Из-за Путина РФ грозит потеря территорий, Китай может забрать их даже без войны - российский политолог
Категория
Мир
Дата публикации

Из-за Путина РФ грозит потеря территорий, Китай может забрать их даже без войны - российский политолог

Из-за Путина РФ грозит потеря территорий, Китай может забрать их даже без войны - российский политолог
Источник:  online.ua

О том, как Владимир Путин вводит Россию в состояние турбулентности, чем это грозит, сепаратизме и том, почему в долгосрочной перспективе не исключено появление китайских танков на территории РФ, в интервью ONLINE.UA рассказал российский политолог, доктор политических наук, руководитель украинской Экспертной группы "СОВА", в недавнем прошлом - профессор Кубанского государственного университета Михаил Савва.


Первую часть интервью читайте здесь: С Путиным нельзя договориться, есть одно условие решения вопроса Донбасса - российский политолог


- Россия - все еще страна с доминированием русских, 80% от всего населения. Это как мононациональная страна. До 2014-го главными "иными" были кавказцы и представители народов Центральной Азии. Теперь понятно, что главные "иные" - мы, украинцы. Куда пойдет российский национализм, и куда его поведут?


- Дело в том, что до Украины режим Путина использовал стратегию поощрения русского национализма, воспринимая российских националистов как органическую составную своей поддержки. За последние три-четыре года ситуация изменилась, потому что власть поняла - русский национализм может стать неконтролируемым. Поэтому российские оппозиционные националисты попали под такую же "раздачу" власти, как и либеральная оппозиция. Их лидеры, как Александр Белов (Поткин), находятся в СИЗО и тюрьмах. Некоторые вынужденно эмигрировали в Украину или страны Евросоюза. Кое-кто получил статус беженца, кстати, вполне оправданно, поскольку их преследование носило политический характер.


Сейчас режим Путина использует методику "точечных" репрессий против всех потенциальных противников. Кремль ликвидирует даже потенциальные угрозы, в том числе русский национализм. Объективно угрозой для российского режима также является Рамзан Кадыров и его система личной власти в Чечне. Уже сейчас остро проявляются противоречия между кадыровцами и ФСБ.



Сепаратизм в России может развиться из-за турбулентности, которую приносят действия Путина. Фото из соцсетей


- Какая там система власти? 


- В Чеченской Республике использована "схема Моргана". Когда-то британская королева, чтобы не бороться с пиратами Карибского моря, дала самому сильному пирату должность вице-губернатора Ямайки (пират Генри Морган был вице-губернатором Ямайки во второй половине XVII века, - ONLINE.UA). В Чечне человек такого же плана получил пост руководителя субъекта федерации. Сегодня подразделения МВД РФ, которые находятся в Чечне, являются фактически личной гвардией Рамзана Кадырова, насчитывают более 12 тысяч человек.


- Но они - как наша Нацгвардия, там у них нет серьезных артиллерийских систем, они не могут выстроить систему ПВО…


- Да, у них нет тяжелого вооружения, но есть оружие, которое позволяет вести современную войну, в том числе бронетехника.


Создание Росгвардии имело, среди прочих, такую важную цель, как выведение подразделений МВД в Чечне из-под управления Рамзана Кадырова. В новой Росгвардии изменяется система подчинения, теоретически Кадыров теряет влияние на этих людей. Это дает возможность отправить на пенсию бывших боевиков, которые сегодня служат под российскими погонами. Сегодня они уже все пенсионеры по выслуге, их можно заменить на людей, которые не имеют личных обязательств перед Кадыровым. Но в России действует режим имитации. Это означает, что даже самые важные начинания не могут быть выполнены эффективно. Как результат, в Чечне до 2018 года отложены все эти переформатирования, хотя Росгвардия создана. Поэтому планы власти ликвидировать угрозы со стороны различных национализмов в РФ есть, но они не могут быть реализованы со 100%-й эффективностью.


Читайте также: Националисты устроят погромы в Москве, и Нацгвардия Путина не поможет - российский политолог


- Но вопрос в том, что кроме русского и чеченского национализмов есть еще и другие - татарский, черкесский, башкирский, аварский…


- Начиная с конца 80-х годов прошлого века, в России сначала поднимается русский национализм, потом он падает, а национализмы этнических меньшинств усиливаются. И наоборот. Это две синусоиды с разбежкой в 90%.


Национализмы этнического большинства и меньшинств подогревают друг друга, но они не накладываются. Проблема в том, что Путин загоняет РФ в режим турбулентности – частых непрогнозируемых потрясений. В этой ситуации национализмы могут синхронизироваться друг с другом, и возникнет эффект социального резонанса, вплоть до бурного всплеска сепаратизма и распада страны.


- Возможно ли обострение именно на Северо-Западном Кавказе, где нет мононациональных республик, как Чечня или Ингушетия, где есть межэтническое напряжение?


- Конфликты возможны не только между русскими и этническими меньшинствами, но также между этносами-соседями. Их можно прогнозировать на основе истории взаимодействия этих этносов. В Карачаево-Черкесии основной потенциальный конфликт – между карачаевцами и русскими. Это две основные по численности группы республики, черкесов там всего около 12%. В КБР есть напряженность между кабардинцами, очень близкими черкесам (термин черкес используется часто как объединяющее название для адыгейцев, кабардинцев и черкесов), и балкарцами, которые, по сути, являются одним народом с карачаевцами. Между ними, кабардинцами и балкарцами, искрит часто по, казалось бы, совершенно невинным поводам. Например, активисты кабардинского движения любят устраивать конные походы в годовщину Канжальской битвы, это самое начало XVIII века. А балкарские активисты утверждают, что такой битвы вообще не было, никто крымских татар и турок в Кабарде не громил, и встают на пути этих конных походов…


Конечно, Северный Кавказ – потенциально конфликтный регион. Конфликт может возникнуть на Ставрополье. Если ехать через Ставропольский край, то вы увидите, что треть Ставрополья на востоке уже является фактически территорией Дагестана, она заселена выходцами из Северного Дагестана. Как только видите на заправке в Ставрополье молельную комнату для мусульман – это уже Дагестан, где нет такой комнаты – началась русская территория. Эта экспансия вызывает не только напряженность, но и явные конфликты, и Ставрополье может стать территорией масштабного конфликта между русскими и кавказцами. Другие территории региона или мононациональны, как Чечня или Ингушетия, или там ситуация как в Осетии - русские и осетины не демонстрируют противоречий. Армяне в конфликтах на Северном Кавказе обычно выступают вместе с русскими в силу религиозной близости.


- Кстати, а возможен русский национализм как сепаратизм, например, на Северо-Западном Кавказе или на территории Ставрополья? В Москве могут просто "не понимать" регионы. 


- Могут. Основной канал информации для Кремля - силовые структуры, в первую очередь, управления ФСБ субъектов федерации. Они управляют информационным потоком в Кремль. Есть другие потоки, но они не альтернативные, а союзнические по отношению к ФСБ. В силу этого происходит искажение фактов, а их трактовки подгоняются под пожелания "лидера нации".


Российский региональный сепаратизм есть. Это явление известно в Российской империи с ХІХ века. Первые посадки по таким делам произошли в 1860-х годах, по делу сибирских областников. Именно в тот период часть сибирской интеллигенции сформулировала идею – имперский центр эксплуатирует ресурсы Сибири, но ничего взамен не дает. Эти идеи активизировались в период Гражданской войны на всей территории Российской империи. Я могу вспомнить Кубанскую народную республику/Кубанский край, которая существовала два года как независимое государство. Она помогала Деникину, но не была вассалами "белых"…


Напомню, что попытки провести марши за федерализацию летом 2014 года предпринимались в Краснодаре, Новосибирске и Калининграде. Эти попытки были придушены в самом начале. Кубанская гражданская активистка Дарья Полюдова, которая пыталась организовать марш за федерализацию Кубани, отбывает наказание и сейчас. Я не могу сказать, что эти марши были проявлениями реального сепаратизма. Это, скорее, был флешмоб, способ показать авторам идеи федерализации Украины, что они бросаются камнями в стеклянном доме. Идея сепаратизма присутствует и на других российских территориях, но она не главная в массовом сознании. На вопрос, поддержит ли человек выход его региона из РФ, отвечают утвердительно от 1 до 8%, в зависимости от региона.


- Ну, была бы идея, в Украине в начале ХХ века могло быть не намного больше.


- Верно. Эта идея есть, и в условиях турбулентности она может стать доминирующей очень быстро.


- Китай, относительно которого есть опасения в российских либеральных кругах, представляет опасность для РФ? Или два авторитарных режима могут легко договориться против демократий? 


- Это демократии редко воюют друг с другом, а вот два авторитарных режима – часто. Думаю, Путин действительно пропускает китайскую угрозу. Это объективная угроза. Сегодня можно говорить о разных экономических потенциалах Китая и РФ. Во Владивостоке вы можете увидеть билборды с рекламой: "Стоматология в Китае!". На китайском берегу приграничных рек за десять лет выросли новые огромные города. Пенсионеры едут в Китай доживать век на российскую пенсию, там есть для этого целые городки. Экономическое взаимопроникновение приграничных регионов стало очень глубоким. Ситуация идет к тому, что когда-то влияние Китая на части российских территорий не будет никем оспариваться. Это просто станет фактом. При этом Китай не снимал задачу территориальной экспансии. Достаточно вспомнить войны с Индией, Вьетнамом или геноцид в Кампучии.



В армии Китая, среди прочего, предусмотрен такой вид боевых действий, как просачивание. Фото из открытых источников


Путин потерял союзников на Западе и бросился на Восток. Но там он может найти только хозяина, а не союзника. Как минимум, эта стратегия грозит потерей территорий без войны, но по праву сильного.


- То есть, не будет развертывания китайских танковых бригад на просторах Дальнего Востока или Сибири?


- В краткосрочной перспективе, конечно, нет, а вот про долгосрочную перспективу так сказать не могу. Россия, как член Совбеза ООН, уже показала Китаю методику работы по "отжиму" территории других стран. Ядерный статус в отношениях с другой ядерной страной не спасает. Кстати, в уставе китайской армии есть важная особенность - кроме обороны и наступления, предусмотрен еще такой вид боевых действий, как просачивание на территорию противника.


- Что было бы идеальным сценарием для РФ, если представить, что такой сценарий возможен? 


- Демонтаж режима единоличной власти, реальная федерализация, модернизация - как политическая, так и экономическая. Россия все еще остается экономически самодостаточной страной, еще есть историческое время для перемен. ВНП (валовой национальный продукт, - ONLINE.UA) на душу населения в РФ примерно втрое больше, чем в Украине.


Читайте также: У Путина есть иллюзия, которая его погубит, а России не избежать войны - Айдер Муждабаев


Когда Крым был аннексирован, то ВРП (валовой региональный продукт, - ONLINE.UA) в Крыму был ниже, чем в Чечне. Иными словами, экономический потенциал сохраняется, пока нефть и газ остаются товарами на мировом рынке. Никто еще не придумал эффективную замену углеводородов, хоть разработки в этом направлении уже ведутся. У России все еще есть шанс на нормальную жизнь, но надо отказываться от внешнеполитических авантюр. А это невозможно без демонтажа политического режима.


Александр Куриленко

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?