К войне с Украиной Путина подтолкнули два человека - российский политолог
Категория
Политика
Дата публикации

К войне с Украиной Путина подтолкнули два человека - российский политолог

К войне с Украиной Путина подтолкнули два человека - российский политолог
Источник:  online.ua

О том, почему Владимир Путин пошел на аннексию Крыма, людях из его окружения, которые разжигали войну против Украины, какую часть своей военной силы Москва бросила на Донбасс, и что могут изменить выборы в РФ в интервью ONLINE.UA рассказал политолог и социолог, президент российского исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский.


Первую часть интервью читайте здесь: В войне с Украиной у Путина есть два мотива — российский политолог


- Путин хотел аннексировать Крым? Ведь аннексия - это не совсем то, что мы видим в Приднестровье или Абхазии.
- Думаю, что сначала Путин хотел из Крыма делать Приднестровье и Абхазию. Но в Крыму на уличных протестах проукраинские массы были активнее, чем пророссийские, причем среди майдановцев были не только крымские татары и украинцы, но даже русские с табличками «Я – русский, хочу жить в Украине». Даже на митинге 26 февраля 2014 – за день до путинского вооруженного захвата – у парламента Крыма в Симферополе проукраинских демонстрантов было в разы больше, чем пропутинских. И это при том, что большинство путинских были централизованно привезены в Симферополь на автобусах из Севастополя (т.е. среди симферопольцев проукраинских было раз в десять больше, чем пропутинских). В итоге путинисты проиграли, были вытеснены с площади у парламента и ни с чем на тех же автобусах вернулись в Севастополь. Вообще, даже пропутинские крымчане отнюдь не желали конфликтовать с Украиной и на вопросы даже российских журналистов: «Вы за Россию?» отвечали: «Мы – за Крым». Крымские чиновники тем более не хотели выступать на стороне России, а ряд горсоветов даже принимали резолюции в поддержку Украины.
То есть, крымчане – даже пропутинские – не горели желанием не только на деле (тем более, с оружием в руках!), но даже на словах - на митингах - выступать против Украины. Никто не хотел и входить в «сепаратистское правительство» типа ДНР. Настрой пропутинских крымчан и 100% пропутинских крымских чиновников был такой: если вы там в Кремле чего-то от нас хотите – то сами за нас всё и делайте, берите нас официально под своё покровительство, гарантируйте нам поступления из российского бюджета, тогда мы, может, и согласны…


Проукраинская акция в Крыму в 2014 году. Фото: Крым. Реалии
В этой ситуации Путин должен был либо захватить Крым, либо отступить. Отступать для него тогда значило вообще никак не отомстить за начало ухода Украины из-под колониальной зависимости РФ. Путин пошел на захват, так как в Крыму это было несложно: там было российских войск (25 тысяч) примерно в 3-4 раза больше, чем украинских. Военный перевес - на стороне РФ, а украинская армия не была готова к активным и агрессивным действиям. Далее, увидев, что все получилось в Крыму, он начал раскручивать Донбасс. В первую очередь, путем жесточайшей телевизионной пропаганды за войну. В России все телеканалы путинские, даже отчасти и полунезависимый «Дождь», который курируется Сурковым (помощником президента РФ Владиславом Сурковым, - ONLINE.UA), тем более, что «Дождь» на платной подписке, он недоступен обычным жителям. Все каналы подчинены Кремлю - Сергею Иванову (руководитель администрации президента России, – ONLINE.UA), поэтому на путинском ТВ Иванова или Путина критиковать нельзя, а Медведева (премьер-министра страны Дмитрия Медведева, - ONLINE.UA) – можно.
- Почему?
- Потому что Сергей Иванов и Сергей Чемезов – лидеры самой милитаристской группировки в окружении Путина - хотят сместить Медведева и поставить премьером кого-то своего.




Сергей Чемезов и Сергей Иванов. Фото: ТАСС
- Кого именно?
- Вариантов может быть несколько. Это сам Сергей Иванов или его ставленник, кто-то типа Дмитрия Рогозина (вице-премьера РФ, - ONLINE.UA). Может, даже Кудрина (бывшего вице-премьера и министра финансов РФ, - ONLINE.UA) – он в этом противостоянии играет на стороне Иванова и Чемезова.


Именно Иванов и Чемезов, в первую очередь, были инициаторами войны с Украиной, они и подталкивали к ней Путина. Они обогащаются на войне. Чемезов возглавляет главную военно-промышленную монополию – корпорацию «Ростех», куда входит большинство заводов по производству оружия и взрывчатки. Те предприятия, которые не входят в монополию, как, например, производитель танков «Уралвагонзавод», управляются ставленниками Чемезова – его другом еще по Иркутску (после которого Чемезов служил вместе с Путиным в КГБ в ГДР) Олегом Сиенко и сослуживцем по КГБ в ГДР Евгением Школовым. Чемезов - друг Иванова (когда в 2007 Иванов рассматривался как один из двух кандидатов в будущие президенты, Чемезов поддержал его, и пошли разговоры, что Чемезов будет премьер-министром при Иванове-президенте) и, вероятно, делится с ним частью доходов.
Если вы посмотрите, кто реально самый главный в Крыму и Севастополе – это полпред президента РФ Олег Белавенцев (разговор проходил до перевода Белавенцева на другую должность и включения Крыма в состав Южного федерального округа РФ, - ONLINE.UA), про которого часто пишут, что он якобы «ставленник» министра обороны Шойгу (например, в российской Википедии, – ONLINE.UA) – но это неправда. Белавенцев еще в конце 1980-х годов служил в КГБ в ГДР вместе с Путиным, Чемезовым и Щеголевым (Игорь Щеголев, помощник президента РФ, включен в санкционный список США, – ONLINE.UA), потом в 1999-2000 годах Белавенцев снова был замом Чемезова по военно-промышленному ФГУП «Промэкспорт», и только после этого проверенного путинца-чемезовца Белавенцева отправили путинским «смотрящим» к изначально не путинскому Шойгу.
Если вы посмотрите на Гиркина и Бородая, то увидите связь с Константином Малофеевым (российским бизнесменом, которого считают причастным к так называемой "русской весне" в Украине, - ONLINE.UA), а у него в попечительском совете Фонда Василия Великого находится Игорь Щеголев, сослуживец Путина, Чемезова и Белавенцева по КГБ в ГДР. Малофеев также известен тем, что покупал акции для сына Сергея Иванова.
Эти все люди - костяк путинской милитаристской группировки Иванова-Чемезова, которая организовывает все путинские войны и получает от них финансовую выгоду. Другое дело, что Россия получает только убытки.
- О каких суммах идет речь?
- В 2015 году весь военный бюджет РФ – 5 триллионов рублей (80 млрд долларов, – ONLINE.UA). В том числе, 1670 млрд – бюджет Минобороны (формально возглавляемого Шойгу, но фактически с 1999 года – с перерывом разве что на министерство Сердюкова 2007-12 – курируемого Сергеем Ивановым), еще 19,2 млрд – официально подведомственные Минобороны Спецстрой, ФСВТС и ФСТЭК, 23,3 млрд – Росрезерв, 4,4 млрд – Росграница. Но самый большой кусок – 2980,5 млрд – это «закрытые цепочки бюджетной росписи» (и самый большой рост за год – если бюджет Минобороны вырос на 8%, то «закрытых цепочек» - на 35%), куда входят возглавляемый Чемезовым «Ростех», возглавляемый друзьями Чемезова «Уралвагонзавод», «Объединенная судостроительная корпорация» (совет директоров которой возглавляют выходец из чемезовского «Оборонпрома», министр Мантуров и вечный зам Чемезова Артяков), основанная Ивановым (вместе с другом Чемезова по Иркутску Алексеем Федоровым) «Объединенная авиастроительная корпорация» и т.д.
Еще 200-300 млрд (точную цифру мы увидим только в бюджете-2017) расходует Росгвардия Виктора Золотова (также член клана Иванова-Чемезова), куда вошли внутренние войска, ОМОН, СОБР и т.д. Я перечислил только чисто военные ведомства, а в частичном выполнении военно-армейских функций задействованы и целый ряд других министерств и ведомств – от ФСБ, МВД, СВР, ФСО и ФСИН до Роскосмоса и Росатома, и от Минобразования (начальная военная подготовка, военные кафедры, милитаристская пропаганда на «уроках мира» и «встречах с ветеранами»), Минздрава и ФМБА до Минэкоромразвития, Минпромторга, Росимущества и Росреестра.
Кроме того, еще более 1 триллиона идет на холодную войну: это тайное финансирование примерно 200 различных коммунистических, фашистских, нацистских, исламистских и сепаратистских организаций по всему миру – всех деструктивных сил по всему миру.
Еще полузамаскированные расходы - почти 1 триллион рублей на раздачу российского оружия российским колониям и полуколониям, признанным и непризнанным «государствам». Формально его раздают в кредит, но фактически все понимают, что эти кредиты никогда не будут возвращены. Эти так называемые кредиты вынуждены выдавать ВТБ (Внешторгбанк) и ВЭБ (Внешэкономбанк), которые изначально очень даже прибыльные (выдают кредиты под 20-30%, а платят по вкладам – лишь 3-6%), но из-за таких «кредитов» «государственной важности» постоянно влетают в убытки и ежегодно требуют докапитализации из бюджета по 200-300 млрд.
Таким образом, весь этот милитаризм – горячий и холодный – обходится простым россиянам в 7 триллионов рублей ежегодно.



Сергей Иванов и Владимир Путин. Фото: nance.ru
- А есть группы, которые могут противостоять милитаристской?
- Это все остальные. Но дело в том, что все остальные боятся сказать Путину что-то «не то» в лицо. Доклады Путину подают Сергей Иванов и его администрация президента. Вся информация проходит через него. У всех остальных нет возможности системно влиять на Путина. Намеки не действуют. Тем более, что Иванов и Чемезов ведут жесточайшую агитацию в противоположном направлении, и под контролем Иванова всё телевидение. А там можно иногда критиковать Медведева, но никогда нельзя ни словом – войну и милитаризацию. В газетах - то же самое. Поэтому создан такой контекст, когда голос критики, если и есть, то его никто не слышит. Путин создал ситуацию, когда вокруг него нет самостоятельных фигур, только люди, которые ему всем обязаны и не хотят его огорчать.
- Есть ли конфликт между различными силовыми и правоохранительными структурами?
- Наиболее известный конфликт в России - между Александром Бастрыкиным (председатель Следственного комитета РФ, – ONLINE.UA) и Юрием Чайкой (генеральный прокурор РФ, - ONLINE.UA). Конфликт давний, который просто перерос в войну. То Чайка через пиарщиков заказывает у Навального наезд на Бастрыкина, то наоборот - Бастрыкин заказывает наезд на Чайку. Война Генпрокуратуры и Следственного комитета идет уже почти 8 лет. Это традиционные феодальные войны между вассалами. Такая же война идет между «Газпромом» и «Роснефтью» (первый ассоциируется с Медведевым, вторая возглавляется Сечиным). Такая же война идет между Тимченко и Сечиным, между Медведевым и Ивановым.
- Эти войны как-то отразятся на осенних выборах в Думу?
- Есть определенные трения между партией Медведева «Единая Россия» и блоком партий Иванова-Чемезова КПРФ-СР-ЛДПР. В последних трех проектах большое количество ставленников Иванова-Чемезова. В КПРФ это где-то треть депутатов в проходной части списка. Жириновский традиционно работает с тем, кто возглавляет администрацию президента. Его хозяин там.
- А новые партии?
- Из новых партий наибольшие шансы у нового кремлевского проекта - «Партии Роста» Бориса Титова и Оксаны Дмитриевой. Хозяином партии является Борис Титов, бизнес-партнер Геннадия Тимченко еще с 1989-90 годов. Там сконцентрированы интересы крыла экспортеров, которые заинтересованы улучшать отношения с ЕС, Турцией, Украиной, США. Если вы посмотрите, откуда Россия получает нефтегазодоллары, куда РФ экспортирует нефть и газ, то основные покупатели - это страны ЕС, Украина и Турция. В случае газа, по газопроводам на ЕС, Турцию и Украину приходится почти 100% российских поставок. И это как раз те страны, с которыми Путин поссорился. Экспортеры нефти и газа - за примирение с покупателями. Ведь понятно, что европейские страны могут запустить политику постепенного отказа от российских нефти и газа. За год-два не откажутся, а за 10-20 лет – это реально. Им политическая конфронтация с потребителями не нужна. Поэтому «Партия Роста» - это проект той части окружения Путина, которая хотела бы смягчения отношений с ЕС, Турцией и Украиной.
- А Медведев?
- Медведев скорее представляет группу, которая не заинтересована в обострении. «Газпром» в определенной степени считается медведевской монополией, а эта корпорация заинтересована в том, чтобы от российского газа не отказывались в ЕС, Украине и Турции. Тогда как Зюганов, Жириновский и Миронов (лидеры Компартии РФ, ЛДПР и партии "Справедливая Россия", - ONLINE.UA) управляются Ивановым-Чемезовым и поддерживают наиболее конфронтационную линию.
- Путин может под выборы в России обострить ситуацию на Донбассе?
- Обострить может когда угодно, но с выборами это не будет связано. Надо понимать важнейшую вещь: рейтинг Путина вырос не из-за захвата Крыма, а из-за радикального усиления телевизионной пропаганды. С 2014 года путинское телевидение стало промывать мозги раз в 100 сильнее, жестче и тотальнее, чем раньше. Людям как бы каждый день говорят: ты или за Путина, или ты враг народа и агент ЦРУ. Так сказать, «по законам военного времени». Такая атмосфера начала формироваться с февраля 2014 года. Именно это привело к росту рейтинга Путина. Хотя очень трудно понять, реально ли люди стали лояльнее к власти, или просто стали намного сильнее бояться признаться в нелояльности. Рейтинг Путина растет от пропаганды, а не от захвата Крыма, Донбасса или бомбежек Сирии. Если бы ту же реальность подавали по телевидению негативно, то рейтинг Путина упал бы.
И это радикальнейшее усиление-ужесточение телепропропаганды (а также пропаганды в интернете и газетах) раз в 100 – то есть сразу на несколько порядков – понадобилось Путину вовсе не для какого-то «поднятия рейтинга», который и до этого был, может, не на высочайшем уровне, но на средне-высоком, вполне удовлетворительном. Цель огромного ужесточения путинской пропаганды с февраля 2014 была в том, чтобы агитировать всё население, а главное – военных, против Украины, за войну с Украиной, ведь поначалу даже те военные, которые раньше стреляли и убивали, не были готовы стрелять в украинцев. Именно поэтому, кстати, Путину понадобилось бросать на войну против Украины чеченцев, абхазов, осетин, дагестанцев и прочих кавказцев, а также и бурятов с тувинцами – для всех них украинцы не братья.
Когда в 1994-95 годах в РФ было два основных телеканала, и «1 канал» освещал ввод российских войск в Чечню лояльно, но без восторга, а РТР - даже критически, то и после того, как Коржаков-Грачев очень постарались создать картинку «страшного чеченского терроризма» руками своих марионеток Басаева-Кадырова, всё равно 74% россиян были за переговоры о прекращении войны, и лишь 12% - за военные действия до полной победы. И рейтинг Ельцина тогда упал в разы – опять же, не столько из-за войны как таковой, сколько из-за того, что на ТВ попадала правда о войне. На РТР тогда было много идейных демократов – не гениев, не заметивших всех тайных колониальных войн Ельцина 1991-94, но когда война была объявлена официально, не могших уже молчать и взбунтовавшихся против войны. Если бы тогда на ТВ освещали войну так, как сейчас – то и рейтинг Ельцина бы тогда вырос…

- Но теоретически Россия может завести сегодня еще больше войск на Донбасс?
- Надо понимать, что в российских войсках формально более 1 миллиона человек. Но там и пограничные войска, и ракетчики, и военкоматы, и штабисты, физруки, секретари с секретаршами и прочие различные люди, которые оружия в руках не держали и не собираются, а если и держали – то не готовы сами под пули и под снаряды… Поэтому тех, кто реально может воевать - около 100 тыс. человек. В Афганистане одновременно находились около 100 тыс. военных. Первая война в Чечне – 80-тысячная группировка. Вторая война – 70 тысяч.



Российские танки на Донбассе. Фото: Информнапалм
Поэтому на Донбассе и на территории Ростовской области сейчас находится вся реальная мощь армии России. Плюс Путин ведет войну в Сирии, где около 20 тыс. человек воюет. Плюс война в Йемене, где тоже несколько тысяч человек. Есть войска в Армении, Таджикистане, Приднестровье, Вьетнаме и т.д. Больше военных у Путина нет. Можно бросить в Украину необстрелянные части, но это может закончиться трагически для Путина. Если российская армия начнет разбегаться, то путинский режим может рухнуть. Путин на такой риск никогда не пойдет – он человек очень опасливый. Мне кажется, он каждый день встает с мыслью: а что бы еще такое сделать, какую бы дырочку в российской политсистеме заделать, чтобы точно никакая мышь не пробежала, и чтобы точно никто никогда не смог лишить его власти, и он мог царствовать вечно.
Вся реальная мощь российской армии воевала и воюет против Украины. Это касается как численности войск, так и вооружения. Например, на 2012 год в РФ было систем залпового огня «Град» в рабочем состоянии 800 штук (и еще 1700 в нерабочем состоянии, на так называемом «хранении»), из них в пиковые моменты находилось в ДНР-ЛНР 430 «Градов» и еще 300 - в Ростовской области на замену им. То есть, и вся оружейная мощь российской армии была задействована в войне против Украины. В результате, к 2016 году число «Градов» в рабочем состоянии упало в российской армии до 550.

- Почему боевые действия на Донбассе на некоторое время затихали, а сейчас опять обстрелы?
- Обстрелы были приостановлены только в сентябре-октябре 2015 года (впрочем, и тогда, когда не было обстрелов, путинские боевики каждую ночь ставили мины-растяжки, чтобы украинские военные при утреннем обходе подрывались и гибли). Тогда Путин бросил силы и внимание на спасение своей колониальной администрации в Сирии. Потому что к концу августа 2015 сложилась ситуация, когда сирийская оппозиция могла взять Дамаск и Латакию – то есть, столицу и родной город семейства Асадов, самые последние оплоты. С ноября 2015 снова начались десятки путинских обстрелов ежедневно. Гибнут украинские военные, мирные жители и путинские боевики, на которых Путину абсолютно плевать.

- ЕС может пойти на одностороннее снятие санкций с РФ?
- Пока не будет прекращения войны, никто в Европе не будет серьезно думать о снятии санкций с РФ. Санкции не просто так, а вполне логично: захват Крыма в феврале и его официальная аннексия в марте, начало войны на Донбассе в апреле, сбитие «Боинга» в июле, массированный ввод регулярных российских войск в августе 2014 года, захват Донецкого аэропорта в январе и г. Дебальцево в феврале 2015 (а точнее – превращение путинскими обстрелами и того, и другого в руины).
Но группе Иванова-Чемезова невыгодно, чтобы война прекращалась, так как они прямо обогащаются на росте военных расходов.
Но, как это ни удивительно, сейчас такой момент, когда и простые россияне имеют возможность повлиять на ситуацию: если политические агенты Иванова-Чемезова в лице КПРФ-СР-ЛДПР получат меньше, чем на прошлых выборах, а особенно, если вдруг второе место займет не КПРФ, а «Партия Роста», то это будет серьезный аргумент для Путина за то, что россияне хотят курса на примирение с ЕС, США, Украиной, Турцией. Кроме того, если в сумме «Партия Роста» Титова-Дмитриевой, ПАРНАС Касьянова и «Яблоко» наберут больше, чем ивановско-чемезовская тройка КПРФ-СР-ЛДПР, то это тоже будет чётким и ясным сигналом для Кремля, что народ проголосовал за мир, а не войну. Путин не сможет эти настроения просто игнорировать – он человек очень опасливый, и очень боится «потерять рейтинг». Конечно, он не пойдет сразу на кардинальное изменение ситуации, но будет стараться «найти общий язык» уже с новыми общественными настроениями.
Александр Куриленко

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?