У заключній частині інтерв'ю ONLINE.UA донецький блогер і журналіст
Денис Казанський розповідає Ярославу Гребенюку про висновки, які можна зробити після двох років з початку військового конфлікту на Донбасі.
Казанський говорить про те, як у прихильників "Новоросії" ейфорію змінило важке похмілля, розповідає історію людської підлості і робить висновок, що в нинішній Україні вигідно бути ворогом держави.
- Так иногда вспомнишь: вот мы с этими людьми, будущими "гражданами ЛНР-ДНР" жили бок о бок – они голосовали за Януковича, смотрели российское ТВ, в общении озвучивали довольно бредовые идеи - но я их считал такими же украинцами, как и жителей других регионов страны. А что же потом с ними произошло, откуда это ослепление возникло? И почему, после двух лет ада, оно, как видим, не проходит?
- На Донбассе был период эйфории, был колоссальный подъем - пришла Россия! Они не хотели слышать никакой критики, никаких сомнений по поводу того, что России, конечно же, не будет. Эйфория - это как та же влюбленность: поначалу ничего не видишь, тебя чувства ослепили, о недостатках человека думать не можешь.
У людей была эйфория, и тот, кто пытался ее разрушить, сразу же посылался – очень жестко: «Ах ты, провокатор!» Могли человека избить, даже если он просто скажет: «Да какая Россия, вы что, гоните? Россия никогда не возьмет Донбасс!»
Я понимал, что пока это ослепление не прошло, ничего объяснить нельзя. И, опять же, понятно было - через год-полгода они поостынут, и начнется другая жизнь: у крымчан, дончан пройдет фашистская истерика, и наступит тяжелое похмелье.
Читайте также: Путин не собирался вводить войска, но не хватило фанатов "Новороссии" — Денис Казанский
Ты это понимаешь, но пока находишься в этом отрезке времени, - ни хрена не можешь сделать. В этом знании была обреченность: люди в истерике бьются, все катится в тартарары – а ты ничем не можешь помочь.
И вот самые лютые безумцы поостыли. Они понимают, что ошибались - умом понимают. Но они инфантильны, абсолютно детская черта – ребенок будет знать, что не прав, но упорно доказывать свое. Здесь такая же история. Ватники – очень инфантильный народ. Патернализм, любовь к диктатору - ведь это такие детские чувства, когда нужен отец, защитник.
И теперь они не признаются, что ошиблись. Между собой в разговоре могут сказать: да, мол, наворотили дел! А тебе, оппоненту, они будут до последнего доказывать свое: «Вот если бы не объединились, пришла бы хунта, запретила русский язык, и всех бы убили!» Ты ему: «Ну, в Харькове же не было войны! И в Одессе, в Запорожье! И все живы - никто никого не притесняет!» - «Это они посмотрели на Донбасс и решили не запрещать русский язык!»
Вот такие бредовые постройки, но у них всегда так, такая логика.
- У меня есть пару случаев, когда у знакомых, далеких в мирное время от политики, настолько поехала крыша, что вот сейчас мне доказывают, что в материальном отношении жить в Луганске лучше, чем в Киеве. Правда, не могу вспомнить ни одного случая, чтобы человек резко сменил окраску – был, например, "оранжевым", а стал функционером в ЛНР. Ты что-то можешь припомнить подобное?
- Вот случай, который поразил. Если так, по-человечески, то это - история о подлости. Был такой человек - активист Евромайдана, фанатичный активист. Причем очень давний – из Фундации региональных инициатив, производил впечатление проевропейского человека. Его звали Рома Хузяхметов. Он ходил на все наши майданы, был организатором, когда начались конфликты, чуть с титушками не дрался.
Читайте также: В Донецке ждали, что его заберет Россия, а Губарев устраивал мракобесие — Денис Казанский о начале войны
Потом, когда уже началось дикое сепарское движение, я про него долго не слышал, и вот прошел слух, что его Бес-Безлер в Горловке посадил на подвал. Мне было его так жалко: «Вот, бедный Рома, как попал!» А затем он всплывает в Дебальцево - уже как активист ДНР, ярый ватник! История вот в чем - Рома по каким-то причинам не хотел уезжать, он готов был жить в Донецке с теми, кто находится при власти. Поэтому работал на два фронта, ходил одновременно на Евромайдан и Антимайдан. Нам рассказывал: «Я знаю пацанов из «Молодых регионов», они мне информацию сливают!» А на ту сторону сливал информацию о нас. И ждал, кто победит.
В итоге, когда стало понятно, что победили сепары, он поехал в Горловку и хотел там устроить свою карьеру. А его там взяли как проукраинского активиста, «майдауна» и посадили на подвал. Посидел и вышел – но какой ценой? Я сейчас читаю его публикации на ФБ – это просто уникальный черт! Как я понимаю, у Безлера Рому взяли в оборот и поставили условие – отбеливать определенные силы.
Главными организаторами ДНР он называет регионалов, которых в то время реально не видно было в Донецке. А теперь регионалы отжали сепарское движение – всех сумасшедших типа Губарева выбросили. Остались те, кто был раньше - только была Партия регионов, а стала «Молодая Республика». И вот Рома пишет, что Алексей Грановский ("министр" в "Министерстве промышленности и торговли ДНР", – ONLINE.UA) и другие абсолютно левые персонажи, абсолютно зависимые, что это они организовывали «революцию». А этого в помине не было, это я точно знаю.
Роман Хузяхметов - слева
И поскольку там идет вражда между группировками, Хузяхметову поставили задачу – очернять Губарева. И он постоянно пишет какую-то х*рню про Губарева и его людей: мол, Губарев примазался к движению. И Губарев в ответ его люто ненавидит и пишет жалобы, в какие-то «МГБ ДНР», что Рома - «майдаун засланный»! А тот в ответ пишет на Губарева пасквили. И, таким образом, покупает себе свободу.
- Еще что интересно: вытеснение «народных полководцев» - это ведь обычная практика революций. Об этом столько исторических исследований. И как можно было удивляться, когда начался отстрел «бэтменов» – атаманы не нужны никому!
- Да, революция пожирает своих сыновей - и на Донбассе своих перемочила. «Народная революция! "Новороссия"! Прогоним олигархов!» Я уже говорил: было ноль конструктива. Они ничего никогда не создавали: безработные, гопота, люмпены, полусумасшедшие. Это был путч, бунт, тупое восстание - чем оно и отличалось от Майдана. Беспощадное мочилово с мародерством, отжимами. Если в Киеве ни одной машины не отобрали, то в Донецке сразу начали с грабежей. Было непонятно, как люди этого не видят, как можно быть такими тупыми? И всех дурачков, которые верили, что это народная революция, их просто использовали: или убили, или они сбежали в Россию.
- Стоит подумать и о вине Украины. Самая большая страна в Европе не имела ни армии, ни правоохранительной системы; в СБУ работали сотрудники ФСБ; на территории державы размещались войска «потенциального противника». И так держались почти 25 лет…
- В Украине не было государства как такового, оно разложилось еще в 90-е, во времена Кучмы. И то, что произошло после Кучмы, было заложено при нем. А людям было наплевать, они не объединялись против коррупции, коррупция государство разъедала. И получили то, что заслужили, на самом-то деле.
Когда началась «русская весна» на Юго-Востоке, там, где люди смогли объединиться, удалось защитить свои города. Но в Донецке и Луганске силы был неравны – пророссийских было больше. И государство вообще ничего не сделало, чтобы защитить граждан. Оказалось, что нет ни армии, ни милиции - все создавалось с нуля.
- И, по-твоему, государство исправилось как-то за эти два года?
- Я все потерял. Тех же, кто войну затеял, их не преследуют, не сажают в тюрьму: начиная с Ефремова, заканчивая гопниками, которые взяли автоматы.
Читайте также: Сепаратисты говорили, что у Ахметова была своя ДНР — Денис Казанский
Тогда с прагматической точки зрения возникает вывод - в Украине выгоднее быть врагом Украины, не любить Украину, чем оставаться законопослушным гражданином. Даже чисто финансово.
Вот если бы я пошел тогда в «ополченцы», я мог бы грабить магазины, отжать себе тачку, поселиться в чужой квартире, стрелять по украинским военным – а сейчас жить спокойно и ожидать обещанной в Минске амнистии. Всех бы ограбил, бабла намутил, а выборы на Донбассе будут – еще бы и депутатом стал.
Денис Казанский
А так я - потерявший все беженец.
Выходит – да, в Украине выгоднее быть врагом Украины. И если государство подталкивает своих граждан к такому выводу, то у него очень печальные перспективы.
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК