Про "мишоловку", в яку потрапив Володимир Путін, його поразку в боротьбі з Заходом, ядерний шантаж Росії і майбутнє так званих ДНР і ЛНР в інтерв'ю ONLINE.UA розповів російський політолог Дмитро Орєшкін.
- Существует ли связь между обострением Кремлем ядерного шантажа и такими событиями как, например, расследование и доклад по сбитому на Донбассе Воeing 777?
- Связь есть, и она типично путинско-советская. Дело в том, что путинская Россия обреченно проигрывает Западу. На Западе того, что называют "soft power" (мягкая сила, - ONLINE.UA) на порядок больше, чем у Путина. Это можно проследить в экономической, культурной, финансовой и информационной сферах. Запад представляет более интересную и перспективную модель. В мирном соревновании Россия проигрывает.
Например, в России традиционны сетования на то, что Майдан организовали американцы за счет печенья Виктории Нуланд (помощник госсекретаря США по Европе и Евразии 11 декабря 2013 года посетила Майдан после попытки его разгона силовиками, она принесла с собой печенье и хлеб, что в дальнейшем широко использовалось российской пропагандой, – ONLINE.UA). Это распространенный миф, но он рушится одним вопросом: а кто мешал заместителям Лаврова или же самому министру Лаврову приехать на Майдан с печеньем "Юбилейное" (торговая марка российского печенья, – ONLINE.UA) и раздавать его людям, чтобы на равных конкурировать с Нуланд? Я бы с интересом посмотрел реакцию публики на появление там Сергея Лаврова.
- Почему это важно?
- Потому что у России было очень много конкурентных преимуществ перед Западом в Украине: общая история, понимание языка, экономические связи. Премьер-министр Дмитрий Медведев, бывший глава Администрации президента Сергей Иванов и сам Владимир Путин по-разному, но говорили одно и то же: США вложили 5 млрд в развитие демократии в течение 20 лет, а РФ, как говорил Сергей Иванов, 100 млрд. Путин говорил - 10 млрд в год. Тут важна не сумма, а то, что, проговаривая это, они вовсе не думали о вопросе качества политического менеджмента. Потому что, если теряют клиента с 300-ми годами исторической лояльности, который еще получает в разы больше от российских менеджеров, чем от американских, то таких кремлевских менеджеров можно назвать только обидным словом "эффективные".
Дмитрий Орешкин. Фото: imrussia.org
- Почему "российский" доллар не равен американскому?
- Все российские деньги идут в трубу, разворовываются. Использовать их как "soft power" не получается. Запад предлагает более интересную модель жизни и развития, а путинская модель такого не предлагает, поэтому все деньги идут в трубу. Америка эффективней.
- Что делать в такой ситуации "эффективным" менеджерам?
- Ядерный шантаж. Ядерная война - единственная сфера, которую можно считать относительно паритетной. У Путина нет в руках никаких других рычагов влияния на соседей. Тем более, он продолжает быть в плену геополитики времен Сталина, где тот, кто контролирует территорию – ее использует. Но уже не так. Запад уже контролирует и саму Россию. Ну, куда России девать свою нефть и нефтепродукты, кроме как на Запад? И завоевывать РФ ради барреля не надо, просто можно купить. Кремлю тоже нужны доллары США. Без долларов ничего не получается. Поэтому Путин может только пугать ядерным апокалипсисом.
- Это работает?
- В определенной степени. Миру ведь приходится иметь дело и с Северной Кореей, которая также использует ядерный шантаж. Но и у этого инструмента есть определенные ограничения. Все понимают, в том числе и российский генералитет, что в случае ядерного конфликта мало не покажется никому, в том числе и генералитету с их семьями. А к этому надо добавить, что большое количество чиновников и их дети живут за границей. Все понимают, что это страшилки. Однако так бывает в истории, что случается то, чего никто не хотел. Первая мировая - тому яркий пример.
- Но еще недавно говорили не так о ядерной бомбе, как об "энергетической сверхдержаве".
- Как экономический субъект, Путин никому не интересен. Во-первых, его трубопроводная империя уже неактуальна. Мир добывает углеводородное сырье (нефть, природный газ, каменный уголь, – ONLINE.UA) в большом количестве точек на Земле. Во-вторых, советская модель повышения цен на нефть путем провоцирования конфликта на Ближнем Востоке уже не работает, потому что нефть все меньше связана с одним регионом. Эта педаль не работает. Владимир Владимирович попал в мышеловку, где бесплатный сыр уже съели. Теперь он может только смотреть, как территория буфета, где он гуляет с победным видом, становится все меньше и меньше. Меню тоже скудеет.
- Но есть еще расчет на то, что на Западе испугаются шантажа?
- Более того, на Западе есть даже люди, которые готовы проводить политику умиротворения Путина. Но таких людей становится все меньше, потому что есть такая вещь, как репутация. Репутация Путина испорчена из-за полония в Лондоне (отравления Александра Литвиненко в Британии в 2006 году, – ONLINE.UA), сбитого в небе Украины Boeing, крымской и новоросcийской эпопей.
Сирия - отдельная история. Туда хотели зайти и быстро победить, а увязли уже на год, и надо еще там задержаться надолго. Зайти легко, а выйти тяжело. Без Путина асадовский режим падает. Поэтому Башар Асад повиснет еще одной гирей на шее российского бюджета. Я уже не говорю о потере личного состава и техники. Сейчас Путин в такой ситуации, когда он действует предсказуемо, а его фирменной фишкой была непредсказуемость. Он откусил Крым, никто не был готов. Но сегодня даже его непредсказуемость предсказуема, все понимают, кто он такой.
- Может ли Владимир Путин начать наступление на Донбассе?
- Думаю, к этому все готовы. Будет ответ: летальное оружие для Украины и новый цикл санкций. Путин себе этого не может позволить. Проект "Новороссия" свернут. Проект ЛДНР тоже будет свернут, потому что денег на содержание этой странной публики все меньше. Чтобы сохранять победный вид, Путин будет повышать ставки. Если раньше он говорил, что Европа никуда не денется от российской нефти и газа, то сейчас об этом уже никто не говорит. Евросоюзу есть, куда деваться от российского газа. Даже Украина тоже может жить без "Газпрома". В экономической геополитике Путин уже проиграл.
Проект ЛДНР Путин, скорее всего, вынужден будет закрыть. Фото: ZN.UA
- Какими будут последствия этого проигрыша внутри РФ?
- Последние данные "Левада-Центра" показывают, что у Путина рейтинг доверия снизился до 74%, а на пике было 89%. Патриоты жалуются на слив Донбасса, непонятна ситуация в Сирии, продолжается ухудшение уровня жизни. Это тенденция вниз, и она будет долгой. Путину нужна локальная победоносная война, а все уже было - Чечня, Грузия, Украина. В Сирии маленькой победоносной войны не получается. Путин повышает ставки, начинает задираться против США. Но американцы прекрасно понимают его игру, поэтому вполне рационально отвечают: развивают противоракетную оборону и давят экономически на РФ. У Путина остаются только пафосная риторика и доставание из кармана "ядерной гранаты", чтобы все видели, какой он крутой. Эта политика становится все более параноидальной, менее конструктивной и все более истеричной. Но люди не совсем же идиоты. Поэтому восторг от "крымнаша" медленно, но верно уступает разочарованию.
- Еще одна война может быть?
- А что Путин может сделать? Напасть на Латвию? Нет. Новый уровень войны с Украиной? Нет, потому что все готовы к этому. Где он может поднять свой рейтинг? Только в пропаганде, в покупке голосов на Западе. Ну, вот в России радуются тому, что какой-то американский журналист высказался за то, чтобы ослабить санкции против РФ. Ну и что? Почти весь американский истеблишмент думает иначе. На внутреннем рынке информационное пространство будут окучивать, но есть еще интернет. Всех начинает раздражать путинская говорильня. Выборы (в Госдуму РФ в сентябре, - ONLINE.UA) показали это очень убедительно.
- Как?
- Большая часть регионов просто проигнорировала выборы, была явка в 40%. "Единая Россия" получила на 4 млн голосов меньше, чем в 2011 году: было 32,4 млн голосов за "единороссов", а стало 28,5 млн. Это почти 4 млн. Вся нынешняя поддержка держится за счет вклада "электоральных султанатов": Чечня, Дагестан, Кемеровская область, Татарстан, Башкортостан, Мордовия. "Большая Россия" эти выборы проспала, а в "Малой России" явка была выше 90%. Поэтому заявления Путина о том, что такой высокий результат "Единой России" является "результатом сплоченности россиян в ответ на санкции и угрозы" - заблуждение. Никакой сплоченности нет.
По всем направлениям у Путина облом, поэтому остается только вера в ядерное оружие. Это работает до какого-то предела, но никто не знает, где тот предел. Плюс, если тему постоянно педалировать, то есть такая вещь как самоcбывающийся прогноз (в социологии это прогноз, который дает ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность, – ONLINE.UA). Это опасно для всех стран, а для РФ - в первую очередь.