Агенты перемен в украинских школах
Категория
Интересное
Дата публикации

Агенты перемен в украинских школах

Агенты перемен в украинских школах
Источник:  online.ua

Групповые задания, современные материалы и ориентированность на ребенка - такими могут стать уроки английского для украинских первоклассников.

Наибольшим переменотворцом в современной среднем образовании пока является проект «Новая украинская школа», целью которого является приспособленном к реальной жизни обучения: дети получают не только знания, но и навыки для самореализации. В частности это касается и английского языка: его преподавание планируют сделать более полезным для учеников.

2016 и объявили годом английского языка в нашем государстве, тогда же и состоялся первый набор на проект от Британского совета в Украине. Школьных учителей научили передавать знания о новых методах преподавания своим коллегам - подготовили тренеров, и будут продвигать реформы на местах. В прошлом году запустили вторую волну проекта, в нынешнем заканчивается уже третья: с 21 по 27 февраля состоялись конечные тренинги для будущих тренеров 17000 преподавателей первых классов украинских начальных школ.

Обучение должно быть веселым и интересным

Кандидатов выбирали среди участников двух предыдущих волн, интенсивное обучение прошли лучшие. О впечатлениях от будущих тренеров рассказала тренерка из Британского совета Светлана Дроботенко: «В нашей группе было 15 представителей из разных областей Украины, половина из них прошли первый этап в 2016 году, остальные - в 2017. Они уже проводили тренинги на местах, поэтому был свой опыт, но и вопросов было предостаточно. В прошлые годы мы учили участников использовать современные методики преподавания, а в этот раз объясняли, как адаптировать их к украинской начальной школе, особенно акцентируя внимание на преподавании первоклассникам.

Обучение должно быть интересным и веселым. Сделать его таким поможет песня, игра, куклы, маски ... Мы должны учить детей коммуницировать, дружить, говорить на английском, но так, чтобы те не чувствовали, что они на уроке.

В Украине очень много учителей, которых самих надо учить, поэтому работать придется нон-стоп. Для преодоления «саботажей» от представителей старой системы их надо задействовать с первой минуты - спрашивать, что именно с активностей они используют для изменения своей школы. Мы хотим убедить учителей слезть со сцены и работать ради учеников.

Я уверена в тренерах: если им дадут возможность реализовать полученные знания, они сделают все лучше. Единственное, что может остановить процесс реформы, - контроль со стороны местных органов власти».

Тренеры будут посылать отчеты на промежуточных этапах работы, их будут поддерживать и координировать. Выпускники уже определили, какие новые методики точно используют во время занятий, а попытаются, несмотря на сомнения: планирование и анализ улучшают качество работы.

Учителя английского не говорят по-английски

Александра Каргина - учительница в Куцурубський ООШ I-III ступеней имени Тараса Шевченко. Уже в сентябре учителя, которые пройдут ее тренинги, учить первоклассников по программе Британского совета, а пока Александра делится впечатлениями и надеждами:

«Я проходила первую часть подготовки в 2017 году. Было сложновато, но я получила толчок к развитию. На этот раз было легче. Хотя, когда мы узнали, что предстоит высидеть по 8 часов ежедневно, испугались. Как оказалось, зря: для нас подготовили интересную программу, поэтому мы даже не замечали, как бежит время.

Первый тренинг в 2017 году я проводила для 20 учителей Очаковского района. С самого начала преподаватели из сельских школ не были готовы воспринимать новые методы: они не понимали, что дает тренинг, ожидали, что будут только лекции и академический материал. Но по окончании, перемены были поразительными: они начали использовать на уроках методы, которые мы предложили.

У меня тоже изменилась методика преподавания, я начала вчитываться в методические рекомендации. Ранее было непонятно, что от тебя хотят, но после обработки материала действительно начинаешь видеть смысл в каждом слове.

Детям тоже нравятся изменения, они любят делиться на группы или пары, хотя первые три урока было сложно, никто не понимал, что надо делать. На практике ученики лучше воспринимают материал, им нравится, когда учитель работает не только по учебнику. Мы должны учить детей говорить и думать на английском, а не сдавать тесты.

В сельской школе есть большая проблема: сами учителя английского иногда не говорят на этом языке. У меня была та же проблема, но это надо преодолевать.

Я очень хотела бы изменить наши учебники: они должны соответствовать британским рекомендациям. Пока самая эффективная форма работы - общение с носителем языка, просмотр видео и фильмов. Дети любят делать 3D-книги. Старшие классы могут работать как преподаватели с младшими: это взаимодействие выгодно для всех.

Надо понимать, что дети в сельской школе не имеют благоприятных условий. В них часто нет мотивации к обучению. ВНО для них не чем-то важным, поэтому единственное, что может заставить учиться, - интерес к предмету. Когда я вернулась после первого этапа тренингов, имела ощущение, будто меня перевернули с ног на голову, - я неделю не могла прийти в себя и начать работать: старые методы я еще не успела выбросить из головы, а новые еще не умела использовать.

Нашей школе очень помогает то, что мы входим в Куцурубскую объединенную территориальную общину: финансирование изменилось, повысили зарплату, появились компьютеры, принтеры, интернет. До этого все было на собственные средства.

Но большой проблемой остается администрация школ. Ты не можешь пойти против руководства, даже если они не понимают новых методов преподавания. Обычно требования от МОН проходят несколько этапов, прежде чем дойти до учителя: это «испорченный телефон», учителя из разных регионов имеют противоположные рекомендации от районов. Информация, доходит до нас, может вообще не иметь отношения к идеям МОН, например, интерпретация интегрированных предметов ».

Церемонию вручения сертификатов посетил и заместитель министра образования и науки Украины Павел Хобзей: «Сейчас готовятся учебные программы, и я могу сказать, что все берут за основу именно нашу программу изучения иностранного языка. Мы надеемся, что вместе с новой программой дети получат хорошие учебники, но это сомнительно, потому что времени мало».

Саймон Уильямс, директор Британского совета в Украине, во время вручения сертификатов тренерам подчеркнул, что это не окончание проекта, а только начало долгого процесса для учителей. Их 121, и действительно собираются изменить украинские школы, делают мемы для лучшего восприятия информации и представляют собственные результаты во Imagine Dragons. Видимо, в 2018 так и должно быть.

Фото: Александр Пилюгин

Автор Оксана Расулова

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?