Активіст з Лисичанська Олександр Кобзар дав відеоінтерв'ю в студії
ONLINE.UA.
Минулого року Олександр був частим гостем нашої студії, він намалював картину, яка отримала великий суспільний резонанс - про те, як в Луганській області заправляють колишні "регіонали".
У матеріалах
Біля "кордону" ЛНР слабо відчувається влада Києва, а люди вірять в казки сепаратистів і
від Опоблоку захопив місто на Донбасі, а сина мера шукають за наркотики активіст розповів про те, як в Луганській області поширюються сепаратистські настрої, а нардеп від Опозиційного блоку Сергій Дунаєв і його люди взяли місто під контроль і керують ним фактично незалежно від Києва.
Цього разу Олександр Кобзар спеціально приїхав до Києва, щоб розповісти, як на місцях чиновники примудряються наживатися на тендерних закупівлях. Це цікаво в контексті того, що в Україні давно вже діє система держзакупівель ProZorro, за допомогою якої українська громадськість намагається контролювати махінації чиновників. Але на місцях знаходять способи обійти цю систему.
Читайте также: Есть один способ отучить чиновников воровать - советник днепропетровского губернатора
- В январе этого года активисты нашего движения "Штаб спасения Лисичанска" обнаружили, что новая снегоуборочная машина, приобретенная для города на государственные деньги, оказалась не просто "бэушной", а на машине ржавчина, на ней еще были перебиты номера. Навесное оборудование не сертифицировано. По данному факту возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 364 УК Украины). Также в рамках данного криминального были произведены обыски у двух заместителей городского головы Лисичанска, их подозревают в превышении служебных полномочий.
- В последнее время написано написано о системе PROZZORO, о том, как с ее помощью удается остановить тендерную коррупцию. Так как же удается эту систему обойти?
- Я расскажу о схемах, которые используются. По закону, государственное предприятие, которое тратит на закупку больше 50 тыс. грн., обязано опубликовать договор в системе PROZZORO. И вот, договор публикуется, но не публикуется приложение, где указана цена товара, количество приобретенного — хотя это неотъемлемая часть договора.
Или сейчас делается так — договор заключают на год. Цены за услуги в договоре не проставлены, просто указывается, что цены проставят, когда они появятся в накладных. То есть, опять невозможно узнать реальную стоимость товара.
Гражданские активисты мониторили систему PROZZORO и обнаружили такие факты: коррупционеры используют "дыры" в законе, крупные закупки "дробят" до дограничных сумм — и таким образом скрывают от общества цены, по которым производится закупка.
- Что значит "дограничная сумма"?
- "Дограничная" закупка на товары по закону — 200 тыс. грн., на услуги - полтора миллиона гривен. Если сумма ниже этого порога - можно не проводить тендер. Поэтому общий ремонт "дробят" на ремонт отдельных участков — таким образом можно не проводить тендерную процедуру, и уйти от общественного контроля.
Представим, например, ремонт государственного здания, больницы — это большой имущественный комплекс. Должен происходить тендер на ремонт всего здания, а чиновники разбивают на части: ремонт второго этажа, ремонт фасада, замена окон. И можно обойтись без тендера.
Но самое главное, в чем мы разобрались: на самом деле нет механизма привлечения к ответственности тех, кто нарушает закон о тендерных закупках — например публикует на PROZZORO недостоверную информацию о ценах или неполный договор.
И про порог в 200 тыс. грн. Лисичанский отдел образования покупают сухое молоко по 160 гривен на сумму 199 200 гривен. Сумма договора всего на 800 гривен меньше пороговой, если бы было двести тысяч, то нужно было бы проводить электронный аукцион. И уже не придерешься, но мы находим, что в Днепропетровске такое же молоко покупают для больниц за 89 гривен, а в Запорожье — по 65.
- Расскажите о частностях, может, это в других регионах пригодится! Вот как вы, в Лисичанске, нашли нарушения в случае с вашей снегоуборочной машиной?
- Управлением ЖКХ Лисичанска было подготовлено техническое задание: приобрести новый комбинированный автомобиль на базе КрАЗ. То есть, основные условия сделки на технику звучали так: "новая, которая не была в использовании, без механических повреждений и следов коррозии, в собранном и исправном состоянии, пригодна для использования в соответствии со своим назначением".
Когда купили снегоуборочную машину, об этом активно стали рассказывать провластные СМИ. Но на вид она очень старой была — а купили ее за 2 млн 276 тыс. грн.! У меня есть доступ к аналитической платформе YouControl, стал разбираться с этой покупкой.
На тендер откликнулись лишь двое участника. Что мне сразу стало подозрительным: я в реестре пробил эти две фирмы, одна выглядела просто подставной — из Рубежного Луганской области, директор имеет кучу предприятий, многие закрылись. Данное предприятие в 2016 году торговало стульями, конторской мебелью и тумбочками в Сватово и Белокуракино — откуда у них мог появиться КрАЗ почти за два с половиной миллиона? И вот вторая фирма, ООО "Автомастер и К" из Кременчуга, с которой заключен договор — в 2015 году фирма имела оборот всего лишь 1 млн 200 тыс. грн. Специфика деятельности: ремонтирует кузовы автомобилей, производит автосварочные работы. Естественно стало подозрительным — откуда у них может быть новый КрАЗ?
Мы подали заявление в правоохранительные органы, чтобы они произвели детальное обследование машины. Уже при осмотре экспертной службы МВД было выяснено, что номера на машине перебиты, что выпустили ее в 2007 году. Для управления лисичанского ЖКХ в Кременчуге ее регистрировал директор предприятия, который ее и продавал – он для этого получил доверенность. В договоре купли-продажи была указана цена 205 тыс. грн. — то есть в десять раз ниже.
За сколько же ее купили. Если в договоре двести тысяч, а отдали за машину больше двух миллионов? Цена техники такого возраста, как минимум вдвое меньше.
И кстати, в соседнем Северодонецке для города тоже купили подобную машину. Когда наш скандал всплыл и было заведено два уголовных дела, северодончане также заинтересовались. Я им помог пройти по пути, который мы прошли, они подали все запросы и, как и в Лисичанске, выяснились нарушения — но уже по другой схеме. Но мне сомнительно, что два города, которые рядом находятся, покупают аналогичные машины в одно и тоже время, практически за одинаковую цену — и обе машины оказываются старыми и с перебитыми номерами. Не верю в такие совпадения.
- Против кого заведены уголовные дела?
- Возбуждены дела против исполняющей обязанности начальника лисичанского ЖКХ. Ее арестовывали, а потом отпустили под залог. Я посмотрел судебный реестр: согласно формулировке правоохранителей фирма, продавшая снегоочиститель, со своего расчетного счета перевела средства на счет одного из руководителей нашего города. И в рамках этого уголовного дела произошел обыск у первого заместителя Лисичанского городского головы Андрея Шальнева и заместителя городского головы Андрея Якимчука. Что нашли, я не знаю, но обыски были.
- Я правильно понимаю — правоохранители подозревают, что чиновники получили "откат" с этой покупки?
- Да, потому что когда следователи брали разрешение на проведение обыска и выемку документов у фирмы, продавшей машину, они аргументировали, что по оперативной информации, фирма выплатила деньги как премию за выигрыш в тендере. Поэтому следствие требует доступа к счетам предприятия — это есть в реестре судебных решений. Отсюда следует, что, возможно, кто-то из чиновников эти деньги получил.
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК