Про політику Кремля на Донбасі,
визнання так званих "паспортів" ДНР і ЛНР, про нові загрози для режиму Володимира Путіна і прийдешні вибори президента РФ в інтерв'ю ONLINE.UA розповів російський драматург, публіцист і блогер Володимир Голишев.
Першу частину інтерв'ю читайте тут:
їна хоче позбутися "чорної діри", а загроза стабільності перебільшена - публіцист з РФ
- Признание "паспортов" ДНР и ЛНР - это что? Подъем субъектности, продолжение старой игры?
- У Кремля достаточно ограниченный арсенал дипломатических инструментов. Кроме блефа и шантажа, в нём практически ничего нет. Но блеф – товар скоропортящийся. Если в него не верят, приходится признавать поражение или… повышать ставки. Таким повышением ставок было вмешательство в сирийский конфликт. Потом была ставка на победу Дональда Трампа, которая сейчас выходит Кремлю боком. Весной и летом этого года принесёт свои горькие плоды уже вмешательство в европейские выборы.
То же самое, очевидно, будет и с Донбассом. Паспорта – это прозрачный намёк на то, что Россия не исключает официального признания "молодых республик", хотя, на самом деле, таких планов нет.
- А дальше?
- Очередной провал и еще одно повышение ставок. Так они могут доповышаться и до признания – для Украины это хорошая новость.
- Почему?
- Для Украины ничего не изменится, но многое изменится для России. Признание Донбасса может стать той самой соломинкой, которая переломит хребет верблюду. РФ окончательно превратится в изгоя – о выходе из международной изоляции придется забыть. Придется нести полную ответственность за жителей оккупированного региона, при том, что его продукция в России никому не нужна. Одним словом, признание – это внушительный шаг к скорейшему демонтажу РФ в ее нынешнем виде. Как именно изменится устройство страны, предсказать довольно трудно. В одном можно не сомневаться – экспансионистский курс проводить будет некому. И Украина получит долгожданный мир. На месте украинцев я бы даже желал Кремлю сделать эту глупость.
Читайте также: В России создают хунту, а Путин закармливает силовиков, чтобы они стреляли в людей - экономист из РФ
- Но все говорят, что у Путина 100% шансы переизбраться, что ничего не будет меняться…
- На президентских выборах 2012 года транзит власти был не менее декоративным. Парни из "ленинградской подворотни" поменялись креслами – только и всего! Тем не менее, был нешуточный кризис. Страну полгода потом лихорадило. А ведь ситуация тогда была близка к идеальной. Все показатели росли. Грузию "простили". Впереди была Олимпиада. Люди покупали кредитные иномарки, проводили отпуска в Турции и Египте. Начались выплаты материнского капитала. Многодетным семьям раздавали бесплатную землю.
Сегодня все по-другому. Даже если Путин останется, перед ним будет стоять очень сложная задача – подтвердить на избирательных участках достоверность дутых цифр ВЦИОМа (Всероссийского центра изучения общественного мнения – ONLINE.UA). Он не просто должен победить – он должен победить с крупным счётом и при высокой явке.
Еще более рискованный вариант – назначить преемника. С Путиным все-таки связана колоссальная инерция. За 18 лет к нему привыкли, многие избиратели уже не помнят время "до Путина". Его подлинная "легитимность" – это привычка людей видеть его в роли первого лица. Любой новый человек этого естественного преимущества будет лишен. А значит, высока вероятность того, что страна пойдет вразнос. Если в этот момент Россия повесит себе на шею еще и Донбасс (теперь уже официально), все может закончиться довольно быстро.
- Но есть же Крым, которым можно все объяснять?
- Крым есть до тех пор, пока РФ будет оставаться в ее нынешнем состоянии.
- Я имел ввиду Крым как электоральную педаль – когда можно связать свое президентство и Крым.
- Его, конечно, будут использовать. Но это важно лишь для той части населения РФ, которая зависит от пропаганды. Я вас уверяю, что это меньшинство – те, кого принято называть "ватниками". Большинство людей пропускает пропаганду мимо ушей. Тема Крыма для них абсолютно неактуальна.
- У оппозиционных интеллектуалов в РФ есть проект того, какой будет Россия после Путина?
- Я не вижу независимых от Кремля фигур. Вся наша оппозиция – или штатные актеры, или статисты, которых разыгрывают "втемную". Людей, имеющих собственное представление о будущем России, нет. Я мог бы назвать Михаила Касьянова, но он – не политик, а высококлассный чиновник. Он был очень хорошим главой правительства, но никакого "проекта" у него нет.
Скорее, можно назвать какие-то региональные фигуры. Скажем, президент Татарстана Рустам Минниханов уже сейчас позволяет себе довольно резкие и болезненные для Москвы заявления. Или мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман – человек с авантюрным складом характера и харизмой. Думаю, на местах таких людей много. Просто они не хотят себя обнаруживать раньше времени. Когда корабль российской государственности накренится, мы о них узнаем.
Читайте также: Путин проиграл и резко меняет концепцию по Украине — Андрей Пионтковский