До Дня перемоги ONLINE.UA попросив героїв наших недавніх інтерв'ю (і не тільки) висловити свою думку про святкування
9 травня.
Їм було запропоновано згадати особисту історію, пов'язану з Днем перемоги, і відповісти на запитання: 9 травня - українське свято чи ні?
Яна Осадчая, луганская журналистка
В детстве этот праздник был для меня очень важным. Но тут «праздник» - не совсем правильное слово. Это был ритуал. Грустный и торжественный.
Мы с дедом, инвалидом войны первой группы, незрячим, каждый год ходили на парад. Дед ждал этот день — бабушка утром прикрепляла ему к пиджаку награды, и мы отправлялись в центр города. Дед слушал митинг, выпивал наркомовские сто грамм, и мы возвращались домой. Дома был телевизор с военными песнями и салют. И истории. Много историй от дедушки, бабушки о той войне…
Когда старики умерли, вся эта традиция исчезла. На 9 мая я, живя в Луганске, ходила, как говорится, по работе, репортажи делать. Впечатление оставалось очень тягостным. Вся эта атмосфера нагнетания, ощущение, что война не закончилась, что она будет вечной, и мирное небо над головой, все эти шарики, сирень – только иллюзия. Однажды в школе я писала сочинение про войну. И почему-то вместо затертой фразы «они сражались за наше будущее» написала «сражались за наше безумие». Вот так и было. Безумие. Безумие вечной войны…
Нужен ли праздник? Праздник – это когда весело, когда радость. А 9 мая – это для меня День памяти, о деде и бабушке.
Считаю очень удачным нынешний подход в Украине к отмечанию этого дня. Лозунг «Никогда снова» - самый правильный, и он прочувствован такими людьми, как я, которым пришлось столкнуться с новой войной, той самой, не закончившейся в головах моих бывших земляков… Во время Второй мировой войны погибло очень много украинцев. Мы не имеем морального права отдавать этот день противнику, наша задача идеологическая – связать подвиги украинцев за Родину в единое целое…
Те, кто сегодня воюет на Донбассе, являются преемниками тех, кто сражался в 40-х. Но делать это надо без пафоса, без этого русского надрыва, чтобы война не стала основой нашего мировоззрения. Лозунг «хочешь мира – готовься к войне» давно пора отправить в утиль. Заниматься армией, патриотическим воспитанием – это одно, а воспитывать поколения в духе вечной войны - совсем другое. Война должна стать наконец-то страшным сном.
Потому сегодня у нас с дочерью появилась новая семейная традиция. 9 мая мы идем в парк Победы и просто к вечному огню возлагаем цветы. Я хочу, чтобы война в ее восприятии ассоциировалась, прежде всего, с трагедией, а не с каким-то там героизмом, самопожертвованием и прочим.
Читайте также: "Русский мир" пришел с крепкими кулаками – Яна Осадчая
Шерман Дрозд, киевский писатель, участник Майдана:
Победа - это не всегда победа добра. Победа - это не всегда победа правды. Победа - это не всегда победа без жертв. Странно делать из победы долгосрочный праздник, когда мы понимаем, насколько страшной она может быть. Но ведь надо помнить, чтобы не повторить, так ведь? Гражданин помнит войну, даже если не участвовал в ней. Гражданин помнит войну, когда бьет морду неугодному немцу в турецком отеле. Гражданин помнит войну даже тогда, когда, нацепив георгиевскую ленту, сам же эту войну и разжигает.
Гражданин любит праздники, которые у нас происходят по трем причинам: кто-то родился, кто-то умер и кто-то освободился. Когда я сталкиваюсь с 9 мая, то мне тяжело привязать его к одному из вышеперечисленных событий. С одной стороны, деды воевали, и ты от этого никуда не денешься, и, безусловно, те оставшиеся ветераны, словно губка, впитывают в себя всенародную энергию единения и радости. Им важно чувствовать себя нужными членами общества по сей день. Знать, что их подвиг помнят. Знать, что их воспринимают как освободителей. С другой стороны, было положено столько жизней и пролито столько слез, что победой (смотри выше) это назвать очень трудно. И это понимаем мы, украинцы, которые увидели жернова войны и желваки Сатаны, которые вряд ли после всех кошмаров будут праздновать победу с размахом и пьяным румянцем.
Так что же делать? Забыть, запретить и выкинуть прочь? Нет, и есть вариант намного лучше. Праздник надо индивидуализировать. Вот хорошо в последнее время придумали. Берешь мак и на лацканы цепляешь, тихо к памятнику идешь и цветы кладешь. В школу ветеранов привели, а дети их благодарят. Без лишнего грохота танков на главной площади страны. Без лишнего пафоса политиков, воспринимающих чужие победы как собственные. Без лишней истерии. Словно Богу молишься, один на один - и больше никого. Отданная дань усопшим близким, жившим в непростые времена, сделает намного больше, чем громкие возгласы и битье в грудь с криками: "Да мой дед..."
Я уверен, что если бы сначала "победу" воспринимали как необычайный порыв человеческой силы, опадающий до трусости и поднимающийся до героизма, умытый грязью и кровью, смертью и любовью, ненавистью и прощением, а не как извечную радость над трупами поверженных врагов и похвалу советской "Родине", то и меньше оружия несло бы сейчас на себе отпечатки человеческих рук.
Читайте также: Пропаганда России начинает крошиться — Шерман Дрозд о хитром способе борьбы с врагами Украины
Алексей Бида, координатор Центра документирования в Украинском Хельсинкском Союзе по правам человека, волонтер:
9 мая – это день памяти, день скорби. В Украине нужно в этот день поминать всех погибших, независимо от стороны конфликта. В этот день уместнее проводить антивоенные митинги. И пора прекращать культивировать образ врага. А историй, связанных с Днем победы, на ум не приходит.
Я на майские праздники в походы всегда ходил. В Крым. А теперь не хожу. Война - с*ка. Инициаторы войн - преступники. Война пахнет кровью и человеческими нечистотами. В ней не может быть победителей, только жертвы. Только откат в развитии – экономическом, духовном, эволюционном.
Читайте также: После пыток спина у меня была цвета флага ДНР — Алексей Бида
Онджей Соукуп, журналист газеты Hospodářské noviny (Прага, Чехия):
В детстве я гостил у бабушки в городе Пльзень. На въезде был огромный плакат “Спасибо советским освободителям!” Пикантности ситуации добавлял факт, что этот город освободили американцы. Что, естественно, все в городе знали. Будучи пионером, я пару раз стоял 9-го мая у памятных досок на домах, где погибли люди во время Пражского восстания в конце войны. Но и здесь было не без подвохов. Уже будучи старшеклассником, я наткнулся на информацию, что один из главных руководителей восстания, коммунист Йосеф Смркоский, в 50-х годах был на грани расстрела из-за того, что комитет повстанцев принял помощь со стороны власовцев. Так я, собственно, узнал о самом существовании РОА (Русская освободительная армия – ONLINE.UA).
Бабушка моя была учительницей, но после доблестной победы пролетариата в 1948-м году ей было указано на её буржуазное происхождение (её папа был до войны директором гимназии). Она всю жизнь проработала в библиотеке маленького города Трутнов. После 1968-го года книги, подлежащие уничтожению по причине политической неблагонадежности, каким-то образом оказались у бабушки дома.
И вот я в библиотеке бабушки нашел книжку “ТрУсы” («Zbabělci») писателя Йосефа Шкворецкого. Он описывал майское восстание в восточной Чехии с точки зрения 16-летнего юнца, который интересовался джазом и девушками.
Я всё это пишу после того, как вернулся с Ольшанского кладбища, где находится главное военное захоронение советских солдат. Фотограф Владимир Поморцев порядка 10 лет занимается выяснением обстоятельств смерти похороненных и проводил экскурсии.
Ольшанское кладбище в Праге. Фото Владимира Поморцева
Я понимаю, что подобные мемориалы в значительной мере символические, и зачастую похоронены люди, которые погибли в других местах. Тем не менее, я был удивлён, когда выяснилось, что там погребен один (!) красноармеец, про которого достоверно знаем, что он погиб по время боев за Прагу. Где-то пятая часть захороненных умерла от отравления метиловым спиртом. Второй причиной был туберкулёз, только потом шли боевые потери.
Всё вышеизложенное никак не умаляет подвига солдат, которые на восточном фронте смогли остановить нацистов и потом взять Берлин. Они на своих плечах вынесли все ужасы войны и вырвали победу. Не будь её, то никакой Чехии и чехов как таковых сегодня бы не существовало. У меня язык не повернется осудить солдат, решивших отметить конец войны при помощи спирта.
Меня только смущают весь официоз, пафосные речи, заклинания типа “Никогда не забудем!” и тому подобное. Меня всегда терзают смутные подозрения, что такие ораторы, на самом деле, не только не знают историю, но и не хотят её знать. Ибо история может мешать её использованию в каких-либо политических или личных целях. Мне гораздо ближе подход Володи Поморцева, который знает почти всё о почти двух сотнях похороненных на пражском военном кладбище солдат. А я пойду и поставлю свечку к одной из мемориальных досок на месте смерти повстанцев.
Подготовил Ярослав ГРЕБЕНЮК