сериалов и войне

Культура | Читати новину українською
Людям продают страхи - украинский ученый об опасности российских сериалов и войне Георгий Почепцов. Фото: Телекритика
О том, почему российские сериалы опасны для украинской идентичности, как меняется рынок киноиндустрии, и почему люди стали меньше читать в оффлайне, рассказал в интервью ONLINE.UA специалист в области коммуникативных технологий, профессор, доктор филологических наук Георгий Почепцов.

— Недавно был конфликт по эпизоду в телесериале "Не зарекайся" на телеканале "Украина" (в котором, в частности, сеть увидела "добрую ДНР" и освещение боевиков в положительном ключе, — ONLINE.UA). В чем, на ваш взгляд, проблема с сериалами на ТВ в Украине вообще?

— Это конфликт идентичностей, который мы начали замечать из-за войны. С "Игрой престолов", например, его нет, поскольку это художественная реальность, а есть еще и физическая, которая накладывается на художественную. И они начинают конфликтовать.

— Как другие страны подходят к сериалам на ТВ? В чем специфика российских сериалов? Что они хотят воспитать у телезрителя?

— Считается, что российские сериалы поддерживают и воспитывают зависимость человека от государства. Государство — сверху, человек — снизу. Так как (в РФ, — ONLINE.UA), как и на всем постсоветском пространстве, оказались "убитыми" медицина, образование, наука, ЖКХ, то у государства осталось только одна возможность доказать свою необходимость — оно продает страхи и защиту от них, иначе государство вообще не нужно.

— Насколько российские, в плане смысла, сериалы опасны? Чем?

— Они опасны из-за сегодняшнего конфликта. Если Украина воюет, например, с российскими спецназовцами, то она не может одновременно любоваться ими на экране. Война базируется на понятии врага, а если враг вызывает симпатии, то войны не может быть.

— Почему украинские сериалы никак не раскрутятся?

— На это нужны как деньги, так и мощные телеканалы, чтобы эти деньги вернулись. Сериал имеет более серьезную почву в виде разработки детальных биографий героев, из которых выходили бы все сюжетные линии. Они должны быть не только интересными, но и отвечать на конкретные проблемы нашей жизни. И еще опираться на собственную национальную идентичность, на собственную картину мира. Если этого не будет, мы будем производить своих "Рабынь Изаур", которые сегодня уже не интересны.

— По мнению многих кинокритиков, сегодня повышается уровень сериалов, тогда как уровень "одноразовых" фильмов значительно просел. Как можно объяснить эту тенденцию? Как сериалы влияют на человека, его сознание?

— Это мировая тенденция, сериалы перехватили инициативу повсюду. Для режиссеров это больше возможностей, для зрителя — долгое время пребывания в приятном для него виртуальном мире. Известно, что в сериалы вставляют подсказки насчет правильного поведения с точки зрения здорового образа жизни. Например, в сериалах "Элементарно" о Шерлоке Холмсе или "Голубая кровь" о полиции Нью-Йорка герои, когда едят, все время пьют воду, что соответствует медицинским рекомендациям пить как можно больше воды. Кроме медицинских, возможны и другие подсказки. Сериал о жизни людей нетрадиционной ориентации "Уилл и Грейс" изменил к ним отношение американцев, как об этом заявил вице-президент США Джозеф Байден.

— Почему телевидение остается более важным средством воздействия на человека, чем интернет-медиа и бумага: газеты, журналы?

— Телевизионная информация более доступна, она подкреплена картинкой, это дает преимущества перед газетой. К тому же газета не может рассказывать о случившемся наживо. Что касается интернета, то уже сегодня многие американские семьи отказались от телевизоров. Это сделано, кстати, и из-за сериалов. В Америке три провайдера дают возможность смотреть сразу все серии, например, а не ждать продолжения. Это Netflix, Amazon и HBO. Netflix, кстати, имеет отдел со ста человек, который занят только созданием рекомендаций-подсказок для зрителя, чтобы поощрить его смотреть следующий фильм. И 80% идут именно по такой подсказке, потому теряются в бесконечном выборе фильмов. Оказалось, что человек не способен сделать свой выбор сам в таком количестве фильмов. Одновременно никто больше не смотрит в семье фильмы вместе, потому сериалы не с кем обсудить, все только в онлайне.

— Почему происходит падение бумажного чтения, если посмотреть на падающие тиражи газете и книг, но растет интернет-чтение?

— Интернет-чтение не растет так, как убивается бумажное. Люди уже не способны читать длинные тексты. Цивилизация в чем-то остановилась, те же сериалы забирают людей от книг. Когда-то волна модернизации несла потребность в книгах, в науке, а теперь происходит остановка, во время которой человек делает переход от старой вербальной цивилизации к новой визуальной. Например, Великобритания уже имеет 10% переход образования на видеоигры.

— Будет ли интернет "под контролем"? Какова тенденция в законодательной плоскости разных стран, к чему все идет?

— Он уже находится под частичным контролем. Просто пока не нашли разумных возможностей контролировать сразу миллионы людей, поэтому используют замену — троллей. Есть целые воинские команды, работающие в Китае и Израиле. Это просто другой тип контроля, когда "твоя" точка зрения распространяется интенсивнее. К этому следует добавить, что у людей выработалась сниженная реакция на "страшные" новости. Возникли также возможности блокировать ту или иную информацию, это требуют от Google, например. Возникло законодательное право на забвение. Таким образом, от интернета все время отнимают "кусочки" свободы.

Источник: ONLINE.UA Теги: , , , , , , ,
Loading...